Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
Специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок Д.С. Бруева
при участии представителей:
Филиал ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ЮВАО": Божевольного О.Ю., Логунова А.А.,
ООО "СИЭНСИПАЛС": Кузовлева П.Б.,
в отсутствие представителей Управы Южнопортового района г. Москвы, о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.NМГ/22310 от 30.05.2016),
рассмотрев жалобу ООО "СИЭНСИПАЛС" (далее - Заявитель) на действия Управы Южнопортового района г. Москвы (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий на 2016 год (Закупка NN0873200000416000215) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 30.05.2016 NМГ/22310 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в аукционной документации установлен противоречивый срок выполнения работ.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На основании п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в частности, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в п. 7 технического задания аукционной документации указан следующий срок исполнения государственного контракта: "Срок выполнения работ с 01.05.2016г. по 10.08.2016г", в п. 4 информационной карты аукционной документации срока оказания услуг "Срок выполнения работ до: 31.12.2016 г" п.10 технического задания аукционной документации "Сроки выполнения работ в соответствии с Графиком проведения работ(Приложение N3 к ГК)", в п. 3.1 проекта государственного контракта указано следующее: "Срок оказания услуг по Контракту установлены в соответствии с Техническим заданием, с 01.05.2016г. по 10.08.2016г", что, по мнению Заявителя, не позволяет участникам корректно определить срок выполнения работ.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы, пояснив, что при составлении аукционной документации допущена техническая ошибка.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы Заявителя, а также нарушения Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлен различный адрес выполнения работ.
Заказчиком в аукционной документации указано следующее: в п.1 Технического задания аукционной документации "Предмет закупки: выполнение работ по благоустройству дворовых территорий на 2016 год в рамках ПСЭР Южнопортового района. 7-я Кожуховская, д.14, корп. 1", в локальной смете аукционной документации "7-я Кожуховская ул., д.14. к 1", в п.4 информационной карты аукционной документации "Место выполнения работ: 115432 город Москва, улица Трофимова, дом 27 корпус 1", что не позволяет участникам закупки однозначно определить адрес выполнения работ.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы Заявителя, и нарушении Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя, в аукционной документации содержатся требования, которые не позволяют определить объем выполняемых работ.
На основании п.2 ст.42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация, а именно краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно доводам жалобы Заявителя, в п.6.1 и 6.2 технического задания указано следующее: "Приемка работ по ремонту асфальтобетонного покрытия осуществляются только после получения заключения специализированной организации о качестве выполненных работ. Специализированная экспертная организация выбирается Государственным заказчиком из перечня, утвержденного Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства. В случае отрицательного заключения специализированной организации, покрытие подлежат вскрытию и повторной укладки за счет средств Генерального подрядчика. Работы, по экспертной оценке, качества покрытия оплачиваются Генеральным подрядчиком работ и являются обязательным условием выполнения работ по укладке асфальтобетонного покрытия", а также в п.13 технического задания указано: "Проверка работ, выполняемых подрядчиком, производится Государственным заказчиком на протяжении всего срока действия контракта и включает контрольные мероприятия по подготовке подрядчика к производству работ, контрольные мероприятия по проверке качества материалов, используемых при производстве работ, контрольные мероприятия по проверке соблюдения технологии производства работ, контрольные мероприятия по завершении работ. Контрольные мероприятия проводятся Государственным заказчиком путём изучения документации подрядчика, отбора образцов и проб применяемых материалов, обследований и проверок объемов, выполнения технологии и качества работ", вышеуказанные положения отсутствуют в расчете начальной (максимальной) цены контракта, что не позволяет сформировать свое ценовое предложение на участие в данном аукционе.
Также в п.6.2 технического задания указано следующее: "Установка технических средств организации дорожного движения - искусственных дорожных неровностей (ИДН) производится при необходимости, по согласованию с Государственным заказчиком. Материалы: элемент средней части ИДН из резины, размеры 900х500х50мм; элемент краевой части ИДН из резины, размеры 900х500х50мм; анкер-болт оцинкованный с пластиковой втулкой, для крепления искусственных дорожных неровностей, размеры 10х140мм", а также п.6.5 технического задания "Спецификация, внешний вид, план установки, цветовое решение павильона контейнерных площадок определяется Государственным заказчиком по согласованию с советом муниципального образования района и инициативной группой собственников жилья окружающих домов (приложение 2 к Государственному контракту)", вышеуказанный вид работ, а также материалы отсутствует в расчете начальной (максимальной) цены контракта, что не позволяет сформировать свое ценовое предложение на участие в данном аукционе. Кроме того, представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы, пояснив, что при составлении аукционной документации допущена техническая ошибка.
В п.6.1 и п.6.2 технического задания указано следующее: "Генеральным подрядчиком совместно с Государственным заказчиком производится натуральное обследование дворовой территории, на основании которого определяется объем ремонтных работ и готовится необходимая документация", по мнению Заявителя в составе аукционной документации имеется локальная смета, которая определяет объем работ, таким образом, не предоставляется возможным определить цель обследования дворовой территории и дополнительное определение объема, а также за чей счет производится подготовка аукционной документации, что может вводить участников закупки в заблуждение.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе, лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную частью 8 статьи 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления вышеуказанных требований, а также каким образом предоставляется возможным определить объем выполняемых работ.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком аукционная документация составлена таким образом, что в нарушение п.1 ч.1 ст.33, п.2 ст.42 Закона о контрактной системе не позволяют определить объем затрат на выполнение работ, что может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
5. Согласно доводам жалобы Заявителя, в аукционной документации Заказчика в п.13 технического задания указано следующее: "Генеральный подрядчик производит поэтапную сдачу работ в соответствии с графиком производства работ, в день окончания очередного этапа", при этом календарным планом и проектом контракта не установлена этапность сдачи работ, что может вводить участников закупки в заблуждение и не позволяют определить этапность сдачи работ.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы, а также пояснил, что при составлении аукционной документации допущена техническая ошибка.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы Заявителя, и нарушении Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
6. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в инструкции по заполнению заявки установлены неправомерные требования.
В соответствии с п. 1, 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В инструкции по заполнению заявки Заказчиком указано следующее: "При описании материала щебня, участник должен указать один вид породы данного материала, при указании участником нескольких пород предложение участника будет расцениваться как не конкретное", при этом в п.5 "Щебень" Приложения N1 отсутствует параметр "Вид породы", также в п.6 "Щебень" установлены требования по таким параметрам, как "Марки по дробимости щебня из осадочных пород", "Марки по дробимости щебня из метаморфических пород", "Марка по дробимости щебня из изверженных пород", "Марка по дробимости щебня из гравия", что может вводить участников закупки в заблуждение.
Также в инструкции по заполнению Заявки указано следующее: "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны одновременно с использованием символов "точка с запятой", "запятая", - участнику закупки необходимо представить в заявке значения или диапазоны значений, разделенных символом "точка с запятой", а также "Если в Приложении N1 стоит знак ";" или союз "или" разделяющий характеристики товаров, типы и т.д., а перед последним стоит союз "и" необходимо выбрать одну из характеристик, марок, типов и т.д. перечисленных через знак ";" или союз "или" а так же ту характеристику, марку, тип и т.д. стоящий после союза "и", что по мнению Заявителя является противоречием.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссией Управления установлено, что документы подтверждающие обоснованность доводов жалобы в части ограничения количества участников закупки, в составе жалобы отсутствуют. Кроме того Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований, а также каким образом вышеуказанные положения инструкции по заполнению заявки нарушают законные права и интересы Заявителя.
Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Также в Приложении N1 Заказчиком установлены требования к используемым при выполнении работ товарам, таким как:
- В п.11 "Земля растительная" Приложения N1 Заказчик установил требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: "Содержание тяжелых металлов: Мышьяк (As), Кадмий (Cd), Медь (Cu), Ртуть (Hg), Свинец (Pb), Никель (Ni), Цинк (Zn)", "Содержание хлоридов", "Электропроводность", "Санитарно-микробиологические показатели: коли-индекс, яйца гельминтов, патогенные энтеробактерии клеток, в т.ч. сальмонеллы", однако в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 10.09.02г. N 743-ПП "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы" (в редакции Постановления Правительства Москвы от 11.05.10г. N 386-ПП "О внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 10.09.02г. N 743-ПП"), соответствие которому установлено в инструкции, эти показатели определяются для многокомпонентных искусственных почвогрунтов заводского изготовления, что может вводить участников закупки в заблуждение
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в таблице 3.2.2 Постановления Правительства Москвы от 11.05.10г. N 386-ПП установлены характеристики применяемых почвогрунтов при проведении работ по благоустройству и озеленению территорий г. Москвы, кроме того согласно данным производителей почвогрунт (растительный грунт) и земля растительная является идентичным товаром, вместе с тем, производители данного товара предоставляют данные характеристики в открытых источниках, что также позволяет заполнить заявку в соответствии с требованиями аукционной документации.
- п.19 "Краски масляные":
-Марка краски: МА-15;МА-22;МА-25,
-Цвета красок: красно-коричневая; розово-бежевая; светло серо-зеленая; красная; фисташковая; светло-голубая; зеленая; темно-желтая; коричневая; вишневая; темно-серая; бежевая; светло-бежевая; темно-красная; кремовая; оранжевато-бежевая; голубая; светло-серая; желто-зеленая; синяя,
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к цвету красок, поскольку согласно ГОСТ 10503-71 "Краски масляные, готовые к применению. Технические условия" соответствие которому установлено в документации краску марки МА- 15 не выпускают следующих цветов: розово-бежевая, светло серо-зеленая, красная, вишневая, светло-бежевая, оранжевато-бежевая, светло-серая, желто-зеленая, синяя, и краску марки МА- 22 не выпускают темно-красного цвета, поскольку стоит "-" для цветов данных марок, что вводит участников закупки в заблуждение.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что установление "-" для цветов данных марок не говорит о том, что краски вышеуказанных марок с указанными цветами не выпускаются.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссией Управления установлено, что документы подтверждающие обоснованность доводов жалобы в части ограничения количества участников закупки, в составе жалобы отсутствуют. Кроме того Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований, а также каким образом вышеуказанные положения приложения N1 нарушают законные права и интересы Заявителя.
Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
7. Также согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в приложении установлены характеристики используемых при выполнении работ, которые противоречат ресурсной ведомости.
- п.9 "Щебень" - Марка по дробимости щебня из осадочных пород: 200;300;400;600;800;1000;1200, при этом в п. 1.1-1-1550 Ресурсной ведомости, в соответствии с которой щебень должен быть марки 600-400,
- п. 8 "Смеси бетонные" - По типу бетона бетонные смеси могут быть: БСТ;БСМ; БСЛ, согласно ГОСТ 7473 "Смеси бетонные. Технические условия" по типу бетона бетонные смеси подразделяют на бетонные смеси тяжелого бетона (БСТ); бетонные смеси мелкозернистого бетона (БСМ); бетонные смеси легкого бетона (БСЛ), при этом в п. 1.3-1-75 Расчетной ведомости ресурсов, в соответствии с которой смеси бетонные должны быть тяжелого бетона, что по мнению Заявителя, может вводить участников закупки в заблуждение.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что "ресурсная ведомость" является расчетом начальной (максимальной) цены контракта, при этом максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, которые являются потребностью Заказчика установлены в Приложении N1, что также позволяет определить потребность Заказчика и сформировать заявку на участие в данном аукционе.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссией Управления установлено, что документы подтверждающие обоснованность доводов жалобы в части ограничения количества участников закупки, в составе жалобы отсутствуют. Кроме того Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований, а также каким образом вышеуказанные положения приложения N1 нарушают законные права и интересы Заявителя.
Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СИЭНСИПАЛС" на действия Управы Южнопортового района г. Москвы обоснованной в части установления противоречивого срок выполнения работ, адреса выполнения работ, установления требовани1, которые не позволяют определить объем выполняемых работ, отсутствие этапов сдачи работ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33, п.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя комиссии Е.В. Гридина
Члены комиссии: И.С. Максимов
Д.С. Бруев
Максимов И.С. Тел.: (495) 784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 2 июня 2016 г. N 2-57-6805/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.07.2016