Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела проверок государственных закупок Т.А. Логиновой,
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок П.М. Корнюшина,
Члена комиссии - ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
при участии представителей ГКУЗ ПТО КРиС ДЗМ: Усенко А.В., Лещенко Л.С., а также в отсутствие представителей ООО "ЦЕННЫЙ КОНТРАКТ", уведомленных надлежащим образом, письмом Московского УФАС России NМГ/23750 от 07.06.2016,
рассмотрев жалобы ООО "ЦЕННЫЙ КОНТРАКТ" (вх. NN21519, 21518, 21516, 21514, 21515, 21513, 21512, 21511, 21510, 21509, 21507, 21506, 21504, 21502, 21501, 21505, 21495, 21494, 21493, 21492, 21491, 21517, 21508, 21503, 21500, 21499, 21498, 21497, 21496, от 02.06.2016) на действия ГКУЗ ПТО КРиС ДЗМ (далее - Заказчик) при проведении открытых конкурсов на право заключения государственных контрактов на выполнение работ по разработке и согласованию проектно-сметных документаций с получением положительного заключения Экспертиз сметной стоимости на капитальный ремонт Филиалов N2 ГБУЗ "Городской поликлиники N115 Департамента здравоохранения города Москвы", "Детской Городской поликлиники N38 Департамента здравоохранения города Москвы", Филиалов N1 ГБУЗ "Городской поликлиники N115 Департамента здравоохранения города Москвы", "Городской поликлиники N180 Департамента здравоохранения города Москвы", Городской поликлиники N52 Департамента здравоохранения города Москвы", Филиала N4 ГБУЗ "Городской поликлиники N191 Департамента здравоохранения города Москвы" на выполнение комплекса мероприятий по разработке проектно-сметной документации, направленных на выполнение ремонтных работ в учреждениях Департамента здравоохранения города Москвы, в рамках исполнения программы "Социальная интеграция инвалидов города Москвы", расположенных в ЦАО, СЗАО, САО, ТиНАО, на устройство вентилируемого фасада корпуса N8 ГКУЗ "Психиатрическая клиническая больница им. Ю.В. Каннабиха Департамент здравоохранения города Москвы", на капитальный ремонт помещений здания архива под Центральное стерилизационное отделение Филиала N1 ГБУЗ "Диагностический клинический центр N 1 Департамента здравоохранения города Москвы", на капитальный ремонт Филиала 1 ГБУЗ "Детская городская поликлиника N 99 Департамента здравоохранения города Москвы", на устройство вентилируемого фасада родильного дома ГБУЗ "Городская клиническая больница С.С. Юдина Департамента здравоохранения города Москвы", на капитальный ремонт Филиала N 140 ГБУЗ "Городская поликлиника N209 Департамента здравоохранения города Москвы", на капитальный ремонт строения N9 ГБУЗ "Психиатрическая больница N14 Департамента здравоохранения города Москвы", на капитальный ремонт филиала N 1 ГБУЗ "Детская городская клиническая больница N 13 им. Н.Ф. Филатова Департамента здравоохранения города Москвы", на капитальный ремонт строения N4 ГБУЗ "Психиатрическая клиническая больница N 3 им. В.А.Гиляровского Департамента здравоохранения города Москвы, на капитальный ремонт Филиала 1 ГБУЗ "Детская городская поликлиника N61 Департамента здравоохранения города Москвы", на капитальный ремонт и ремонтно- реставрационные работы объекта культурного наследия федерального значения "Городская усадьба Баташева: Постройки хозяйственного двора, конец XVIII., по проекту арх. Де-Вальи, строил арх. М. Кисельников." ГБУЗ "Городская клиническая больница им. И.В. Давыдовского Департамента здравоохранения города Москвы", на капитальный ремонт и ремонтно- реставрационные работы объекта культурного наследия федерального значения: "Аптека и дом служащих в Ансамбле 1-й Градской больницы, XIXв. "Аптека" ГБУЗ "Городская клиническая больница N 1 им. Н.И. Пирогова Департамента здравоохранения города Москвы", на капитальный ремонт корпуса N11 (подвал, вентиляция, инженерные коммуникации) ГБУЗ "Городская клиническая больница N 5 Департамента здравоохранения города Москвы", на капитальный ремонт клинико-диагностической лаборатории ГБУЗ "Консультативно-диагностический центр N 6 Департамента здравоохранения города Москвы", на замену лифтового оборудования на объектах Департамента здравоохранения Южного, Юго-Восточного, Юго-Западного, Западного административных округах города Москвы, на капитальный ремонт клуба ГБУЗ "Детский кардиоревматологический санаторий N20 "Красная пахра" Департамента здравоохранения города Москвы", на капитальный ремонт Филиала 1 ГБУЗ "Детская городская поликлиника N 148 Департамента здравоохранения города Москвы", на капитальный ремонт Филиала 1 ГБУЗ "Детская городская поликлиника N 86 Департамента здравоохранения города Москвы", на капитальный ремонт административно-лечебного корпуса ГБУЗ "Инфекционная клиническая больница N 2 Департамента здравоохранения города Москвы", на капитальный ремонт Филиала N3 и строения N 2 (архивный домик) ГБУЗ "Городская поликлиника N 45 Департамента здравоохранения города Москвы", по адресу: 125445, г.Москва, Смольная улица, 53, на капитальный ремонт строения N35 (дневной стационар и ЛПМ) ГБУЗ "Психиатрическая клиническая больница N13 Департамента здравоохранения города Москвы", на капитальный ремонт филиала N 5 ГБУЗ "Клинико-диагностический центр N 4 Департамента здравоохранения города Москвы", на замену фасадной части ограждения Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Психиатрическая клиническая больница N 3 Департамента здравоохранения города Москвы" (Закупки NN0373200053816000024, 0373200053816000044, 0373200053816000047, 0373200053816000045, 0373200053816000046, 0373200053816000037, 0373200053816000081, 0373200053816000028, 0373200053816000029, 0373200053816000038, 0373200053816000036, 0373200053816000034, 0373200053816000031, 0373200053816000050, 0373200053816000035, 0373200053816000079, 0373200053816000080, 0373200053816000041, 0373200053816000042, 0373200053816000082, 0373200053816000043, 0373200053816000051, 0373200053816000033, 0373200053816000015, 0373200053816000030, 0373200053816000027, 0373200053816000053, 0373200053816000040, 0373200053816000026) (далее - Конкурсы) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы ООО "ЦЕННЫЙ КОНТРАКТ" (далее - Заявитель) на действия Заказчика при проведении вышеуказанных конкурсов.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмами Московского УФАС России исх. МГ/23750 от 25.05.2016, МГ/23345 от 06.06.2016, документы и сведения.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в конкурсных документациях неправомерного порядка оценки конкурсных заявок по установленным критериям оценки.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 7 ст. 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В конкурсных документациях Заказчиком установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе, а именно, Цена контракта, значимость критерия - 60%; Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, значимость критерия - 40 % (показатели: Качество работ).
Вместе с тем, согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки), применяемые в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с п. 11 Правил оценки для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с п. 29 Правил оценки для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в Приложениях к конкурсным документациям Заказчиком по показателю "Качество работ" нестоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлен следующий порядок оценки: "Содержание показателя "Качество работ": В качестве показателя "Качество работ" рассматривается предложение участника конкурса, дополняющие Технические задание, определенное в Конкурсной документации. Порядок оценки заявок: Предметом оценки являются предложения участника по осуществлению функций проектировщика при выполнении всех работ, предусмотренных Техническим заданием, по следующим направлениям:
- Описание количества и видов выполняемых работ - 20 баллов;
- Предложение по обеспечению контроля качества выполняемых работ при разработке проектно-сметной документации - 20 баллов;
- Наличие описания процессов взаимодействия Заказчика и Проектировщика - 20 баллов;
- Описание последовательности выполнения работ - 20 баллов;
- Наличие описания технических решений разработки проектно-сметной документации - 20 баллов.
Под описанием предложений технических решений в проектной документации понимается описание всех требований к проектным решениям, установленным техническим заданием, проектом контракта, установленным нормативными документами.
Под нормативными документами стоит понимать документы, в соответствии с которыми необходимо выполнять работы, при этом ссылка на них должна находить свое место в технической части конкурсной документации.
Под контролем качества выполнения работ следует понимать: методы способствующие повышению уровню качества выполняемых работ, схему (описание) процесса контроля за качеством выполнения всех стадий выполняемых работ, информация по соблюдению и применению при выполнении работ нормативно правовых актов, информация о действующих и применяемых локальных актов способствующих повышению уровня качества работ, (порядок и периодичность проведения внутренних инструктажей, проверок знаний и навыков сотрудников.
Каждому предложению по данному показателю присваиваются указанные выше баллы в случае, если оно соответствует следующим требованиям:
- Предложение представлено в отношении всех работ - 5 баллов;
- Предложение содержит сведения о способах (методике) его выполнения - 5 баллов;
- Предложение соответствует действующим нормативным документам, методикам и стандартам, использующимся в предметной области - 5 баллов;
- В предложении не содержится ошибок и противоречий, которые могут повлиять на качество или сроки выполнения работ - 5 баллов.
Если требования по предложению (по данному показателю) не соответствуют или отсутствуют в заявке участника закупки, то они оцениваются нулевым количеством баллов.
Количество баллов, присуждаемое заявке по показателям, рассчитывается, как суммарное количество баллов по всем представленным предложениям".
По мнению Заявителя, из установленного в конкурсных документациях порядка оценки не представляется возможным однозначно определить каким образом осуществляется присвоение баллов и как сопоставляются 20 баллов и 5 баллов, при этом количество присваиваемых баллов по направлениям зависит от соответствия предложения участника закупки определенным требованиям.
Также, согласно доводам Заявителя, представленное в конкурсных документациях понятие "описания предложений технических решений в проектной документации" подразумевает под собой сам объект закупки и содержание выполняемых работ по контракту, в связи с чем, получение Заказчиком предложений участников закупки по показателю нестоимостного критерия оценки, а именно, результатов работ по контракту, влечет за собой неосновательное обогащение Заказчика.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления, а также в составе жалоб Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность вышеуказанных доводов жалобы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов Заявителя.
Кроме того, по мнению Заявителя, в случае предоставления участником закупки предложения по видам работ, основанном на содержании работ, указанных в Техническом задании, не соответствующего нормативным документам, методикам и стандартам, конкурсная заявка такого участника подлежит отклонению конкурсной комиссией Заказчика как несоответствующая требованиям конкурсной документации, и не должна оцениваться конкурсной комиссией в ноль баллов. Кроме того, содержание показателя "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" не позволяют дать предложение в том числе соответствующее требованиям Технического задания. Таким образом, по мнению Заявителя, в нарушение требований Правил и Закона о контрактной системе в конкурсной документации отсутствует однозначный и понятный порядок присвоения баллов, присуждаемых за определенное значение критерия оценки.
Ст. 53 Закона о контрактной системе установлен порядок проведения процедуры рассмотрения и оценки конкурсных заявок участников закупки.
Согласно ч. 2 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
При этом, в соответствии с ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Таким образом, в соответствии с положениями Закона о контрактной системе конкурсной комиссией Заказчика подлежат оценке заявки тех участников закупки, которые признаны соответствующими требованиям конкурсных документаций, в том числе, требованиям Технического задания.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в соответствии с порядком оценки заявок, установленном в конкурсных документациях, конкурсная комиссия Заказчика по показателю "Качество работ" нестоимостного критерия присваивает участнику закупки по 20 баллов по каждому из пяти предложений ( 1) Описание количества и видов выполняемых работ; 2) предложение по обеспечению контроля качества выполняемых работ при разработке проектно-сметной документации; 3) наличие описания процессов взаимодействия Заказчика и Проектировщика; 4) описание последовательности выполнения работ; 5) наличие описания технических решений разработки проектно-сметной документации), которые складываются в сумме исходя из 5 баллов за соответствие каждого из пяти предложений одному из установленных четырех требований ( 1) предложение представлено в отношении всех работ; 2) предложение содержит сведения о способах (методике) его выполнения; 3) предложение соответствует действующим нормативным документам, методикам и стандартам, использующимся в предметной области; 4) в предложении не содержится ошибок и противоречий, которые могут повлиять на качество или сроки выполнения работ), при этом количество баллов, присуждаемое заявке по показателям, рассчитывается, как суммарное количество баллов по всем представленным предложениям. В случае если требования по предложению в рамках данного показателя "Качество работ" не соответствуют или отсутствуют в заявке участника закупки, то указанные предложения оцениваются нулевым количеством баллов.
Вместе с тем, Комиссия Управления приходит к выводу, что отсутствие сведений относительно того, какие конкретно параметры оцениваются Заказчиком в данном показателе не позволяют участникам закупки формулировать либо корректировать свои заявки в указанной части в сторону потребностей заказчика с тем, чтобы повысить предпочтительность этих заявок.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Отсутствие названных сведений оставляет оценку заявок и выбор победителя закупки на субъективное усмотрение Заказчика, что влечет за собой ограничение количества участников закупки в нарушение п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что конкурсная документация Заказчика содержит нарушение положений п.11 Правил оценки и положений ч.8 ст. 32, п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе, поскольку такие требования к предложению участника закупки, как "Предложение представлено в отношении всех работ" и "Предложение соответствует действующим нормативным документам, методикам и стандартам, использующимся в предметной области", "В предложении не содержится ошибок и противоречий, которые могут повлиять на качество или сроки выполнения работ" не позволяют участникам закупки определить какие документы и сведения необходимо предложить в составе заявки для получения максимальной оценки по показателю "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок".
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобы ООО "ЦЕННЫЙ КОНТРАКТ" на действия ГКУЗ ПТО КРиС ДЗМ обоснованными в части установления неправомерного содержания критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33, ч.8 ст. 32, п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Законодательства о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Т.А. Логинова
Заместители председателя Комиссии П.М. Корнюшин
З.У. Несиев
Исп. З.У. Несиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 9 июня 2016 г. N 2-57-5755/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2016