Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
при участии представителей:
ГБУ "ЖИЛИЩНИК НИЖЕГОРОДСКОГО РАЙОНА": О.Н. Шипиловой,
Филиала ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ЮВАО": Ю.В. Зайцевой, А.А. Логунова,
ООО "СИЭНСИПАЛС": Д.Д. Юсфина,
рассмотрев жалобы ООО "СИЭНСИПАЛС" (далее-Заявитель) на действия ГБУ "ЖИЛИЩНИК НИЖЕГОРОДСКОГО РАЙОНА"(далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по благоустройству территории ГБОУ СОШ N 439 по адресу: ул. 3-я Карачаровская, д.3 в 2016 году (среди СМП) (Закупка N 0873200000416000228) (далее-Аукцион), в соответствии со ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанных электронных аукционов.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России (N МГ/23339 от 06.06.2016) документы и сведения.
По мнению Заявителя, требования, установленные Заказчиком в аукционной документации, нарушают положения действующего законодательства, а именно, в части:
1) разночтений в сроках выполнения работ, а также отсутствие точного адреса, по которому необходимо выполнить работы;
2) установления противоречивых требований в пп.6.2, 6.3 Технического задания в части приемки выполненных работ;
3) установления неправомерных требований в инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе;
4) установления требований к товарам, которые вводят участников закупки в заблуждение.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1) В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
На основании ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В ст.3 "Сроки выполнения работ" проекта контракта установлено: в соответствии с Техническим заданием и Графиком выполнения работ, с момента заключения Контракта и не позднее 15 августа 2016 г.
При этом, в п.4 "Место, условия и сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг" Информационной карты аукционной документации указано срок выполнения работ до: 31.12.2016 г.
Вместе с тем, в графике выполнения работ по благоустройству дворовой территории по адресу: ГБОУ Школа N 439, г. Москва, 3-я Карачаровская ул., д.3 указаны последовательно сроки выполнения работ: 1. Демонтаж малых архитектурных форм - с момента заключения контракта - 2 календарных дня с момента заключения контракта; 2. Устройство полиуретанового покрытия, установка малых архитектурных форм - с момента заключения контракта - 21 календарный день с момента заключения контракта; 3. Облицовка ограждений из поликарбонатных листов - с момента заключения контракта - 30 календарных дней с момента заключения контракта; 4. Подсыпка земли под кустарники, устройство клумб и цветников- с момента заключения контракта - 30 календарных дней с момента заключения контракта.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с доводом жалобы Заявителя, а также пояснил, что вышеуказанные разночтения в сроках выполнения работ, являются следствием технической ошибки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что разночтения в сроках выполнения работ могут повлечь ограничение количества участников закупки, что нарушает п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в жалобе Заявителя указано, что в аукционной докуменации отсутствует точный адрес, по которому необходимо выполнить работы, что вводит участников закупки в заблуждение.
Пунктом 1 Технического задания аукционной документации установлено: "Предмет торгов: выполнение работ по благоустройству территории ГБОУ СОШ N 439 по адресу: ул. 3-я Карачаровская, д.3 в 2016 году".
При этом, в п.4 "Место, условия и сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг" Информационной карты указано: место выполнения работ: 109052 город Москва, улица Нижегородская, дом 58 корпус 2.
Кроме того, в извещении об осуществлении закупки указано: "Место доставки товара, выполнения работы или оказания услуги": 109052, Российская Федерация, город Москва, улица Нижегородская, дом 58 корпус 2.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с доводом жалобы Заявителя, а также пояснил, что вышеуказанные разночтения, являются следствием технической ошибки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные разночтения вводят участников закупки в заблуждение и могут повлечь ограничение количества участников закупки, что нарушает п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
2) Согласно ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В п.6.2, 6.3 Технического задания аукционной документации указано: "Приемка работ по установке и ремонту полиуретанового покрытия осуществляются только после получения заключения специализированной организации о качестве выполненных работ. Специализированная экспертная организация выбирается Государственным заказчиком из перечня, утвержденного Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства. В случае отрицательного заключения специализированной организации, покрытие подлежат вскрытию и повторной укладки за счет средств Генерального подрядчика. Работы по экспертной оценке качества покрытия оплачиваются Генеральным подрядчиком работ и являются обязательным условием выполнения работ по укладке асфальтобетонного покрытия".
При этом в п.13 Технического задания аукционной документации указано: "Проверка работ, выполняемых подрядчиком, производится Государственным заказчиком на протяжении всего срока действия контракта и включает контрольные мероприятия по подготовке подрядчика к производству работ, контрольные мероприятия по проверке качества материалов, используемых при производстве работ, контрольные мероприятия по проверке соблюдения технологии производства работ, контрольные мероприятия по завершении работ. Контрольные мероприятия проводятся Государственным заказчиком путём изучения документации подрядчика, отбора образцов и проб применяемых материалов, обследований и проверок объемов, выполнения технологии и качества работ".
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить и обосновать необходимость установления требования в части работ по экспертной оценке качества покрытия.
Кроме того, представитель Заказчика затруднился пояснить, предусмотрены ли работы по экспертной оценке качества покрытия, которые необходимо оплатить генеральному подрядчику обоснованием начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования могут вводить участников закупки в заблуждение и могут повлечь ограничение количества участников закупки, что нарушает п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3) В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В инструкции по заполнению первой части заявки установлено: "Если в Приложении N1 стоит знак ";" или союз "или" разделяющий характеристики товаров, типы и т.д., а перед последним стоит союз "и" необходимо выбрать одну из характеристик, марок, типов и т.д. перечисленных через знак ";" или союз "или" а так же ту характеристику, марку, тип и т.д. стоящий после союза "и"".
Также в инструкции по заполнению первой части заявки установлено: "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны одновременно с использованием символов "точка с запятой", "запятая", - участнику закупки необходимо представить в заявке значения или диапазоны значений, разделенных символом "точка с запятой"".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные положения инструкции противоречат друг другу, что может вводить участников закупки в заблуждение и повлечь ограничение количества участников закупки, что нарушает п.1 ч.1 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в жалобе Заявителя указано, что следующее требование инструкции по заполнению первой части заявки вводит участника закупки в заблуждение, а именно: "При описании материала щебня, участник должен указать один вид породы данного материала, при указании участником нескольких пород предложение участника будет расцениваться как не конкретное".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требование к виду породы в аукционной документации отсутствует, что позволяет участникам закупки сформировать предложение.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить, каким образом действия Заказчика нарушили законные права и интересы Заявителя, а также, каким образом установленные требования не позволяют сформировать предложение по п.Щебень.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалобы Заявителя.
4) Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы Заявителя, требования к товарам Технической части аукционной документации установлены в нарушение Закона о контрактной системе, а именно:
1) в п.14 "Песок для строительных работ рядовой" установлены требования по параметрам: "Содержание пылевидных и глинистых частиц, глины в комках для I класса- должно быть менее 2 % по массе"; "Допустимое содержание в песке пород и минералов, относимых к вредным компонентам и примесям: слюды - не должно быть более 1 % по массе, галлоидные соединения (галит, сильвин), включающие в себя водорастворимые хлориды, в пересчете на ион хлора - не должно быть более 0,1 % по массе, угля - должно быть до 1 % по массе".
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе указано: "При заполнении заявки участнику встречаются материалы в которых он должен указать процентное содержание каких-либо веществ, примесей и иных добавок, (например содержание семян) то их совокупная доля в процентном соотношении не может быть менее и более 100 %", однако совокупная доля вышеперечисленных компонентов не может быть равна 100 %.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товару "Песок для строительных работ рядовой" установлены в нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2) В инструкции по заполнению первой части заявки указано: "Предоставляемые участником закупки конкретные сведения о товарах не должны сопровождаться словами "эквивалент", "аналог", словами "меньше", "больше", "уже", "шире", "может", "могут", "должен", "должна", "должно", "быть", в том числе с частицей "не" и допускать разночтения или двусмысленное толкование".
В п.17 "Пигменты сухие красного цвета железноокислые" установлены требования: "Неорганический железоокисный красный пигмент, должен иметь высокие окрашивающие свойства, глубокий оттенок, высокую термостойкость [до 800°С] , стойкость к воздействию щелочей, высокая светостойкость (не должен выгорать)", то есть участник закупки должен указать, что пигменты не будут выгорать, однако это противоречит требованиям инструкции, в соответствии с которой нельзя давать предложение с частицей "не".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования к товару установлены в нарушение п.1 ч.1 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3) в п.4 "Арматурные заготовки (стержни, хомуты и т.п.)" установлены требования: "Удельный вес стали должен быть от 7,8*10 кг/м3", а также установлено требование соответствии товара ГОСТ 5781 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций", однако в ГОСТ 5781 отсутствует параметр "удельный вес стали", при этом присутствует характеристика "плотность стали", которая должна быть "равной 7,8*10
кг/м3.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования к товару установлены в нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
4) -в п.15 "Земля растительная" установлены требования: "Содержание тяжелых металлов: Мышьяк (As), Кадмий (Cd), Медь (Cu), Ртуть (Hg), Свинец (Pb), Никель (Ni), Цинк (Zn)", а также по параметрам "Содержание хлоридов", "Электропроводность", "Санитарно-микробиологические показатели: коли-индекс, яйца гельминтов, патогенные энтеробактерии клеток, в том числе сальмонеллы", что, по мнению Заявителя неправомерно, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 10.09.02 г. N 743-ПП "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы" (в редакции Постановления Правительства Москвы от 11.05.10г. N 386-ПП "О внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 10.09.02г. N 743-ПП"), соответствие которому установлено в инструкции, эти показатели определяются для многокомпонентных искусственных почвогрунтов заводского изготовления.
- в п.18 "Пигменты сухие красного цвета железноокислые" установлены требования: "Красящая способность" - "95-105", что, по мнению Заявителя вводит участника закупки в заблуждение, поскольку в соответствии с инструкцией участник должен предложить значение по данному показателю в диапазоне, однако согласно ГОСТ 16872-78 "Пигменты неорганические. Методы определения относительной красящей способности (или эквивалентной красящей способности) и цвета в разбеле цветных пигментов", красящая способность - это конкретное число. В жалобе Заявителя указано, что аналогичное требование установлено в п.19 "Пигменты сухие зеленого цвета железоокисные".
- в п.22 "Краски масляные" установлены требования: "Марка краски МА-15;МА-22; МА-25; Цвета красок: красно-коричневая;розово-бежевая;светло серо-зеленая;красная;фисташковая; светло-голубая; зеленая; темно-желтая; коричневая; вишневая; темно-серая; бежевая; светло-бежевая; темно-красная; кремовая; оранжевато-бежевая; голубая; светло-серая; желто-зеленая; синяя", что, по мнению Заявителя неправомерно, поскольку согласно ГОСТ 10503-71 " Краски масляные, готовые к применению. Технические условия", соответствие которому установлено в документации указано: краску марки МА- 15 не выпускают следующих цветов: розово-бежевая, светло серо-зеленая, красная, вишневая, светло-бежевая, оранжевато-бежевая, светло-серая, желто-зеленая, синяя; краску марки МА- 22 не выпускают темно-красного цвета.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, а также представил документы, свидетельствующие, что вышеуказанные требования к товарам установлены на основании сведений от производителей товаров, а также находятся в свободном доступе, что позволяет участникам закупки сформировать предложение.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить, а также не представил соответствующих документов в подтверждение того, каким образом действия Заказчика нарушили законные права и интересы Заявителя, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалобы Заявителя.
5) В п.9 "Щебень" установлены требования: "Марка по дробимости щебня из осадочных пород 200;300;400;600;800;1000;1200", что, по мнению Заявителя неправомерно, поскольку противоречит п.1.1-1-1555 ресурсной ведомости, в соответствии с которой щебень должен быть марок 1200 - 800.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что ресурсная ведомость размещена Заказчиком как обоснование начальной максимальной цены контракта, при этом ресурсная ведомость не является источником для определения максимальных и (или) минимальных значений показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденнымПриказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "СИЭНСИПАЛС" на действия ГБУ "ЖИЛИЩНИК НИЖЕГОРОДСКОГО РАЙОНА" обоснованной в части разночтений в сроках выполнения работ; в части отсутствие точного адреса, по которому необходимо выполнить работы; в части установления противоречивых требований по пп.6.2, 6.3 Технического задания аукционной документации; в части установления неправомерных требований к товарам Технической части аукционной документации.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии: Р.Г. Осипов
Д.С. Грешнева
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 9 июня 2016 г. N 2-57-5739/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2016