Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Заместителя председателя комиссии - Заместителя начальника отдела проверок государственных закупок П.М. Корнюшина,
Члена комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
при участии представителей ГБУ г. Москвы "Жилищник района Щукино",
в отсутствие представителей ООО "Металлсервис Групп", а также Префектуры СЗАО города Москвы, о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.N10/18482 от 06.05.2016)
рассмотрев жалобы ООО "Металлсервис Групп" (далее - Заявитель) на действия ГБУ г. Москвы "Жилищник района Щукино" (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право выполнения работ по благоустройству территорий государственных образовательных учреждений района Щукино по территории N1,2,3. 0373200067116000033, 0373200067116000034, 0373200067116000035) (далее - Аукционы), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанных электронных аукционов.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционных документаций в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 06.05.2016 N10/18482 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В приложениях N1 техническим заданиям Заказчиком установлены требования к используемым при выполнении работ товарам, в частности:
- В п. "Пиломатериалы хвойных пород" установлены требования к характеристикам товара используемого при выполнении работ таким как: предел прочности при статическом изгибе; предел прочности при сжатии вдоль волокон; предел прочности при растяжении вдоль волокон; предел прочности при скалывании вдоль волокон; Твердость; Модуль упругости при статическом изгибе; Удельная работа при ударном изгибе; Усушка.
- В п. "Фанера водостойкая ГОСТ 3916.1-96" установлены требования к характеристикам, при этом, на основании доводов жалоб Заявителя, фанера применяется для изготовления "МАФ". Кроме того в составе своих жалоб указывает на аналогичные нарушения по п.40, п.53, п.61, п.76 закупка N 0373200067116000033, по п.32, п.45, п.53, п.68 закупка N 0373200067116000034, по п.34, п.47, п.55, п.70 закупка N 0373200067116000035 в приложениях N1 к техническим заданиям.
- В п.24, п.25, п.26, п.29, п.30, п.34, п.36, п.39, п.43, п.44, п.46, п.51, п.54, п.55, п.60, п.62, п.66, п.69, п.70, п.74, п.77, п.78 закупка N 0373200067116000033 установлены требования к элементам крепежей, что по мнению Заявителя является необъективным объектом закупки. Кроме того Заявитель в составе своих жалоб указывает на аналогичные нарушения заказчиком в приложениях N1 к техническим заданиям по п.16, п.17, п.18, п.21, п.22, п.26, п.28, п.31, п.35, п.36, п.38, п.43, п.46, п.47, п.52, п.54, п.58, п.61, п.62, п.66, п.69, п.70 закупка N 0373200067116000034, по п.18, п.19, п.20, п.23, п.24, п.28, п.30, п.33, п.37, п.38, п.40, п.45, п.48, п.49, п.54, п.56, п.60, п.63, п.64, п.68, п.71, п.72 закупка N 0373200067116000035.
- В п. "Бетон тяжелый класс В7,5 ГОСТ 26633-2012 ГОСТ 7473-2010 ГОСТ 8736-2014 ГОСТ 30108-94 ГОСТ 12730.5-84" установлены требования к характеристикам таким как: Плотность зерен мелких заполнителей; Полный остаток на сите N 063; Содержание зерен крупностью менее 0,16мм; Содержание зерен крупностью св. 10мм; Содержание зерен крупностью св. 5мм; Содержание пылевидных и глинистых частиц в мелком заполнителе; Удельная эффективная активность естественных радионуклидов мелких заполнителей; Применяемые мелкие заполнители; Класс мелкого заполнителя; Марка применяемого щебня; Марка истираемости; Полный остаток на ситах с размером отверстий 2,5мм; Полный остаток на ситах с размером отверстий 1,25мм; Полный остаток на ситах с размером отверстий 0,63мм; Полный остаток на ситах с размером отверстий 0,315мм; Полный остаток на ситах с размером отверстий 0,14мм; Содержание глины в комках, при этом установлено требование о соответствии бетонов тяжелых требованиям ГОСТ 7473-2010 "Смеси бетонные. Технические условия", ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия", ГОСТ 30108-94 "Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов" ГОСТ 12730.5-84 "Бетоны. Методы определения водонепроницаемости".
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к вышеуказанным характеристикам товаров используемых при выполнении работ, так как вышеуказанные характеристики являются излишне завышенными и являются требованиями к сырью из которого изготавливается товар используемый при оказании услуг, также установленные характеристики не позволяют идентифицировать потребность Заказчика в выполняемых работах, а также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе.
В силу ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч.8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем, представитель Заказчик затруднился пояснить в соответствии с какими техническими регламентами, государственными стандартами установлены требования к вышеуказанным характеристикам, также аукционная документация не содержит обоснование необходимости использования указанных показателей, требований, обозначений и терминологии.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что положения аукционной документаций предусматривают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в данном аукционе помимо конкретных показателей используемых при оказании услуг товаров, конкретные показатели материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления подобных сведений о материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, что может вводить участников закупки в заблуждение.
2. По мнению Заявителя Заказчиком в аукционных документациях установлены неправомерные требования к составу заявки на участие в аукционе.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении государственного контракта на выполнение работ или оказание услуг, при выполнении или оказании которых используется товар должна содержать:
1) согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
2) согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В силу ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч. 3 и ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
По мнению Заявителя, Заказчиком в составе аукционной документации неправомерно установлено требование о предоставлении в первой части заявки сведений о наименовании производителя товара.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в п. 17.1 информационных карт аукционных документаций Заказчиком установлены следующие требования к составу первой части заявки на участие в аукционе:
- "1.Согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных аукционной документацией, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в аукционной документации содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных аукционной документацией, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в аукционной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным аукционной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
- 2. Согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных аукционной документацией, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным аукционной документацией, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания, (при наличии) фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы(при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в аукционной документации указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания, (при наличии) фирменное наименование(при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы(при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара Первая часть заявки на участие в электронном аукционе может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что в аукционных документациях Заказчика, в нарушение п. 2 ч.1 ст.64, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе установлены неправомерные требования к составу заявки на участие в таких аукционах, что может повлечь ограничение количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "Металлсервис Групп" на действия ГБУ г. Москвы "Жилищник района Щукино" обоснованными.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33, п. 2 ч.1 ст.64, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя комиссии Е.В. Гридина
Заместитель председателя комиссии П.М. Корнюшин
Член комиссии: И.С. Максимов
Максимов И.С. Тел.: (495) 784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 11 мая 2016 г. N 2-57-4431/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2016