Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя комиссии - Заместителя начальника отдела проверок государственных закупок Ермаковой М.В.,
Членов комиссии:
Ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Грешневой Д.С.,
Специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Саенко М.О.,
при участии представителя Администрации поселения Московский: Скобеля А.А., а также представителя ООО "ИнвестПроект": Вербовца С.А.,
рассмотрев жалобу ООО "ИнвестПроект" (далее - Заявитель) на действия Администрации поселения Московский (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по комплексному благоустройству земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома по ул. Радужная, ул. Солнечная, ул. Московская, ул. Георгиевская г. Московский (Закупка N0148300014516000063) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/26813 от 24 .06.2016).
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
1. На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам, которые, по мнению Заявителя, могут вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, а именно требований к товарам:
· п. "Смеси асфальтобетонные": Асфальтобетонная смесь: Должна представлять из себя смесь щебня (гравия) и песка с минеральным порошком или без него с битумом, взятых в определённых соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии; Вид асфальтобетонной смеси в зависимости от вида минеральной составляющей: Должна быть песчаная; Тип асфальтобетонных смесей и асфальтобетонов в зависимости от содержания в них минеральной составляющей: Должна быть Д, что по мнению Заявителя является неправомерным, поскольку согласно ГОСТ 9128-2013 "Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия" (требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации) песчаная смесь типа Д в составе содержит только природные пески или смесь природных песков с отсевами дробления, и не может содержать щебень (гравий).
· п. "Смеси асфальтобетонные": Асфальтобетонная смесь: должна быть однородная, не должна не выдерживать испытание на сцепление битумов с поверхностью минеральной части, что по мнению Заявителя является неправомерным, поскольку требования установлены таким образом, что не позволяют однозначно определить потребность Заказчика.
· п. "Смеси асфальтобетонные": В зависимости от вязкости используемого битума и температуры при укладке: Должна быть горячая; Условная вязкость по визкометру с отверстием 5 мм при 60 °С: 70-200 с, что по мнению Заявителя является неправомерным, поскольку в ГОСТ 9128-2013 отсутствует показатель "Условная вязкость по визкометру с отверстием 5 мм при 60 °С", кроме того, согласно Таблице 8 ГОСТ 9128-2013 условная вязкость по вискометру с отверстием 5 мм при 60 °С для горячих смесей составляет от 110 до 120 с, что вводит участников закупки в заблуждение. Кроме того, ГОСТ не нормирует такой показатель как "визкометр".
· п. "Смеси асфальтобетонные": Содержание минеральной части в асфальтобетонной смеси: Не менее 93 % по массе, что согласно доводам жалобы является нестандартным показателем, поскольку ГОСТ 9128-2013 не нормирует содержание минеральной части в асфальтобетонной смеси.
· п. "Раствор цементный": В качестве вяжущих материалов: Должны применяться гипсовые вяжущие; известь строительная, портландцемент; шлакопортландцемент; цементы пуццолановые; сульфатостойкие; цементы для строительных растворов; глина, что по мнению Заявителя является неправомерным, поскольку не представляется возможным предоставить цементный раствор с вяжущими в виде гипса и извести, поскольку в соответствии с ГОСТ 28013-98 исключительно цементно - известковый раствор содержит вышеуказанные вяжущие.
· п. "Камни бетонные бортовые": Марка: БР 100.30.15 и БР 100.20.8 и БР 100.30.18; Вид бетона для изготовления камней: Должен быть мелкозернистый; тяжелый, что по мнению Заявителя является неправомерным, поскольку в силу положений п.1.2.6 ГОСТ 6665-91 "Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия" (требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации) камни требуемой длиной 1.0 м (о чем свидетельствуют указанные марки) из тяжелого бетона допускалось изготавливать до 01.01.96, таким образом, вид бетона для изготовления бетонных бортовых камней указанных марок может быть только мелкозернистым.
· п. "Смеси бетонные": Марка по водонепроницаемости: Должна быть >W2; Сопротивление бетона прониканию воздуха: Должно быть от 3,1 *, что согласно доводам жалобы является неправомерным, поскольку согласно Таблице 7 ГОСТ 12730.5-84 "Бетоны. Методы определения водонепроницаемости" (требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации) марка бетона по водонепроницаемости более W2 является W4, вместе с тем, согласно вышеуказанной Таблице для марки бетона по водонепроницаемости W4 сопротивление бетона прониканию воздуха 4,6-6,5.
· п. "Гвозди строительные": Головка Плоская или коническая; Диаметр стержня: 0,8 или 1,0 или 1,2 или 1,4 или 1,6 и 1,8 или 2,0 или 2,5 или 3,0 или 3,5 или 4,0 или 5,5 и 6,0 или 8,0 % по массе, что по мнению Заявителя является неправомерным, поскольку в силу положений ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры" (требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации) гвозди с диаметром 5,5 мм не выпускаются. Кроме того, с учетом требований Инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях используемых участником закупки товаров (материалов) (далее - Инструкция) Заказчику необходимы также гвозди диаметром "и 6,0 или 8,0 мм", при этом, в силу ГОСТ 4028-63 указанных диаметров изготавливаются исключительно гвозди с конической головкой.
· п. "Краски масляные": Марка: Должна быть МА-15; Предельно допустимые концентрации в воздухе рабочей зоны производственных помещений уайт-спирита (нефраса С4-155/200): Должно быть не более 300 мг/м; Предельно допустимые концентрации в воздухе рабочей зоны производственных помещений свинца и его неорганические соединения: Должно быть не более 0,01; Цвет краски: кремовая или бежевая или [темно-серая] или [светло-голубая] и голубая или [темно-желтая] или фисташковая и зеленая или [красно-коричневая] или [темно-красная] или коричневая и [оранжевато-бежевая] или синяя или [желто-зеленая] или красная или вишневая и светлая [серо-зеленая] или [светло-зеленая] [светло- бежевая] или [розово-бежевая], что по мнению Заявителя является неправомерным, поскольку в силу п.2а2 ГОСТ 10503-71 "Краски масляные, готовые к применению. Технические условия" (требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации) значение показателя предельно допустимых концентраций в воздухе рабочей зоны производственных помещений уайт-спирита (нефраса С4-155/200) является конкретным и неизменяемым - 300 мг/м
, кроме того, согласно вышеуказанному ГОСТ значение показателя предельно допустимых концентраций в воздухе рабочей зоны производственных помещений свинца и его неорганические соединения также является конкретным и неизменяемым - 0,01. Вместе с тем, между цветами "[светло-серая] [светло-бежевая]" отсутствует знак препинания, что является неправомерным и не позволяет определить потребность Заказчика, а также в соответствии с Таблицей 1а и Таблицей 2 ГОСТ 10503 краски марки МА-15 не выпускают таких цветов как: оранжевато-бежевая, синяя, желто-зеленая, красная, вишневая, светлая, серо-зеленая, светло-серая, светло-бежевая, розово-бежевая.
· п. "Ксилол нефтяной": Температура начала перегонки: Должна не быть не ниже 137,0, что по мнению Заявителя является неправомерным, поскольку требования установлены таким образом, что не позволяют однозначно определить потребность Заказчика, кроме того, согласно п.3 ГОСТ 9410-78 "Ксилол нефтяной. Технические условия" (требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации) температура начала перегонки должна быть не ниже 137,0.
· п. "Ограждение газонное": Наружный размер А профильной трубы: от 15 до 25 мм; По виду изготовления профильная труба: Должны быть бесшовными холоднодеформированными; электросварными; электросварнымихолоднодеформированными; Отклонение по наружному размеру профильной трубы: не более 0,3 %, что согласно доводам жалобы является неправомерным, поскольку согласно Таблице 2 ГОСТ 8639-82 "Трубы стальные квадратные. Сортамент" (требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации) для требуемых Заказчику видов изготовления труб при наружном размере до 30 мм предельные отклонения по наружному диаметру определяется в "мм".
· п. "Земля растительная": Состав: Должны состоять из коры или опилок и соломы различных культур или полевой земли; Пористость составляющего компонента: 42-62 %, что по мнению Заявителя является неправомерным, поскольку в соответствии с Таблицей 4 ГОСТ Р 53381-2009 "Почвы и грунты. Грунты питательные. Технические условия" (требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации) пористость для составляющего компонента в виде коры составляет 80-90 %, пористость для составляющего компонента в виде опилок составляет 85 %, пористость для составляющего компонента в виде соломы составляет 84 %.
· п. "Качалка на пружине тип 2": Опорная платформа: Должна иметь квадратную форму; Размер опорной платформы (ДхШ): Более 45x45, вместе с тем, согласно Инструкции: "В случае если в графе "Требуемый параметр" Заказчиком установлено требование к размерам в виде "(АхВхС)", "(АхВ)", "(ДхШхВ)", "(ШхВ)", "(ДхШ)", "(ДхВ)", "(ВхД)", "(ВхШ)", "(ДхЩхТ)" и сопровождающимся словами "более", "не более" или знаками ">", "не >", ">", то слова "более", "не более" и знаки ">", "не >", ">" касаются одного второго указанного значения", что согласно доводам жалобы вводит участников закупки поскольку в случае указания длины 45 и ширины более 45 опорная платформа не будет соответствовать требованию Заказчика "Опорная платформа: Должна иметь квадратную форму".
На заседании Комиссии Управления также рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований Инструкции и не позволяющих определить потребности Заказчика, а именно таких требований как: ""В случае если в графе "Требуемый параметр" Заказчиком установлено требование к размерам в виде "(АхВхС)", "(АхВ)", "(ДхШхВ)", "(ШхВ)", "(ДхШ)", "(ДхВ)", "(ВхД)", "(ВхШ)", "(ДхШхТ)" и сопровождающимся словами "более", "не более" или знаками ">", "не >", "", то слова "более", "не более" и знаки ">", "не >", ">" касаются одного второго указанного значения", вместе с тем: "В случае если в графе "Требуемый параметр" Заказчиком установлено требование к размерам в виде "(АхВхС)", "(АхВ)" "(ДхШхВ)", "(ШхВ)", "(ДхШ)", "(ДхВ)", "(ВхД), "(ВхШ)", "(ДхШхТ)" и сопровождающимся словами "не менее", "менее" или знаками "<", "не <" касаются одного первого указанного значения", что по мнению Заявителя является неправомерным поскольку вышеуказанные положения Инструкции препятствуют корректному формированию заявки в соответствии с требованиями аукционной документации.
В соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее, чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили что при формировании требований к характеристикам "условная вязкость по визкометру с отверстием 5 мм при 60 °С", "содержание минеральной части в асфальтобетонной смеси" по п. "Смеси асфальтобетонные", "диаметр стержня" по п. "Гвозди строительные", а также к единицам измерения характеристик "отклонение по наружному размеру профильной трубы" по п. "Ограждение газонное" и "размеры опорной платформы" по п. "Качалка на пружине тип 2" произошла техническая ошибка, вместе с тем, представители Заказчика затруднились пояснить в соответствии с какими регламентами, стандартами установлены вышеуказанные нестандартные показатели и требования к товарам по п. "Смеси асфальтобетонные", п. "Раствор цементный", п. "Камни бетонные бортовые", п. "Смеси бетонные", п. "Краски масляные", п. "Ксилол нефтяной", п. "Земля растительная", а также затруднились обосновать необходимость установления вышеуказанных нестандартных требований Инструкции.
Вместе с тем, аукционная документация Заказчика не содержит обоснование необходимости установления требований к используемым при выполнении работ товарам вышеуказанным способом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация составлена таким образом, что в нарушение п.1,2 ч.1 и ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64, ч.2 ст.64 Закона о контрактной системе может вводить в заблуждение участников закупки, а также может повлечь ограничение участников закупки, поскольку требования, установлены таким образом, что могут препятствовать корректному сформированию заявки в соответствии с требованиями аукционной документации.
2. На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам, которые, по мнению Заявителя, могут вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, а именно требований к товарам:
· п. "Щебень": Суммарное содержание пирита, галоидных соединений в пересчёте на ион хлора, свободных волокон асбеста и угля и древесных остатков в щебне: Не должно быть более 10 % по массе; пирита: Не должно быть более 4 % по массе; галоидных соединений (галит, сильвин и др., включая водорастворимые хлориды) в пересчёте на ион хлора: Должно быть не более 0,1 % по массе; свободных волокон асбеста: Не должно быть более 0,25 % по массе; угля и древесных остатков: Не должно быть более 1 % по массе, что согласно доводам жалобы является неправомерным, поскольку не позволяет указать максимальные значения указанных характеристик.
· п. "Стойка для дорожных знаков": Наружный диаметр трубы: Должен быть от 73* до 89* мм; Толщина стенки: Должна быть от 3,5 до 4,0* мм; Внутренний диаметр трубы: Должен быть 81,5 мм; Длина: Должна не быть
2,5 мм, вместе с тем в аукционной установлено требование о соответствии данного товара требованиям ГОСТ 10705-80 "Трубы стальные электросварные. Технические условия", ГОСТ 380-2005 "Сталь углеродистая обыкновенного качества", ГОСТ 19281-89 "Прокат из стали повышенной прочности. Общие технические условия", ГОСТ 9045-93 "Прокат тонколистовой холоднокатаный из низкоуглеродистой качественной стали для холодной штамповки" и ГОСТ 1050-2013 "Металлопродукция из нелегированных конструкционных качественных и специальных сталей. Общие технические условия" однако, вышеуказанные ГОСТы не регламентируют вышеуказанные нестандартные параметры, что по мнению Заявителя является неправомерным.
· "Урна" Заказчик установил требование: Емкость урны: Должна быть выполнена из стального листа, что по мнению Заявителя является неправомерным, поскольку емкость урны относится к объему и является измеряемой характеристикой.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В составе жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о невозможности подачи заявки в соответствии с требованиями аукционной документации, в частности по товарам "Щебень", "Стойка для дорожных знаков", "Урна", в том числе свидетельствующих об ограничении количества участников закупки, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм законодательства об осуществлении закупок при установлении вышеуказанных требований.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные доводы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ИнвестПроект" на действия Администрации поселения Московский обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам по п. "Смеси асфальтобетонные", п. "Гвозди строительные", п. "Ограждение газонное", п. "Качалка на пружине тип 2", п. "Раствор цементный", п. "Камни бетонные бортовые", п. "Смеси бетонные", п. "Краски масляные", п. "Ксилол нефтяной", п. "Земля растительная", а также установления нестандартных требований Инструкции.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1,2 ч.1 и ч.2 ст. 33, п.2 ч.1 ст.64, ч.2 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя комиссии М.В. Ермакова
Члены комиссии: Д.С. Грешнева
М.О. Саенко
Исп. Грешнева Д.С.
(495) 784-75-05 доб. 187
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 июня 2016 г. N 2-57-6693/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2016