Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя комиссии - Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Гридиной Е.В.,
Членов комиссии:
Ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Несиева З.У.,
Ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Грешневой Д.С.,
при участии представителей СС и НМП им. А.С. Пучкова: Бурцевой Н.А., Багреевой Е.М., а также представителя ООО "Агат": Минеева А.М.,
рассмотрев жалобу ООО "Агат" (далее - Заявитель) на действия СС и НМП им. А.С. Пучкова (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на проведение работ по подготовке к эксплуатации в осенне-зимнем сезоне 2016-2017 гг. зданий, сооружений и инженерных систем СС и НМП им. А.С. Пучкова (Закупка N 0373200000616000077) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/27368 от 28 .06.2016).
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
1. На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в Приложении N1 к Техническому заданию аукционной документации неправомерных требований к товарам, которые, по мнению Заявителя, могут вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, а именно требований к товарам:
· п. 11 "Метилен хлористый технический": Плотность при 20 °С 1,324-1,329 г/см", что по мнению Заявителя является неправомерным, поскольку согласно Таблице 1 ГОСТ 9968-86 "Метилен хлористый технический. Технические условия" (требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации) плотность при 20 °С метилена хлористого технического измеряется в г/см3
· п.20, п.58 "Мастика герметизирующая нетвердеющая, строительная": Назначение для герметизации замкнутых и дренированных с-единений внешних стенок и для уплотнения пространств примыкания оконных и дверных блоков к составляющим стенок первой или высшей категории: Теплостойкость не менее 1 мм, что по мнению Заявителя является неправомерным, поскольку согласно Таблице ГОСТ 14791-79 "Мастика герметизирующая нетвердеющая строительная. Технические условия" (требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации) теплостойкость мастики герметизирующей нетвердеющей, строительной должна быть не более 1,0 мм для высшей категории качества и не более 2,0 мм для первой категории качества.
· п. 45 "Блоки дверные": Размер проема по ширине должно быть не менее 910 но менее 1010 мм; Размер проема по высоте должно не быть более 2370 мм; Размер проема по ширине должна не быть менее 810 мм; Размер проема по высоте должна не быть более 2370 мм, что согласно доводам жалобы является неправомерным, поскольку Заказчиком в описании характеристик товара "Блоки дверные" включены описания размеров проемов находящиеся на объекте Заказчика.
· п. 46 "Болт стальной и гайка": Длина ненарезанного стержня мин. не должна быть менее 21,5 мм; Длина зажима болта не должна быть более 74 мм; Высота опорной шайбы болта от 0,15 до 0,8 мм; п. 52 "Шкурка шлифовальная": Способность резки: не должна быть менее 0,014 г/мин, что по мнению Заявителя является нестандартными показателями, поскольку ГОСТ Р ИСО 4014-2013 "Болты с шестигранной головкой. Классы точности А и В", ГОСТ Р ИСО 8765-2013 "Болты с шестигранной головкой с мелким шагом резьбы. Классы точности А и В", ГОСТ 7798-70 "Болты с шестигранной головкой класса точности В. Конструкция и размеры", ГОСТ 6456-82 "Шкурка шлифовальная бумажная. Технические условия" (требование о соответствии товаров которым установлено в аукционной документации) не нормируют вышеуказанные показатели требуемых при выполнении работ товаров, что вводит участников закупки в заблуждение и препятствует корректному формированию заявки на участие в аукционе.
· п. 9 "Краны латунные шаровые муфтовые": Условный проход 20, 50, 32 мм. Размер резьбы G3/4"; G2"; G1 1/4 ", вместе с тем, согласно инструкции по заполнению заявки (далее - Инструкция): "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз"; "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ", что по мнению Заявителя является неправомерным, поскольку участникам закупки не представляется возможным предоставить к использованию при выполнении работ краны шаровые с условными проходами 20, 50, 32 мм и одним значением размера резьбы, что также подтверждается данными с сайта Производителя данного товара ОАО "Бологовский арматурный завод" согласно которым каждому условному проходу соответствует свой размер резьбы.
В соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее, чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика затруднились пояснить в соответствии с какими регламентами, стандартами установлены вышеуказанные нестандартные показатели и требования к товарам по п. 11 "Метилен хлористый технический", п.20, п.58 "Мастика герметизирующая нетвердеющая, строительная", п. 45 "Блоки дверные", п. 46 "Болт стальной и гайка", п. 52 "Шкурка шлифовальная", п. 9 "Краны латунные шаровые муфтовые".
Вместе с тем, аукционная документация Заказчика не содержит обоснование необходимости установления требований к используемым при выполнении работ товарам вышеуказанным способом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация составлена таким образом, что в нарушение п.1,2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе может вводить в заблуждение участников закупки, а также может повлечь ограничение участников закупки, поскольку требования, установлены таким образом, что могут препятствовать корректному сформированию заявки в соответствии с требованиями аукционной документации.
2. В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в Приложении N1 к Техническому заданию, а также в Инструкции размещенной в составе аукционной документации неправомерных требований, которые, по мнению Заявителя, могут вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, а именно следующих требований:
· п.37 "Грунтовка": требуемый параметр - "условная вязкость при температуре (20,00,5) °С по вискозиметру ВЗ-246 диаметром сопла 4 мм*", требуемое значение - "должна быть от 38 до 50"; п.38 "Краски водно-дисперсионные": требуемый параметр - "Коэффициент отражения при геометрии угла 0-45°*", требуемое значение - "пленки должен быть от 82 до 90", при этом, согласно Инструкции: "в случае, если требуемый параметр сопровождается знаком * (звездочка), вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией, участнику закупки необходимо представить данный показатель как значение показателя, который не может изменяться", таким образом, участникам закупки необходимо предоставить значение условной вязкости товара п.37 "Грунтовка" и коэффициент отражения товара п.38 "Краски водно-дисперсионные" значения в виде диапазонов значений, кроме того, в составе жалобы Заявитель также указывает на следующее неправомерное положение Инструкции: "В случае, когда предлагаемый товар не может иметь конкретное значение параметра (конкретный показатель) в соответствии со сведениями, предоставляемыми производителями таких товаров, участником закупки указывается диапазон значений", что по мнению Заявителя является неправомерным, поскольку в силу Закона о контрактной системе участникам закупки необходимо предоставить в составе заявки конкретные значения показателей.
· п.46 "Болт стальной и гайка": "дефекты Рванины на поверхности под ключ болтов с шестигранной головкой не должны проходить дальше, чем до фаски на торце головки и не должны заходить на опорную поверхность головки", что по мнению Заявителя является нестандартными показателями, поскольку ГОСТ Р ИСО 6157-1-2009 "Изделия крепежные. Дефекты поверхности. Часть 1. Болты, винты и шпильки общего назначения" (требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации) не нормирует вышеуказанный показатель требуемого при выполнении работ товара, что вводит участников закупки в заблуждение и препятствует корректному формированию заявки на участие в аукционе.
На заседании Комиссии Управления, представитель Заказчика пояснил, что конкретный диапазон значений показателя также может являться конкретным значением, в случае если, требуемый параметр не может определяться одним конкретным значением, а также пояснил, что требование "дефекты Рванины на поверхности под ключ болтов с шестигранной головкой не должны проходить дальше, чем до фаски на торце головки и не должны заходить на опорную поверхность головки" к товару п. 46 "Болт стальной и гайка" установлены на основании п.2.6 ГОСТ 1759.2-82 "Болты, винты и шпильки. Дефекты поверхности и методы контроля" (требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации).
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В составе жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о невозможности подачи заявки в соответствии с требованиями аукционной документации, а также Инструкции, в частности по товарам п.37 "Грунтовка", п.38 "Краски водно-дисперсионные", п.46 "Болт стальной и гайка", в том числе свидетельствующих об ограничении количества участников закупки, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм законодательства об осуществлении закупок при установлении вышеуказанных требований.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные доводы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
3. Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены неправомерные требования в проекте государственного контракта, которые в свою очередь нарушают Закон о контрактной системе.
В силу ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
На основании п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно доводам жалобы в п. 14.4 Проекта контракта указано: "Неотъемлемыми частями Контракта являются: приложение __1_ "Техническое задание", приложение 2 Сметная документация, приложение 3 График выполнения работ, приложение 4 "Форма Акта сдачи-приемки работ". В п.8.1 Проекта контракта предусмотрен односторонний отказ от исполнения контракта в случае: "Неоднократное (от двух и более раз) нарушение сроков и объемов оказания услуг, предусмотренных контрактом, включая график оказания услуг.; Если Исполнитель не приступает к исполнению Контракта в срок, установленный Контрактом, или нарушает график оказания услуг, предусмотренный Контрактом, или оказывает услугу так, что надлежащее ее оказание к сроку, предусмотренному Контрактом, становится явно невозможно, либо в ходе оказания услуги стало очевидно, что она не будет оказана надлежащим образом в установленный Контрактом срок". При этом, указанное в Проекте контракта приложение 3 "График выполнения работ" Заказчиком не заполнено, в том числе, в части сроков выполнения работ, что не позволяет установить сроки выполнения промежуточных этапов.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что График выполнения работ заполняется участником закупки после заключения контракта при выполнении работ в рамках исполнения государственного контракта, при этом, в силу п.6 Технического задания аукционной документации начало выполнения работ - "с момента заключения контракта", завершение - "40 календарных дней".
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить, а также не представил документов, подтверждающих каким образом действия Заказчика нарушили права и законные интересы Заявителя, в том числе каким образом данные положения не позволяют подать заявку на участие в аукциона, и влекут за собой ограничение количества участников закупки, а также свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
4. На основании п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч.1 ст.22 Закона о контрактной системе Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
В жалобе Заявитель указывает, что согласно п.9 Информационной карты: "Метод определения НМЦ: иной". Вместе с тем, согласно обоснованию начальной (максимальной) цены контракта, опубликованному в составе документации, расчет начальной (максимальной) цены осуществлен на основании проектно-сметного метода, что является противоречивыми сведениями и может вводить в заблуждение участников закупки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В составе жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих каким образом действия Заказчика нарушили права и законные интересы Заявителя, в том числе каким образом данные положения не позволяют подать заявку на участие в аукциона, и влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ИнвестПроект" на действия СС и НМП им. А.С. Пучкова обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам п. 11 "Метилен хлористый технический", п.20, п.58 "Мастика герметизирующая нетвердеющая, строительная", п. 45 "Блоки дверные", п. 46 "Болт стальной и гайка", п. 52 "Шкурка шлифовальная", п. 9 "Краны латунные шаровые муфтовые".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1,2 ч.1 и ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя комиссии Е.В. Гридина
Члены комиссии: З.У. Несиев
Д.С. Грешнева
Исп. Грешнева Д.С.
(495) 784-75-05 доб. 187
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 1 июля 2016 г. N 2-57-6820/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.07.2016