Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Гридиной Е.В.,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Казарина С.И.,
ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Орехова Д.А.,
при участии представителя ГКУ города Москвы "Агентство по закупкам (контрактная служба) Департамента здравоохранения города Москвы": Яковлевой О.А.,
при участии представителей Департамента здравоохранения города Москвы: Гоморева А.А.,Шевченко И.И.,
в отсутствие представителей ООО "ЮниБаланс", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.NМГ/29766 от 11.07.2016),
рассмотрев жалобы ООО "ЮниБаланс" (далее - Заявитель) на действия ГКУ города Москвы "Агентство по закупкам (контрактная служба) Департамента здравоохранения города Москвы" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на поставку мебели общего назначения в 2016 году в рамках Государственной программы города Москвы "Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение) на 2012-2020 годы" для оснащения медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы (Закупки N 0873200009816000819, 0873200009816000820, 0873200009816000821, 0873200009816000822, 0873200009816000823, 0873200009816000824, 0873200009816000825, 0873200009816000826, 0873200009816000827, 0873200009816000828, 0873200009816000829, 0873200009816000830) (далее - Конкурсы) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанных конкурсов.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в размещении конкурсных документаций, противоречащих законодательству об осуществлении закупок, а именно выразившиеся в установлении в конкурсных документациях неправомерного порядка оценки конкурсных заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок".
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/29766 от 11.07.2016, Комиссия Управления установила следующее.
На основании п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно ч. 7 ст. 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В силу с ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
При этом, на основании ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком не предусмотренных ст.32 Закона о контрактной системе критериев или их величин значимости, установленных ч. 6 ст. 32 Закона о контрактной системе и в соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, за исключением случая, предусмотренного ч. 2 ст. 32 Закона о контрактной системе.
Согласно п.3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
При этом, для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению к Правилам.
В силу п. 29 Правил оценки для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
В соответствии с Порядком оценки заявок на участие в открытом конкурсе, размещенном в составе конкурсных документаций, оценка конкурсных заявок по критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" осуществляется следующим образом: "Оцениваются качественные характеристики и потребительские свойства мебели, в том числе прочностные и технические характеристики материалов и комплектующих, конструктивные особенности, эргономичность, экологические характеристики, предлагаемые участником закупки в предложении в отношении объекта закупки с приложением сертификатов, паспортов (т.е. документов, характеризующих качественные, функциональные и экологические характеристики предлагаемой к поставке мебели).
Сведения, подлежащие оценке:
а) Предложение по прочностным и техническим характеристикам материалов и комплектующих;
б) Предложение по конструктивным особенностям, эргономичности и экологическим характеристикам;
в) наличие в составе предложения сертификатов, паспортов, эскизов, чертежей, визуализации мебели (т.е. документов, характеризующих качественные, функциональные и экологические характеристики предлагаемой к поставке мебели).
Баллы по показателю присваиваются от 0 до 100 баллов в зависимости от совокупности признаков, которые позволяют выявить лучшие по сравнению с другими участниками закупки предложения в соответствии с требованиями Описания объекта закупки (Технического задания) и начисляются по следующей шкале:
1. Предложение не представлено/представлено, но содержит в себе ссылки на соответствие требованиям технической части конкурсной документации или на соответствие положениям конкурсной документации, без содержательного описания, в составе предложения отсутствуют сертификаты, (декларации о соответствии), характеризующие качественные, функциональные и экологические характеристики, для каждого наименования предлагаемой к поставке мебели, в составе предложения отсутствуют эскизы, чертежи, визуализация для каждого наименования предлагаемой к поставке мебели, протоколы лабораторных испытаний на соответствие нормам и правилам, определенным действующим законодательством РФ (выданные не ранее даты производства мебели), документы, подтверждающие экологическую безопасность материалов, используемых при изготовлении поставляемой мебели, и соответствие этих материалов классу эмиссии Е1- 0 баллов
2. Предложение разработано в соответствии с требованиями Технического задания, содержит в себе предложения по прочностным и техническим характеристикам материалов и комплектующих, в составе предложения присутствуют документы, подтверждающие экологическую безопасность материалов, используемых при изготовлении поставляемой мебели, и соответствие этих материалов классу эмиссии Е1, но в составе предложения отсутствуют сертификаты, (декларации о соответствии), характеризующие качественные, функциональные и экологические характеристики, для каждого наименования предлагаемой к поставке мебели, в составе предложения отсутствуют эскизы, чертежи, визуализация для каждого наименования предлагаемой к поставке мебели, протоколы лабораторных испытаний на соответствие нормам и правилам, определенным действующим законодательством РФ (выданные не ранее даты производства мебели) - 20 баллов
3. Предложение разработано в соответствии с требованиями Технического задания, содержит в себе предложения по прочностным и техническим характеристикам материалов и комплектующих, в составе предложения присутствуют сертификаты (декларации соответствия) характеризующие качественные, функциональные и экологические характеристики для каждого наименования предлагаемой к поставке мебели, протоколы лабораторных испытаний на соответствие нормам и правилам, определенным действующим законодательством РФ (выданные не ранее даты производства мебели), документы, подтверждающие экологическую безопасность материалов, используемых при изготовлении поставляемой мебели, и соответствие этих материалов классу эмиссии Е1, - 40 баллов
4. Предложение разработано в соответствии с требованиями Технического задания, содержит в себе предложения по прочностным и техническим характеристикам материалов и комплектующих в составе предложения присутствуют сертификаты, (декларации о соответствии), характеризующие качественные, функциональные и экологические характеристики, для каждого наименования предлагаемой к поставке мебели, в составе предложения содержатся эскизы, чертежи, визуализация для каждого наименования предлагаемой к поставке мебели, протоколы лабораторных испытаний на соответствие нормам и правилам, определенным действующим законодательством РФ (выданные не ранее даты производства мебели), документы, подтверждающие экологическую безопасность материалов, используемых при изготовлении поставляемой мебели, и соответствие этих материалов классу эмиссии Е1 - 100 баллов".
Согласно доводам жалобы Заявителя указанный порядок оценки заявок на участие в открытых конкурсах не позволяет участникам закупок определить какие сертификаты и декларации о соответствии оцениваются конкурсной комиссией Заказчика при проведении процедуры рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе, а также не позволяет участникам закупок определить каким образом конкурсной комиссией Заказчика оценивается "совокупность признаков, которые позволяют выявить лучшие по сравнению с другими участниками закупки предложения" в соответствии с требованиями описания объекта закупки, без указания на то, какие признаки поставляемых товаров позволяют выявить лучшие по сравнению с другими участниками закупки предложения.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что конкурсной комиссией Заказчика при проведении процедуры рассмотрения и оценки заявок на участие в открытых конкурсах оценивается наличие в заявке сведений о наличии у участников закупок сертификата соответствия предлагаемых к поставке товаров требованиям Технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 025/2012 "О безопасности мебельной продукции", а также оценивается соответствие предлагаемых к поставке товаров ГОСТ, требование о соответствии поставляемых товаров которым установлено в конкурсных документациях, в частности, ГОСТ 16371-2014 "Мебель. Общие технические условия", ГОСТ 23367-86 "Винилискожа обивочная. Общие технические условия", ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия", ГОСТ 3916.1-96 "Фанера общего назначения с наружными слоями из шпона лиственных пород. Технические условия", ГОСТ Р 53243-2008 "Кожа для мебели. Общие технические условия", ГОСТ 24220-80 "Ткани мебельные. Общие технические условия".
Вместе с тем, из порядка оценки заявок на участие в открытых конкурсах не следует, что при проведении процедуры рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке конкурсной комиссией Заказчика оценивается только наличие в заявках участников закупки сведений о наличии у участника сертификатов соответствия предлагаемых к поставке товаров только требованиям Технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 025/2012, а также декларации соответствия поставляемых товаров требованиям ГОСТ указанных в конкурсных документациях.
Исходя из вышеуказанного, Комиссия Управления приходит к выводу, что в конкурсных документациях отсутствует зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", а также инструкция по заполнению заявки, позволяющая определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией, а также отсутствует предмет оценки конкурсной комиссией Заказчика сведений, указываемых участниками закупок в заявках на участие в открытых конкурсах.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что установленный порядок оценки заявок по вышеуказанному критерию не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта и не позволяет определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией по данному показателю критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", поскольку в конкурсных документациях отсутствует указание на закрытый перечень нормативных регламентов и стандартов, соответствие поставляемых товаров которым оценивается конкурсной комиссией Заказчика, а также отсутствует указание на то какие характеристики поставляемых товаров оцениваются при оценке "совокупности признаков предложения участников закупки", что не позволяет определить зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми в заявках сведениями по данному показателю.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений ч.8 ст.32, п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе, п.11 и п.29 Правил оценки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобы ООО "ЮниБаланс" на действия ГКУ города Москвы "Агентство по закупкам (контрактная служба) Департамента здравоохранения города Москвы" обоснованными.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений ч.8 ст.32, п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены Комиссии С.И. Казарин
Д.А. Орехов
исп. Орехов Д.А.
тел. 8-495-784-75-05, доб. 192
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 12 июля 2016 г. N 2-57-7322/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2016