Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Заместителя Председателя комиссии - Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Члена комиссии - Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Максимова И.С.,
при участии представителя Администрации городского округа Щербинка: Коноваленко Т.В.,
в отсутствие представителей МБУ ДО городского округа Щербинка в г. Москве ДЮСШ, а также ООО "АльпСтандарт", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.NМГ/23377 от 06.06.2016)
рассмотрев жалобу ООО "АльпСтандарт" (далее - Заявитель) на действия МБУ ДО городского округа Щербинка в г. Москве ДЮСШ (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту фасада здания (Закупка N0148300041816000038) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 06.07.2016 NМГ/29162 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам Заявителя Заказчиком неправомерно установлены требования о соответствии товаров ГОСТ, указанных списком, без указания каким конкретно ГОСТ должны соответствовать конкретные товары, требования к которым предъявляются Заказчиком в Техническом задании аукционной документации, а также в аукционной документации установлено соответствие недействующим ГОСТ.
В соответствии с п. 1, 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией Управления установлено, что в аукционной документации содержится требование о соответствии товаров требованиям конкретных ГОСТ. При этом, по мнению Заявителя, отсутствует указание каким ГОСТ должны соответствовать товары, которые необходимо использовать при выполнении работ, что не позволяет участнику закупки корректно заполнить заявку на участие в аукционе в соответствии с требованиями аукционной документации Заказчика, а также может повлечет за собой ограничение количества участников закупки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с инструкцией по заполнению заявки указано следующее: "В случае если на момент подачи заявки ГОСТ признан устаревшим, руководствоваться следует актуальным ГОСТ, который был принят в замену устаревшему или признанному недействительным по другим причинам", что также участникам закупки позволяет определить действующую редакция ГОСТ.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссией Управления установлено, что документы подтверждающие обоснованность доводов жалобы в части ограничения количества участников закупки, в составе жалобы отсутствуют. Кроме того Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований к товарам и свидетельствующие об ограничении количества участников закупки
Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя, в аукционной документации Заказчика установлено соответствие используемых при выполнении работ товаров требованиям ГОСТ, например, ГОСТ 9590-76 "Пластик бумажнослоистый декоративный. Технические условия (с Изменением N 1)", ГОСТ 23732-79 "Вода для бетонов и растворов. Технические условия", при этом, вышеуказанные ГОСТ не соответствуют ни одному товару в приложении N1 к Техническому заданию.
На основании ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч.8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать указание вышеуказанных ГОСТ, а также указать на соответствие данных ГОСТ конкретных товаров в приложении N1 к Техническому заданию.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, что может вводить участников закупки в заблуждение.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в п.12 "Гвозди строительные" установлены требования к предоставлению схематических изображений и чертежей товара (изображения), при этом, данные сведения не предоставляются ни одним из производителей данных товаров, кроме того, такие данные не должны быть включены в документ о качестве (сертификат соответствия товара), таким образом, по мнению Заявителя не позволяет участникам закупки предоставить такие данные в составе первой части заявки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что схематическое изображение гвоздя дано для точного определения длины, условного диаметра стержня, размера, диаметра головки.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 9 ст.105 Закона о контактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии Управления Заявителем не предоставлены, а так же в составе жалобы Заявителя отсутствуют документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, в том числе, в части невозможности идентифицировать потребность Заказчика и сформировать заявку на участие в данном аукционе на условиях аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные доводы Заявителя не нашли своего подтверждения и является необоснованными.
4. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к используемому при выполнении работ товару, такие как:
- В п.7 "Вода" установлены следующие требования: Вид - питьевая вода; естественная поверхностная, грунтовая вода; техническая вода; Максимальное допустимое содержание растворимых солей.
- В п.6 "КРАСКИ ВОДНО-ДИСПЕРСИОННЫЕ" установлены следующие требования: Предельно допустимая концентрация по метилметакрилату: - в воздухе рабочей зоны производственного помещения - в воде водоема - в атмосфере (при наличии); Предельно допустимая концентрация, по буталакрилату: - в воздухе рабочей зоны производственного помещения - в воде водоема - в атмосфере (при наличии).
Согласно доводам жалобы Заявителя, вышеуказанные характеристики являются излишне завышенными, а также являются требованиями в том числе к сырью (в том числе к химическому составу), из которого изготавливается товар используемый при выполнении работ. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе, что может ограничивать количество участников закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
4. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в аукционной документации установлены в одном параметре две характеристики.
В приложении N1 к техническому заданию Заказчиком установлены требования к используемым при выполнении работ товарам, таким как:
- п.2 "Грунтовка":
-Стойкость покрытия к статическому воздействию при температуре (20_2) °С воды и раствора хлористого натрия с массовой долей 3%: Не менее 8,
-Время высыхания для грунтовок естественной сушки до степени 3 при температуре (20_2) °С для эпоксидных грунтовок (при наличии): Не более 36 или не нормируется ч,
-Время высыхания для грунтовок естественной сушки до степени 3 при температуре (20_2) °С для всех остальных (при наличии): Не более 24ч,
-Время высыхания для грунтовок естественной сушки до степени 3 при температуре (20_2) °С для грунтовок горячей сушки (при наличии): Не более 4.
Согласно доводам жалобы Заявителя указание значений вышеуказанным образом могут вводить участников закупки в заблуждение, к примеру, согласно ГОСТ Р 51693-2000 "Грунтовки антикоррозийные. Общие технические условия" Стойкость покрытия к статическому воздействию при температуре (20 + /- 2) °C для воды составляет не менее 24 ч и для раствора хлористого натрия с массовой долей 3% составляет не менее 8 ч.
Таким образом требования Заказчика об указании вышеуказанных показателей в составе первой части заявки участниками закупки показателя "Стойкость покрытия к статическому воздействию при температуре (20_2) °С воды и раствора хлористого натрия с массовой долей 3%" является необъективным описанием закупки, кроме того положения аукционной документаций предусматривают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в данном аукционе помимо конкретных показателей используемых при оказании услуг товаров, конкретные показатели материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров, что может повлечь к ограничению количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, что может вводить участников закупки в заблуждение.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АльпСтандарт" на действия МБУ ДО городского округа Щербинка в г. Москве ДЮСШ обоснованной в части неправомерных требований к используемым при оказании услуг товарам по п.7, п.6, п.2 приложения N1 к техническому заданию, а также установления в составе аукционной документации ГОСТ не соответствующих товарам приложения N1 к Техническому заданию.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Заместитель Председателя Комиссии: Е.В. Гридина
Член Комиссии: И.С. Максимов
Максимов И.С. Тел.: (495) 784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 12 июля 2016 г. N 2-57-7256/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2016