Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в присутствии представителей: заказчика Казенного учреждения Республики Алтай "Управление капитального строительства Республики Алтай" <_> по доверенностям от 25.04.2016г., уполномоченного органа Министерства экономического развития и туризма Республики Алтай <_> по доверенности от 04.05.2016г., рассмотрела жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия уполномоченного органа Министерства экономического развития и туризма Республики Алтай и заказчика Казенного учреждения Республики Алтай "Управление капитального строительства Республики Алтай" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона N0177200000916001009 на выполнение работ по объекту "Центр спортивной акробатики Республики Алтай".
ООО "СТРОЙИНВЕСТ" должным образом уведомлено о дате и времени рассмотрения жалобы, явку представителя не обеспечило.
УСТАНОВИЛА:
В Алтайское республиканское УФАС России 17.06.2016г. (вх. N 1738) поступила жалоба от ООО "СТРОЙИНВЕСТ" (Башкортостан, г. Уфа, ул. Летчиков, 6 офис 14, 15) на действия уполномоченного органа Министерства экономического развития и туризма Республики Алтай и заказчика Казенного учреждения Республики Алтай "Управление капитального строительства Республики Алтай" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона N0177200000916001009 на выполнение работ по объекту "Центр спортивной акробатики Республики Алтай".
Заявитель считает, что аукционная документация не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
Не согласившись с доводами заявителя 22.06.2016г. (вх. 1777, 1781) уполномоченным органом Министерством экономического развития и туризма Республики Алтай и заказчиком КУ РА "Управление капитального строительства Республики Алтай" представлены письменные возражения на жалобу.
Комиссия по контролю в сфере закупок Алтайского республиканского УФАС России, рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав представителей заказчика и уполномоченного органа, установила следующее:
23.05.2016г. уполномоченным органом Министерством экономического развития и туризма Республики Алтай на официальном сайте ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту "Центр спортивной акробатики Республики Алтай". 01.06.2016г. в извещение и в аукционную документацию внесены изменения.
Согласно извещению N 0177200000916001009 в редакции N 2 от 01.06.2016г.:
- начальная (максимальная) цена контракта - 103 212 520,00 рублей;
- дата и время окончания подачи заявок - 17.06.2016 18-00 час.;
- дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок - 20.06.2016г.;
- дата проведения аукциона в электронной форме - 23.06.2016г.
Заказчиком является КУ РА "Управление капитального строительства Республики Алтай".
1. В соответствии с ч. 3 ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 данного Закона информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.
При анализе извещения и аукционной документации Комиссией УФАС по РА установлено, что заказчиком в пункте 5 раздела I аукционной документации (Информационная карта) установлены требования ко второй части заявки участника закупки: о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе: "свидетельство СРО, содержащее допуск на "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): п. 33.3 "Жилищно-гражданское строительство", а также в случае если участник закупки будет выполнять работы лично: свидетельство СРО по перечню, определенному приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 вступившему в силу с 01.07.2010г., по видам работ согласно документации об электронном аукционе и лицензию на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений по следующим видам работ и услуг: монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций в соответствии п. 15 ФЗ от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений")".
Исходя из условий проекта контракта (п. 1.1) подрядчик вправе выполнить работы лично или привлеченными силами.
Таким образом, доводы заявителя о том, что заказчиком установлены требования о предоставлении во второй части заявки свидетельства СРО на организацию строительства (генерального подрядчика) и лицензии МЧС на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, Комиссия УФАС по РА считает необоснованными, т.к. заказчиком установлено условие о предоставлении свидетельства СРО по организации строительства (генерального подрядчика) если участник будет выполнять работы с привлечением сторонних организаций (субподрядчиков) либо свидетельства СРО с конкретными видами работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (по видам работ, представленным в сметной документации) и лицензии МЧС если участник примет решение выполнить работы лично.
2. Согласно ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией.
Пунктом 6.6 проекта государственного контракта установлено: "В случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по Контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком своих обязательств по контракту, Подрядчик обязуется в течение 10 (десяти) дней предоставить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнение обязательств по Контракту".
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не запрещает установление заказчиком в проекте государственного контракта требования о замене банковской гарантии в случае прекращения ее действия в период действия контракта.
Таким образом, доводы заявителя в данной части являются необоснованными.
3. В соответствии с ч. 23 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Согласно ч. 24 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с данной частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013г. N775 установлен размер начальной (максимальной) цены контракта при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию, предусмотренную ч. 23 ст. 34 Закона о контрактной системе, а именно 100 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.
На заседании комиссии УФАС по РА представитель заказчика пояснила, что в проекте контракта предусмотрена ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту.
При анализе проекта контракта Комиссией УФАС по РА установлено, что расчет пени, предусмотренный в п. 7.3, не соответствует расчету пени, предусмотренному ч. 24 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Следовательно, заказчиком нарушена ч. 24 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Доводы заявителя в данной части являются обоснованными, т.к. начальная (максимальная) цена контракта составляет более 100 млн. руб.
4. Пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" предусмотрено, что работы, услуги, закупаемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не могут выполняться, оказываться организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Согласно совместного письма Министерства экономического развития Российской Федерации N 12589-ЕЕ/Д28и и Федеральной антимонопольной службы N АЦ/28993/16 от 28.04.2016г. требование о соответствии участника закупки условиям, указанным в Постановлении N 1457, может быть установлено заказчиком на основании ч. 3 ст. 14 и п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Применение заказчиком любых указанных положений Закона о контрактной системе при установлении требований к участникам закупки, предусмотренным Постановлением N 1457, является надлежащим исполнением указанного постановления.
На заседании комиссии УФАС по РА представители уполномоченного органа и заказчика пояснили, что во исполнение Постановления N 1457 к участникам закупки установлены единые требования в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В извещении в разделе "преимущества и требования к участникам" уполномоченным органом установлены, в том числе единые требования к участникам (в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ) - в соответствии с аукционной документацией.
В п. 15 раздела I аукционной документации (Информационная карта) установлено требование к участникам закупки о непринадлежности к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики (п.п. 9).
Следовательно, доводы заявителя о том, что заказчиком в извещении и в аукционной документации не установлены запреты в соответствии с Постановлением N 1457 являются необоснованными.
5. Пунктами 1, 2 статьи 26 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что государственные или муниципальные заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения обязаны осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг. Требования энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Указанные Правила утверждены постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил требования энергетической эффективности подлежат установлению в отношении следующих видов товаров:
а) товары согласно приложению;
б) товары, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности, за исключением товаров, указанных в подпункте "а" пункта 7 Правил;
в) товары, используемые для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений.
Кран шаровый в товары, перечисленные в пункте 3 Правил, в отношении которых устанавливаются требования энергетической эффективности, не входит.
В соответствии с пунктом 4 Правил требования энергетической эффективности подлежат установлению в отношении работ и услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в процессе выполнения, оказания которых расходуются значительные объемы энергетических ресурсов.
При этом требования в отношении указанных работ и услуг согласно пункту 2 Постановления N 1221 должны быть установлены в срок до 1 января 2016 года. В настоящее время какие-либо нормативные акты, устанавливающие указанные требования, не приняты.
Таким образом, доводы заявителя о том, что заказчиком в аукционной документации не установлены требования к энергетической эффективности товара "кран шаровый" являются необоснованными.
В связи с тем, что заказчиком в проекте контракта не предусмотрена ответственность подрядчика за непредоставление информации о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта, Комиссия УФАС по РА приняла решение выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в проект контракта.
Исполнение данного требования должно выполняться заказчиком в рамках предписания, выданного, в том числе по делу N 99-К/16 (внесение изменений в аукционную документацию и продление сроков подачи заявок).
Комиссия УФАС по РА, оценив изложенные сторонами обстоятельства, изучив представленные документы, руководствуясь ч. 8 ст. 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия уполномоченного органа Министерства экономического развития и туризма Республики Алтай и заказчика Казенного учреждения Республики Алтай "Управление капитального строительства Республики Алтай" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона N0177200000916001009 на выполнение работ по объекту "Центр спортивной акробатики Республики Алтай" обоснованной в части неустановления в проекте контракта ответственности подрядчика за не предоставление информации о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
2. Признать заказчика КУ РА "Управление капитального строительства Республики Алтай" нарушившим ч. 24 ст. 34 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику КУ РА "Управление капитального строительства Республики Алтай" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в проект контракта, в части установления ответственности подрядчика за непредоставление информации о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Настоящее решение и предписание может быть обжаловано в арбитражном суде Республики Алтай в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель комиссии |
|
|
Члены Комиссии |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 24 июня 2016 г. N 98-К/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2016