Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике по контролю в сфере размещения закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии - -К.А.Бабаева- зам. руководителя управления;
Членов Комиссии - Г.П.Авраховой - зам. руководителя управления -начальника отдела контроля закупок ;
- Р.Х.Туркменовой -главного специалиста-эксперта отдела;
- Ф.А.Кубановой -специалиста-эксперта отдела
при участии: представителя Министерства труда и социального развития КЧР Шаевой М.А., Джантемировой К.М., по доверенности (Заказчик), в присутствии представителя Уполномоченного органа -Управления КЧР в сфере закупок Шобановой Ф.М. ( по доверенности) , в отсутствии ИП Ахмедпашаева Н.Г.( Заявитель) ,надлежаще уведомлен, не явился и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с ч.5 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - Карачаево-Черкесское УФАС) 01.07.2016г. поступила жалоба ИП Ахмедпашаева Н.Г. (г.Махачкала), на действия Заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку путевок для организации отдыха и оздоровления детей КЧР в санатории или санаторно- оздоровительном лагере круглогодичного действия.
Извещение о проведении аукциона по вышеуказанному предмету размещено 24.06.2016г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru N 0179200001916000530 , начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 800 000.0 руб.
По мнению Заявителя, Заказчик в описании объекта закупки указал месторасположение санатория- территория Кабардино-Балкарской республики, чем нарушил единство экономического пространства и нормы Закона о контрактной системе, Закона "О защите конкуренции" . Также Заявителю не ясна ситуация со сроками оказания услуг : согласно п.8 Информационной карты срок с июля 2016 года по 31 августа 2016г. - ограничение конкуренции границами территории КБР, т.к. предъявлено требование к участникам закупки , не связанное с объектом закупки. В качестве обязательного требования к участникам закупки предъявлено требование о том, что поставка путевок должна производиться в "санаторий или санаторно-оздоровительный лагерь круглогодичного действия". Не ясно какое значение для заказчика имеет "круглогодично работает санаторий или нет, т. к сроки оказания услуг - с июля 2016г. по 31 августа 2016г.". Во-вторых, в техническом задании были предъявлены требования к мощностям, техническому оснащению и наличию определенного имущества у участников, что противоречит требованию ч. 3 ст. 33 Закона N 44-ФЗ. Таким образом, Заявитель не может принять участие в закупке.
Заказчик, не согласен с доводами жалобы и в отзыве на жалобу указал на следующее.
Индивидуальным предпринимателем Ахмедпашаевым Надыром Гаджиевичем (г.Махачкала, ул.А.Султана,12а) подана жалоба на действия Заказчика Министерства труда и социального развития КЧР о нарушении законодательства при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку путевок для организации оздоровления и отдыха детей КЧР в санатории или санаторно-оздоровительном лагере круглогодичного действия, расположенном на территории Кабардино-Балкарской Республики, номер извещения аукциона: 0179200001916000530, размещенный в ЕИС на сайте zakupki.gov.ru.
Рассмотрев жалобу ИП Ахмедпашаева Н.Г. Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики сообщает.
В соответствии с Законом Карачаево-Черкесской Республики от 23.01.2006 N 5-РЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Карачаево-Черкесской Республике отдельными государственными полномочиями Карачаево-Черкесской Республики в области социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (далее - органы местного самоуправления) Карачаево-Черкесской Республики наделены отдельными государственными полномочиями Карачаево-Черкесской Республики в области социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан в том числе: -
" 10) ведении базы данных детей, нуждающихся в отдыхе и оздоровлении; формировании и представлении в уполномоченный орган исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики по организации и проведению отдыха и оздоровления детей заявок на приобретение путевок для детей в учреждения отдыха и оздоровления, выдаче путевок гражданам, внесенным в базу данных.
11) организации и проведении отдыха и оздоровления детей на дворовых досуговых площадках и в лагерях с дневным пребыванием детей.".
В целях реализации федеральных законов от 24.07.98 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 06.10.99 N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Закона Карачаево-Черкесской Республики от 23.01.2006 N 5-РЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Карачаево-Черкесской Республике отдельными государственными полномочиями Карачаево-Черкесской Республики в области социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан" Правительством Карачаево-Черкесской Республики принято постановление от 10.10.2014 N 289 "Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в Карачаево-Черкесской Республике". Данным постановлением Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики определено уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей (далее по тексту - Уполномоченный орган).
В соответствии с пунктом 5 указанного постановления Уполномоченному органу поручено обеспечить организацию и проведение отдыха и оздоровления детей в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете на финансовое обеспечение мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, и за счет субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджету Карачаево-Черкесской Республики на финансовое обеспечение мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В соответствии с пунктом 1.7. Порядка организации и проведения оздоровительной кампании детей в Карачаево-Черкесской Республике, утвержденного постановлением Карачаево-Черкесской Республики от 10.10.2014 N 289 "Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в Карачаево-Черкесской Республике" Уполномоченный орган, в соответствии с Федеральным законом от 04.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" обеспечивает размещение государственного заказа через Управление Карачаево-Черкесской Республики в сфере закупок на приобретение путевок в учреждения отдыха и оздоровления детей и оказание услуг по организации проезда организованных групп детей к местам отдыха и обратно.
Государственные контракты на приобретение путевок в учреждения отдыха и оздоровления детей и оказание услуг по организации проезда организованных групп детей к местам отдыха и обратно заключаются Уполномоченным органом по результатам конкурсных процедур.
Заявки на приобретение путевок в учреждения отдыха и оздоровления детей предоставляются в Уполномоченный орган:
Министерством внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике - в отношении детей, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних отделов внутренних дел Карачаево-Черкесской Республики;
Министерством образования и науки Карачаево-Черкесской Республики - в отношении одаренных детей, детей - учащихся учреждений дополнительного образования, детей, находящихся в подведомственных государственных учреждениях, детей, направляемых на отдых и оздоровление в лагеря с дневным пребыванием;
Министерством физической культуры и спорта Карачаево-Черкесской Республики - в отношении детей - учащихся спортивных учреждений дополнительного образования;
Министерством культуры Карачаево-Черкесской Республики - в отношении детей - учащихся учреждений дополнительного образования, находящихся в подведомственных Министерству культуры Карачаево-Черкесской Республики государственных учреждениях культуры;
Министерством туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики:
в отношении обучающихся, добившихся отличных результатов в учебной, научной, творческой и физкультурно-спортивной деятельности, и детей - членов детских общественных организаций;
государственными учреждениями - в отношении несовершеннолетних детей, находящихся в данных учреждениях;
общественными организациями - в отношении детей членов организации;
органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Карачаево-Черкесской Республики - в отношении детей, проживающих на территории соответствующего муниципального района (городского округа), детей работников организаций, расположенных на территории соответствующих муниципальных районов (городских округов).
Родители (законные представители) детей, при обращении в орган социальной защиты по месту жительства, заявляют в письменной форме с приложением определенного перечня документов, не только желание на отдых и оздоровление ребенка в санаторий, загородном лагере, но и место отдыха и оздоровления, т.е. в санаторий на территории КМВ, загородный лагерь на территории КЧР, палаточный лагерь и др., отдаленность оздоровительного учреждения.
Планирование закупок и разработка плана-графика закупок по данному вопросу, Уполномоченным органом осуществляется на основании и, исходя из вышеизложенного, так как согласно статьи 12 Федерального закона от 24.07.98 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей. Органы государственной власти Российской Федерации могут осуществлять дополнительное финансирование мероприятий по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление.
В своей жалобе ИП Ахмедпашаев Н.Г. указывает, что в п 2.10 "Описание закупки" указано месторасположение санаторно-курортного лагеря "_ расположенном на территории Кабардино-Балкарской Республики"
ОТВЕТ.
Основу курортных ресурсов КМВ, куда входит Кабардино-Балкарская Республика, составляют минеральные воды различного состава, на базе которых возник так называемый Северо-Кавказский рекреационно-лечебный район. По составу и качеству своих климато-бальнеологических ресурсов, сконцентрированных на относительно компактной территории, по богатству и разнообразию минеральных источников курортный регион России - КавМинВоды - не имеют аналогов на всём Евро-Азиатском континенте, да и мире; по химическому богатству и разнообразию, качеству и целебным свойствам источники минеральных вод на редкость разнообразны и не имеют себе равных.
Учитывая пожелания родителей (законных представителей) детей, детей-инвалидов на отдых и оздоровление в оздоровительном учреждении, расположенном на определенной территории, на которой расположены сотни оздоровительных учреждений, Уполномоченный орган не нарушает, конституционные права детей, детей инвалидов, гарантию единства экономического пространства, свободу экономической деятельности.
Ахмедпашаев Н.Г. считает, что в Техническом задании были предъявлены требования к мощностям, техническому оснащению и наличию имущества у участника закупки, и перечисляет все качественные характеристики объекта закупки и дополнительные требования к качеству услуг. Считает, что приведенные положения противоречат ч.3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
ОТВЕТ.
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу ч. 2 ст. 33 Закона 44-ФЗ использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Желательно, чтобы технические параметры закупки входили в существующие ГОСТЫ. В случае, если параметры закупки выходят за рамки ГОСТов, то заказчик должен указать причины определения "завышенных / заниженных" параметров в техническом задании.
В случае сложности описания объекта закупки заказчик имеет право использовать ч. 3 ст. 33 Закона 44-ФЗ.
В силу ч. 3 ст. 33 Закона 44-ФЗ описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
В отношении, непосредственно, ГОСТов, то указание ГОСТа при формировании технического задания является правом, а не обязанностью заказчика.
Уполномоченный орган, учитывая, организацию отдыха и оздоровления именно детей, а не взрослых, при подготовке заявки и аукционной документации в рамках Федерального закона от 04.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" руководствовался:
Конституцией Российской Федерации;
Федеральным законом от 24.07.98 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Национальным стандартом Российской Федерации "Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления" (ГОСТ Р 52887-2007);
СанПин 2.4.2.2843-11 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы детских санаториев";
СанПин 2.4.4.3155-13"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организации отдыха и оздоровления детей".
В разделе 4 Национального стандарта даны ответы на все вопросы Ахмедпашаева Н.Г.:
Пункт 4.2. При предоставлении услуг детям учреждения отдыха и оздоровления должны обеспечить их защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства.
4.3. В учреждениях отдыха и оздоровления детей следует строго соблюдать установленные
федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации нормативы распространения печатной продукции, аудио-и видеопродукции; недопустимо распространение продукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение. Эти меры призваны обеспечивать здоровье, физическую, интеллектуальную, нравственную и психическую безопасность детей.
4.4. При оказании услуг детям в учреждениях отдыха и оздоровления следует использовать настольные, компьютерные и иные игры, игрушки и игровые сооружения, прошедшие в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, социальную, психологическую, педагогическую, санитарную экспертизу.
4.5. Объем и качество услуг детям в учреждениях отдыха и оздоровления подвергают внешнему контролю уполномоченных на то органов исполнительной власти и организаций, приобретающих путевки для отдыха и оздоровления детей, а также оценке соответствия требованиям настоящего стандарта в системе добровольной сертификации, зарегистрированной в установленном порядке.
4.6. Для обеспечения необходимого качества услуг, предоставляемых детям учреждением отдыха и оздоровления, должны соблюдать следующие основные условия:
а) наличие и состояние документации, в соответствии с которой работает учреждение;
б) условия размещения учреждения;
в) укомплектованность учреждения необходимыми специалистами и уровень их квалификации;
г) техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура, спортивное и туристское снаряжение, транспорт и т.д.);
д) наличие системы внутреннего контроля качества предоставляемых услуг.
4.6.1. Наличие и состояние документации
В состав документации должны входить:
а) устав учреждения и положение об учреждении, зарегистрированные в установленном порядке;
б) штатное расписание;
в)руководства, правила, инструкции, методики, планы и программы работы с детьми;
г) заключения органов санитарно-эпидемиологического надзора, пожарной инспекции;
д) документация на имеющиеся оборудование, приборы, аппаратуру, спортивное и туристское снаряжение;
е) национальные стандарты Российской Федерации;
ж) финансово-хозяйственная и медицинская документация;
и) положение (приказ) о проведении внутреннего контроля.
4.6.1.1. Устав учреждения должен включать в себя:
а) полное, сокращенное и фирменное наименование и предназначение учреждения;
б) сведения об учреждении, организационно-правовой форме;
в) источники финансирования;
г) какими нормативно-правовыми актами руководствуется учреждение в своей деятельности;
д) юридический статус и адрес учреждения;
е) цели и основные задачи деятельности учреждения;
ж) предмет деятельности учреждения (структурные подразделения учреждения, предоставляемые
услуги, обслуживаемые группы детей, порядок и условия предоставления услуг).
4.6.1.2. Положение об учреждении должно включать в себя:
а) предназначение учреждения;
б) основные задачи деятельности учреждения, группы обслуживаемых детей;
в) порядок создания, содержания, реорганизации учреждения;
г) юридический статус, ведомственная принадлежность, источники финансирования;
д) правила внутреннего распорядка;
е) порядок и условия принятия (зачисления) детей на обслуживание и снятия с него;
ж) правила и обязанности персонала учреждения, детей и их родителей;
з) структурные подразделения учреждения, объем и порядок предоставления
ими услуг.
4.6.1.3. Штатное расписание утверждает руководитель учреждения в пределах имеющегося фонда
оплаты труда; оно должно подтверждать обеспеченность предоставляемых услуг специалистами
необходимой квалификации.
4.6.1.4. Руководства, правила, должностные и прочие инструкции, методики, планы и программы
утверждает руководитель учреждения; они должны регламентировать процесс предоставления социальных услуг, определять состав, объем, формы и методы их предоставления и контроля, устанавливать направления и формы работы с детьми.
4.6.1.5. Заключения органов санитарно-эпидемиологического надзора и пожарной инспекции о соответствии состояния учреждения и территории, на которой оно располагается, санитарным требованиям и требованиям пожарной безопасности.
4.6.1.6. Документация на имеющиеся в учреждении оборудование, приборы, аппаратуру, спортивное и туристское снаряжение, необходимая для их правильной эксплуатации, обслуживания и поддержания в работоспособном и безопасном состоянии.
4.6.1.7. Национальные стандарты Российской Федерации -нормативные документы,
устанавливающие характеристики продукции (продовольственной продукции, технических средств оснащения и т.п.), правила предоставления и характеристики оказываемых услуг учреждениями отдыха и оздоровления детей и в смежных областях -туризм, экскурсионное обслуживание, общественное питание и т.п.
4.6.1.8. Финансово-хозяйственная и медицинская документация, которая должна отражать состояние финансовой и хозяйственной деятельности учреждения, медицинского обслуживания детей.
4.6.1.9. В учреждении должен осуществляться регулярный контроль за состоянием документации, включение в нее необходимых изменений и изъятие из обращения устаревших документов.
4.6.2. Условия размещения учреждения
4.6.2.1. Эколого-климатическая характеристика местности, ландшафт и оформление участка, на котором располагают учреждение, архитектура зданий и сооружений учреждения должны обеспечивать создание благоприятных условий для отдыха и оздоровления детей.
4.6.2.2. Учреждение должно быть размещено в специально предназначенном стационарном или временном здании или в помещениях, которые должны быть обеспечены всеми необходимыми видами коммунально-бытового обслуживания, охраной, оснащены средствами связи и пожарной безопасности.
4.6.2.3. По своим размерам, состоянию и оборудованию здания и помещения, в которых размещены
учреждения, должны соответствовать требованиям санитарно-гигиенических норм и правил, а также требованиям пожарной безопасности.
4.6.3. Укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация
4.6.3.1. Учреждение должно располагать необходимым количеством специалистов в соответствии со штатным расписанием.
4.6.3.2. Каждый специалист должен иметь соответствующее (специальное) образование,
соответствующий уровень квалификации и профессиональной подготовки, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения должностных обязанностей, перед поступлением на работу пройти медицинское освидетельствование, дающее допуск к работе с детьми.
4.6.3.3. Для каждой категории специалистов должны быть разработаны должностные инструкции, утвержденные руководителем учреждения, регламентирующие их обязанности и права.
4.6.3.4. Наряду с необходимым уровнем квалификации и профессионализмом все сотрудники учреждения должны обладать высокими моральными и нравственно-этическими качествами, чувством ответственности за свою работу и руководствоваться в работе принципами справедливости, доброжелательности и другими гуманистическими принципами, необходимыми для работы с детьми.
4.6.3.5. При оказании услуг персонал учреждения должен проявлять к детям максимальную чуткость, вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение и учитывать их физическое и психическое состояние и личные особенности.
4.6.4. Техническое оснащение учреждения
4.6.4.1 Техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура, музыкальные инструменты, спортивное и туристское снаряжение и т.д.) должно соответствовать требованиям стандартов, технических условий, других нормативных документов и обеспечивать надлежащее качество и безопасность предоставляемых с их применением услуг соответствующих видов.
4.6.4.2. Техническое оснащение должно использоваться строго по назначению в соответствии с документацией по его функционированию и эксплуатации, содержаться в технически исправном и безопасном состоянии.
4.6.5. Система внутреннего контроля качества предоставляемых услуг
4.6.5.1. Учреждение должно иметь документально оформленную собственную систему (службу) контроля за деятельностью подразделений и сотрудников по оказанию услуг на соответствие национальным стандартам, документации учреждения по вопросам объема, качества и безопасности предоставляемых услуг.
Подводя итоги по жалобе Ахмедпашаева Н.Г.,
ПРОСИМ Управление Федральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике признать жалобу Ахмедпашаева Н.Г. необоснованной и не правомерной, так как Уполномоченный орган (Заказчик), при подготовке заявки и аукционной документации в рамках Федерального закона от 04.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" руководствовался:
Конституцией Российской Федерации;
Федеральным законом от 24.07.98 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Национальным стандартом Российской Федерации "Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления" (ГОСТ Р 52887-2007);
СанПин 2.4.2.2843-11 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы детских санаториев";
СанПин 2.4.4.3155-13"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организации отдыха и оздоровления детей".
Также Ахмедпашаев Н.Г. в соответствии с частью 3 статьи 65 Федерального закона от 04.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" имел право подать не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации. Ни одного запроса о даче разъяснений от Ахмедпашаева Н.Г. не поступало.
Комиссия УФАС по КЧР, изучив материалы дела, выслушав представителя Заказчика , установила следующее.
В соответствии с требованием ч.1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ 1. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
В соответствии с требованием пп.2 ч.1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: 2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Из указанного положения закона следует, что определение функциональных, технических и качественных характеристик объекта закупки относится к компетенции Заказчика и , соответственно, он наделен правом установить конкретные требования к товару, работам, услугам.
Техническое задание Заказчика содержит указания на стандартные показатели ( ГОСТ, СанПин ) , например, Национальный стандарт РФ "Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления" (ГОСТ 52887-2007), типовое положение о детском оздоровительном лагере, утвержденном поручением заместителя Председателя Правительства РФ А.Д.Жуковым от 26.04.2011г. N АЖ-П12-26 и др. и содержит обоснование необходимости использования других показателей, СанПин 2.4.4.3155-13"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организации отдыха и оздоровления детей, СанПин 2.4.2.2843-11 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы детских санаториев.
У Заказчика имеется потребность в приобретении путевок для организации отдыха и оздоровления детей в санатории или санаторно-оздоровительном лагере круглогодичного действия . Заказчик указывает в техническом задании - на территории Кабардино-Балкарской республики.
Кабардино-Балкарская республика входит в состав Кавказских Минеральных Вод , являющейся Всероссийской здравницей , в которой существует большое количество санаторных учреждений, которые могут принять участие в аукционе.
Согласно ч. 1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Однако, Комиссия УФАС отмечает , что в соответствии с ч. 3 ст.13 Закона N 44-ФЗ "Цели осуществления закупок" заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия , которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Кроме того, в соответствии с требованием ч. 1 ст. 12 Закона N 44-ФЗ "Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок" государственные органы управления_. иные юридические лица в случаях , установленных настоящим законом , при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, одной из целей Закона о контрактной системе является удовлетворение потребностей государственных заказчиков в товарах, ( работах, услугах) , которые необходимы для осуществления ими своих функций , при соблюдении установленных законом ограничений.
Следовательно, принцип эффективного использования бюджетных средств должен пониматься как право государственного, муниципального заказчика на приобретение именно тех товаров( работ, услуг) , которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика по своим качественным ( функциональным) характеристикам. И соответственно принцип расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов ( не ограничение количества участников размещения заказа) и развития добросовестной конкуренции не должны толковаться в ущерб потребностям заказчиков.
У Заказчика имеется потребность в поставке путевок в оздоровительный лагерь круглогодичного действия , расположенный на территории Кабардино-Балкарской республики , указаны требования к организации отдыха детей в соответствии с действующими нормативными актами Российской Федерации по поступившим заявлениям законных представителей детей - родителей и опекунов. На основании заявлений произведен расчет начальной (максимальной) цены контракта. Цена контракта привязана к выделяемым на организацию летнего отдыха детей денежным средствам Федерального бюджета. Заявлений на отправку детей в зоны отдыха Республики Дагестан не поступило.
Следовательно, Заказчик устанавливает требования к организации отдыха детей в соответствии с заявленными потребностями и действующим законодательством в этой сфере : Национальный стандарт РФ "Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления" (ГОСТ 52887-2007), типовое положение о детском оздоровительном лагере, утвержденном поручением заместителя Председателя Правительства РФ А.Д.Жуковым от 26.04.2011г. N АЖ-П12-26, СанПин 2.4.4.3155-13"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организации отдыха и оздоровления детей, СанПин 2.4.2.2843-11 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы детских санаториев.
Таким образом, Комиссия управления принимает доводы Заказчика о необходимости описания объекта закупки в таком виде, в котором она указана в техническом задании аукционной документации- сформирована в соответствии с объективными потребностями Заказчика , нарушение норм ст. 33 Закона N 44-ФЗ не установлено.
Заявитель в заседание Комиссии не явился и не направил своих представителей для дачи пояснений по вопросам, возникающим в ходе заседания Комиссии УФАС. Таким образом, Комиссия считает довод Заявителя об ограничении конкуренции недоказанным.
Оценивая довод жалобы о том, что Заявителю не ясно, "какое отношение имеет для заказчика круглогодично работает санаторий или нет, если сроки оказания услуг с июля 2016г. по 31 августа 2016г. , что, по мнению Заявителя , также ограничивает конкуренцию , поскольку требование не связано с объектом закупки", то в заседании Комиссии установлено, что Заявитель не обращался за разъяснениями в адрес Заказчика, Уполномоченного органа о разъяснении непонятных ему положений документации в соответствии с ч.3 ст. 65 Закона N 44-ФЗ. В заседание Комиссии Заявитель не явился в составе жалобы документы и доказательства, подтверждающие обоснованность своего довода не направил. В связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
Что касается довода жалобы о том, что Заказчик установил в документации о закупке требования к мощностям, техническому оснащению и наличию определенного имущества у участников закупки, то Комиссия управления считает указанные требования , к примеру , " наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности и сертификата соответствия на санаторно- оздоровительные услуги: проживание в специализированных санаторных детских базах отдыха круглогодичного действия ; питание в соответствии с СанПин 2.4.4.3155-13 и иными нормативными актами, регламентирующими требования к организации питания детей и подростков в оздоровительных учреждениях; обеспечение доброкачественной водой в соответствии с гигиеническими требованиями к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения - предоставление оздоровительных процедур; наличие паспорта антитеррористической защищенности; "_. и т.д.- важнейшими и необходимыми для организации полноценного и качественного отдыха и оздоровления детей, соответствующими положениям Национального стандарта Российской Федерации "Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления" ( ГОСТ Р 52887-2007).
На основании вышеизложенного, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Ахмедпашаева Н.Г. необоснованной.
Председатель Комиссии К.А.Бабаев
Члены Комиссии Г.П.Аврахова
Р.Х.Туркменова
Ф.А.Кубанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 6 июля 2016 г. N 65
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2016