Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии - Потылицына П.Л. - заместителя руководителя-начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов Комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Мухамбаевой А.С. - специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,
в присутствии законного представителя ООО "Премиум" (далее - Общество, Заявитель) (юридический адрес: 414000, г. Астрахань, ул. Крупской, 6/51, кв. 49) - директора Общества Магомедова Д.М. (решение учредителя Общества N 3 от 28.01.2016) и его представителя Ерофеева О.В. (доверенность от 22.06.2016 N 18), а также представителя муниципального заказчика - Управления по капитальному строительству, градостроительной, строительной и жилищной политике администрации города Астрахани (далее - УКСГС и ЖП администрации г. Астрахани", Заказчик) (юридический адрес: 414000, г. Астрахань, ул. Чернышевского, 4; ИНН 3015096519) Умеровой Ю.А. (доверенность от 28.04.2016 б/н),
рассмотрев жалобу ООО "Премиум" (вх. N 5955 от 17.06.2016) на положения документации об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту проезда по ул. Печенегская, около Храма Преображения Господня в Трусовском районе г. Астрахани (номер извещения: 0825300004216000017) (далее - аукционная документация), утвержденной Заказчиком, на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 17.06.2016 поступила жалоба ООО "Премиум" на положения документации Заказчика об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту проезда по ул. Печенегская, около Храма Преображения Господня в Трусовском районе г. Астрахани" (номер извещения: 0825300004216000017), утвержденной УКСГС и ЖП администрации г. Астрахани".
По мнению Заявителя, аукционная документация Заказчика составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе, а именно: нарушен порядок описания объекта закупок.
Изучив документы, полученные в ходе рассмотрения жалобы, выслушав и оценив доводы сторон, проведя внеплановую проверку всей процедуры проведения электронного аукциона, проанализировав положения аукционной документации, все заявки участников данной закупки, а также все обстоятельства дела, при этом руководствуясь позицией ФАС России, изложенной в письме от 31.05.2016 N РП/36546/16, приобщенном к жалобе Заявителя, Комиссия установила следующее.
I. 31.05.2016 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0825300004216000017 (далее - электронный аукцион) и документация об этом аукционе (с изменениями от 01.06.2016).
Комиссия, проанализировав Часть 2 "Техническое задание" аукционной документации (далее - Техническое задание), полагает необходимым отметить следующее.
Как определено статьей 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на таких принципах, как обеспечение конкуренции и эффективность осуществления закупок.
Раскрывая правовое содержание данных принципов, указанный закон устанавливает, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (статья 8). Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом о контрактной системе, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (статья 12).
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлены следующие правила описания объекта закупки. Описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (пункт 1). Использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Приведенные положения статьи 33 Закона о контрактной системе взаимосвязаны с положениями, закрепляющими принципы контрактной системы в сфере закупок, и не могут рассматриваться в отрыве друг от друга.
Совокупное толкование этих норм права позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе включить в документацию о закупке такое описание объекта закупки, которое, с одной стороны, обеспечит удовлетворение его потребностей (с учетом специфики деятельности), и, с другой стороны, позволит расширить возможности для участия физических и юридических лиц в осуществлении закупки и стимулировать такое участие.
То есть заказчик может определять требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки.
Законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формулирование заказчиком объекта закупки исходя из потребностей последнего. В этой связи заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Федеральная антимонопольная служба в своем письме от 31.05.2016 N РП/36546/16, на которое ссылается Заявитель, указала, что установление в документации о закупке требований к описанию участниками закупок в составе заявок на участие в закупке характеристик товара, которые являются излишними, содержит признаки нарушения положений Закона о контрактной системе и ограничивает количество участников закупки.
При этом ФАС России в данном письме обращает внимание на то, что наличие либо отсутствие нарушений Закона о контрактной системе возможно установить при рассмотрении конкретной закупки, исходя из положений документации о закупке, заявки участника и всех обстоятельств дела.
Из пункта 6.2 Технического задания следует, что качество и объем выполняемых работ, технические характеристики используемых материалов должны соответствовать указанному Техническому заданию, сметной документации (приложена к аукционной документации и размещена на официальном сайте - www.zakupki.gov.ru) и требованиям действующих нормативно-технических документов (СНиП, ГОСТ, ВСН и др.).
В пункте 7.1 Технического задания заказчиком предусмотрены требования к материалам, используемым при выполнении работ и их технические характеристики.
Комиссия, проанализировав Техническое задание, приходит к выводу о том, что перечисленные там материалы имеют непосредственное отношение к объекту закупки. Требования к материалам, которые не были бы соотнесены с объектом закупки, отсутствуют.
В этой связи, выяснению подлежат такие обстоятельства, как соответствие описания объекта закупки критерию объективности и отсутствие (наличие) предпосылок для ограничения количества участников закупки в связи с установленными заказчиком требованиями к объекту закупки и, как следствие, к содержанию заявки на участие в закупке.
В решении Федеральной антимонопольной службы от 23.09.2014 N К-1384/2014 сформулирована правовая позиция, согласно которой является не противоречащим требованиям Закона о контрактной системе описание объекта закупки посредством указания требований к показателям товаров, включая их химический состав, физико-механические свойства, в случае если все требования к показателям характеристик товаров соответствуют ГОСТам, и если это не влечет за собой ограничение количества участников закупки, индикатором которого является, в том числе, количество заявок на участие в закупке.
Проверив описание товаров, Комиссия не усматривает несоответствия установленных Заказчиком требований действующим ГОСТам и иным техническим нормам и правилам.
При этом Комиссия отмечает, что требования к товарам сформулированы Заказчиком преимущественно в виде диапазонов показателей их характеристик.
Данные обстоятельства позволяют участникам закупки составить заявки на участие в закупке, не приобретая заранее необходимый Заказчику товар, поскольку участники закупки при составлении заявок не будут лишены возможности выбрать по своему усмотрению любые характеристики товара, соответствующие одновременно требованиям Заказчика и ГОСТов, и заказать товар с выбранными характеристиками у различных производителей в случае заключения с Заказчиком контракта.
Указанное свидетельствует об отсутствии предпосылок для ограничения количества участников закупки. Более того, их отсутствие подтверждается тем, что на участие в закупке было подано семь заявок. Все участники закупки, подавая заявки, подтвердили готовность предложить товар, необходимый Заказчику.
В части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, среди прочего в соответствии с проектной документацией, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды.
Устанавливая требования к материалам, которые должны использоваться при выполнении работ, заказчик должен исходить не только из необходимости применения таких материалов, которые позволят достичь результата работ, соответствующего требованиям проектной документации, технических регламентов и безопасности, но и из необходимости обеспечения возможности проверки такого соответствия.
В рассматриваемом случае требования Заказчика к товарам соответствуют указанным целям. Доказательств обратного Заявителем Комиссии не представлено.
Также Комиссия отмечает, что правовая позиция о наличии у заказчика права в необходимой для достижения целей Закона о контрактной системе степени детализировать характеристики товара, включая его химический состав и физико-механические свойства, и требовать от участников закупки предоставления конкретных показателей характеристик товара нашла свое отражение в многочисленных актах арбитражных судов, например, в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.06.2016 по делу N А26-4829/2015, в постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.04.2016 по делу N А17-3876/2015, в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2016 по делу N А56-58083/2015, в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2016 по делу N А56-58091/2015, в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2015 по делу N А53-19316/2014.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчик в аукционной документации надлежащим образом определил функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики используемого при выполнении работ товара, как того требуют положения статьи 33 Закона о контрактной системе.
II. Пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Регламент N 727/14), установлено, что Комиссия при рассмотрении жалобы проводит внеплановую проверку соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при определении поставщика (подрядчика, исполнителя). Внеплановая проверка проводится одновременно с рассмотрением жалобы. При этом проверяется соответствие действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, в том числе не указанных в жалобе, а также документов по организации и осуществлению закупки, являющейся предметом жалобы, требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с данной правовой нормой Комиссией установлено, что на участие в электронном аукционе было подано 7 заявок, зарегистрированных под номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7. Участникам закупки, заявки которых зарегистрированы под номерами 2, 3, 4, 5, 6 и 7 было отказано в допуске к участию в электронном аукционе. Участник закупки, заявка которого зарегистрирована под номером 1, был допущен к участию в электронном аукционе (протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 21.06.2016 N0825300004216000017-1).
Проанализировав заявки участников закупки, которые не были допущены к участию в электронном аукционе, Комиссия установила, что первые части данных аукционных заявок не соответствовали требованиям, установленным аукционной документацией и частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе. Так,
Заявка N2
Требования заказчика |
Предложение участника закупки |
Основания для отказа в допуске к участию в аукционе |
Позиция 13 Ведомости ресурсов "Благоустройство территории" (приложение к Техническому заданию): - показатель "стойки металлические под дорожные знаки из круглых труб и гнутосварных профилей, массой" - до 0,01 т.
|
Позиция 13 Ведомости ресурсов "Благоустройство территории" в составе первой части заявки для участия в электронном аукционе: - показатель "стойки металлические под дорожные знаки из круглых труб и гнутосварных профилей, массой" - 0,099 т. |
Согласно пункту 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе участник аукциона обязан в первой части заявки в ряде случаев указать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе. Отсутствие в заявке конкретных показателей является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе соответствующему участнику (часть 4 статьи 67 Закона о контрактной системе). |
Заявка N 3
Требования заказчика |
Предложение участника закупки |
Основания для отказа в допуске к участию в аукционе |
Позиция 13 Ведомости ресурсов "Благоустройство территории" (приложение к Техническому заданию): - показатель "стойки металлические под дорожные знаки из круглых труб и гнутосварных профилей, массой" - до 0,01 т.
|
Позиция 13 Ведомости ресурсов "Благоустройство территории" в составе первой части заявки для участия в электронном аукционе: - показатель "стойки металлические под дорожные знаки из круглых труб и гнутосварных профилей, массой" - 0,099 т. |
Согласно пункту 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе участник аукциона обязан в первой части заявки в ряде случаев указать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе. Отсутствие в заявке конкретных показателей является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе соответствующему участнику (часть 4 статьи 67 Закона о контрактной системе). |
Заявка N 4
Требования заказчика |
Предложение участника закупки |
Основания для отказа в допуске к участию в аукционе |
Позиция 3 "Бетон тяжелый" пункта 7.1 Требования к товару (материалам), использование которого необходимо для выполнения работ (минимальные и (или) максимальные значения показателей) Части 2 Технического задания: - показатель "марка бетона по морозостойкости F200-F300. Число циклов замораживания и оттаивания более 150".
|
Позиция 3 "Бетон тяжелый" таблицы в составе первой части заявки для участия в электронном аукционе: - показатель "марка бетона по морозостойкости F300. Число циклов замораживания и оттаивания 200". |
Указанный данным участником закупки показатель "Число циклов замораживания и оттаивания 200" не соответствует марке бетона по морозостойкости F300. Согласно пункту 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе участник аукциона обязан в первой части заявки в ряде случаев указать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе. Отсутствие в заявке конкретных показателей является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе соответствующему участнику (часть 4 статьи 67 Закона о контрактной системе). |
Заявка N 5
Требования заказчика |
Предложение участника закупки |
Основания для отказа в допуске к участию в аукционе |
Позиция 13 Ведомости ресурсов "Благоустройство территории" (приложение к Техническому заданию): - показатель "стойки металлические под дорожные знаки из круглых труб и гнутосварных профилей, массой" - до 0,01 т.
|
Позиция 13 Ведомости ресурсов "Благоустройство территории" в составе первой части заявки для участия в электронном аукционе: - показатель "стойки металлические под дорожные знаки из круглых труб и гнутосварных профилей, массой" - 0,01 т. |
Предлог "до"в русском языке употребляется в значении "исключая" (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997. С. 526). Таким образом, в конкретной ситуации смысловая нагрузка предлога "до" состоит в том, что числовой показатель "0,01" включению в заданный диапазон не подлежит. В пункте 24 Части II "Информационная карта аукциона" аукционной документации не содержится информация о том, что предельные показатели с предлогом "до" подлежат учету включительно. С учетом изложенного, указание участником закупки числового значения "0,01" не соответствует аукционной документации. |
Заявка N 6
Требования заказчика |
Предложение участника закупки |
Основания для отказа в допуске к участию в аукционе |
Позиция 13 Ведомости ресурсов "Благоустройство территории" (приложение к Техническому заданию): - показатель "стойки металлические под дорожные знаки из круглых труб и гнутосварных профилей, массой" - до 0,01 т.
|
Позиция 13 Ведомости ресурсов "Благоустройство территории" в составе первой части заявки для участия в электронном аукционе: - показатель "стойки металлические под дорожные знаки из круглых труб и гнутосварных профилей, массой" - 0,099 т. |
Согласно пункту 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе участник аукциона обязан в первой части заявки в ряде случаев указать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе. Отсутствие в заявке конкретных показателей является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе соответствующему участнику (часть 4 статьи 67 Закона о контрактной системе). |
Заявка N 7
Требования заказчика |
Предложение участника закупки |
Основания для отказа в допуске к участию в аукционе |
Позиция 8 "Битумы нефтяные дорожные марки БНД-60/90 или БНД 90/130" пункта 7.1 Требования к товару (материалам), использование которого необходимо для выполнения работ (минимальные и (или) максимальные значения показателей) Части 2 Технического задания: - показатель "Степень заполнения тары до 100% объема".
|
Позиция 8 "Битумы нефтяные дорожные марки БНД-60/90 или БНД 90/130" таблицы в составе первой части заявки для участия в электронном аукционе: - показатель "Степень заполнения тары 100% объема". |
Предлог "до" в русском языке употребляется в значении "исключая" (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997. С. 526). Таким образом, в конкретной ситуации смысловая нагрузка предлога "до" состоит в том, что числовой показатель "100" включению в заданный диапазон не подлежит. В пункте 24 Части II "Информационная карта аукциона" аукционной документации не содержится информация о том, что предельные показатели с предлогом "до" подлежат учету включительно. С учетом изложенного, указание участником закупки числового значения "100" не соответствует аукционной документации. |
Таким образом, постоянно действующей единой комиссией по осуществлению закупок для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения открытых аукционов в электронной форме, открытых конкурсов, двухэтапных конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, запросов котировок, запросов предложений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд муниципального образования "Город Астрахань" правомерно было отказано вышеперечисленным участникам закупки в допуске к участию в электронном аукционе при рассмотрении первых частей заявок.
Что касается заявки N1, то она полностью соответствует требованиям аукционной документации.
В связи с этим жалобу Заявителя необходимо считать необоснованной.
Таким образом, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Премиум" на положения документации об электронном аукционе по объекту закупки "Ремонт проезда по ул. Печенегская, около Храма Преображения Господня в Трусовском районе г. Астрахани" (номер извещения: 0825300004216000017), утвержденной УКСГС и ЖП администрации г. Астрахани", необоснованной.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л. Потылицын
Члены комиссии: М.В. Литвинов
А.С. Мухамбаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 23 июня 2016 г. N 151-РЗ-04-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2016