Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии - Меркулова Н.С. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов Комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Мухамбаевой А.С. - специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,
в отсутствие индивидуального предпринимателя Саакян А.Р. и его представителя (далее - ИП Саакян А.Р., Заявитель) (юридический адрес: 416550, Астраханская область, г. Знаменск, ул. Комсомольская, д. 4 А, кв. 41), в присутствии представителя МКДОУ ЗАТО Знаменск ДСОВ N10 "Волшебная страна" (далее - Заказчик) Стасовой Г.А. (доверенность от 27.06.2016 N 1), являющейся членом аукционной комиссии Заказчика (юридический адрес: 416550, Астраханская область, г. Знаменск, ул. Янгеля, д. 21 А) (далее - аукционная комиссия) и представителем членов аукционной комиссии - Ерёминой Н.А. (доверенность от 27.06.2016 N 3) и Кравцовой Л.А. (доверенность от 27.06.2016 N 2), а также в присутствии члена аукционной комиссии - Поповой Е.А.,
рассмотрев жалобу ИП Саакяна А.Р. (вх. N 6027 от 20.06.2016) на действия аукционной комиссии Заказчика при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту помещения детского сада (номер извещения: 0325300057816000007), на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 20.06.2016 поступила жалоба ИП Саакяна А.Р. на действия аукционной комиссии Заказчика при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту помещения детского сада (номер извещения: 0325300057816000007).
По мнению Заявителя, отказ аукционной комиссии Заказчика ИП Саакяну А.Р. в допуске на участие в электронном аукционе не правомерен, что нарушает требование Закона о контрактной системе.
Изучив документы, полученные в ходе рассмотрения жалобы, выслушав и оценив доводы присутствующей стороны, проведя внеплановую проверку всей процедуры проведения электронного аукциона, Комиссия установила следующее.
I. 26.05.2016 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона N0325300057816000007 (далее - электронный аукцион) и документация об этом аукционе (далее - аукционная документация).
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Как усматривается из протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 10.06.2016 N0325300057816000007-1 (далее - Протокол), на участие в аукционе было подано 6 заявок, зарегистрированных под номерами 1, 3, 4, 5, 6 и 7. Участникам закупки, заявки которых зарегистрированы под номерами 1, 3, 5 и 6 было отказано в допуске к участию в электронном аукционе. Участники закупки, заявки которых зарегистрированы под номерами 4 и 7, были допущены к участию в электронном аукционе.
Проанализировав заявку Заявителя, Комиссия установила, что первая часть аукционной заявки Заявителя, зарегистрированной под N 5, не соответствовала требованиям, установленным аукционной документацией и части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Так, частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлены следующие правила описания объекта закупки. Описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (пункт 1). Использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 21 "Требования к содержанию, составу (I часть и II часть) заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению" раздела 1 "Информационная карта аукциона" Части II "ТЕХНИЧЕКАЯ ЧАСТЬ" аукционной документации "первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать в одном из следующих подпунктов информацию:
при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
Пунктом 2 раздела 2 "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" Части II "ТЕХНИЧЕКАЯ ЧАСТЬ" определены условия, в силу которых работы по ремонту помещения детского сада МКДОУ ЗАТО Знаменск ДС N10 "Волшебная страна" г. Знаменска необходимо выполнить в соответствии со сметной документацией, являющейся приложением к аукционной документации ("Локальный сметный расчет" (далее - ЛСР).
Необходимо отметить, что данный локальный сметный расчет был размещен Заказчиком на официальном сайте вместе с аукционной документацией.
Однако первая часть заявки Заявителя на участие в электронном аукционе не содержала конкретных показателей используемых товаров при выполнении работ, являющихся объектом рассматриваемой закупки, а именно: "оконных блоков из ПВХ профилей: поворотных (откидных, поворотно-откидных)", "оконных блоков из ПВХ профилей: глухих"; "двери балконная пластиковая, поворотно-откидная, с однокамерным стеклопакетом (24 мм)" (раздел "Оконные и дверные проёмы" "Предложения Участника закупки").
Таким образом, аукционной комиссией Заказчика правомерно было отказано Обществу в допуске к участию в электронном аукционе при рассмотрении первых частей заявок.
II. Между тем, в соответствии с частью 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок.
Пунктом 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что указанный протокол должен содержать информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
На заседании Комиссии установлено, что в Протоколе отсутствует надлежащее обоснование решения об отказе участникам закупки в допуске к участию в электронном аукционе, а именно: не указаны положения документации об электронном аукционе, которым не соответствуют заявки участников закупки, а также положения заявок на участие в электронном аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
Таким образом, действия аукционной комиссии, оформившей Протокол, не содержащий обоснования решения об отказе участникам закупки в допуске к участию в электронном аукционе, нарушают пункт 2 части 6 статьи 67 Закона контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
III. Пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Регламент N 727/14), установлено, что Комиссия при рассмотрении жалобы проводит внеплановую проверку соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при определении поставщика (подрядчика, исполнителя). Внеплановая проверка проводится одновременно с рассмотрением жалобы. При этом проверяется соответствие действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, в том числе не указанных в жалобе, а также документов по организации и осуществлению закупки, являющейся предметом жалобы, требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Руководствуясь данной правовой нормой, Комиссия проанализировала положения аукционной документации и установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 названного Федерального закона, указываются, в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе определено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 названного Федерального закона (пункт 2 части 5 статьи 66).
Объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по ремонту помещения детского сада.
Работы, на выполнение которых в рассматриваемом случае заключается контракт, относятся к группе 43.3 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД-2) - "работы завершающие и отделочные в зданиях и сооружениях".
Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Комиссией установлено и подтверждается материалами дела, что в аукционной документации отсутствует указание на то, на какие виды работ участнику необходимо иметь свидетельства о допуске СРО.
Таким образом, в действиях Заказчика имеется нарушение пункта 6 части 5 статьи 63 и пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе
IV. Заказчиком при описании объекта закупки допущено в части материалов, использование которых необходимо для выполнения работ, нарушение части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, влекущее ограничение количества участников закупки. Так, при описании товара "Грунтовка акриловая глубокого проникновения "БИРСС Грунт КШ" (позиция 43 ЛСР), "Грунтовка акриловая: PRIMER C проникающая, адгезионная, LITOCOL" (позиция 64 и 68 ЛСР) не сопровождается словами "или эквивалент"; не определены значения эквивалентности. Данное обстоятельство свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Саакяна А.Р. на действия аукционной комиссии МКДОУ ЗАТО Знаменск ДСОВ N10 "Волшебная страна" при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту помещения детского сада (номер извещения: 0325300057816000007) необоснованной.
2. Выдать МКДОУ ЗАТО Знаменск ДСОВ N10 "Волшебная страна" и аукционной комиссии предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
3. Признать МКДОУ ЗАТО Знаменск ДСОВ N10 "Волшебная страна" нарушившим часть 1 статьи 33, пункт 6 части 5 статьи 63 и пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Признать аукционную комиссию нарушившей пункт 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Н.С. Меркулов
Члены комиссии: М.В. Литвинов
А.С. Мухамбаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 27 июня 2016 г. N 154-РЗ-04-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2016