Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии - Камакиной Т.Н. - заместителя руководителя-начальника отдела финансовых рынков и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов Комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Мухамбаевой А.С. - специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,
в присутствии представителей ООО "Грандъ-Империалъ" (далее - Общество, Заявитель) Овчинниковой Р.Т. (доверенность б/н от 02.06.2016) и Амиржановой А.Ж. (доверенность б/н от 02.06.2016), а также государственного заказчика - ФГБУ "Северо-Каспийское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов" (далее - ФГБУ "Севкаспрыбвод", Заказчик) (юридический адрес: 414052, г. Астрахань, ул. Яблочкова, 38а) Сухарева С.А. (доверенность от 01.06.2016 N 12-2/149),
рассмотрев жалобу ООО "Грандъ-Империалъ" (вх. N 5014 от 30.05.2016) (юридический адрес: 403874 , Волгоградская область, г. Камышин, ул. Некрасова, д. 33, кв. 59) на положения документации об электронном аукционе по объекту закупки "Оказание услуг по утилизации основных средств для нужд федерального государственного бюджетного учреждения "Северо-Каспийское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов" (номер извещения: 0325100012016000033) (далее - аукционная документация), утвержденной ФГБУ "Севкаспрыбвод", на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 30.05.2016 поступила жалоба ООО "Грандъ-Империалъ" на положения документации Заказчика об электронном аукционе по объекту закупки "Оказание услуг по утилизации основных средств для нужд федерального государственного бюджетного учреждения "Северо-Каспийское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов" (номер извещения: 0325100012016000033).
По мнению Заявителя, аукционная документация Заказчика составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Нарушающими требования указанного закона Заявитель считает следующие положения аукционной документации:
1) пункт 13.3 аукционной документации содержит утратившее силу требование ко второй части заявки на участие в электронном аукционе, что противоречит пункту 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе;
2) аукционная документация не предусматривает возможность привлечения субподрядных организаций для исполнения обязательств по контракту, заключаемому по итогам данного аукциона;
3) незаконное требование о наличии у участников электронного аукциона копии лицензии на деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, полученной в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 N 1287 "О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов";
4) в аукционной документации не установлен запрет, предусмотренный Постановлением Правительства Российской Федерации "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено".
Изучив документы, полученные в ходе рассмотрения жалобы, выслушав и оценив доводы сторон, Комиссия пришла к выводу о необоснованности рассматриваемой жалобы по следующим основаниям.
20.05.2016 на официальном сайте Российской Федерации единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона N0325100012016000033 (далее - электронный аукцион) и документация об этом аукционе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе:
- наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона (пункт 1);
- документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов (пункт 6).
Проанализировав аукционную документацию, Комиссией установлено следующее:
- пункт 3 раздела 3 "Требования к участникам закупки" Раздела III "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации содержит требование, предусмотренное пунктом 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе;
- пункт 13 раздела 2 "Сведения об объекте закупки" Раздела III "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации содержит требование, предусмотренное пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, согласно Разделу III "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации при возникновении противоречия между положениями, закрепленными в аукционной документацией и указанной Информационной карте электронного аукциона, применяются положения Информационной карты электронного аукциона.
Таким образом, довод Заявителя о несоответствии аукционной документации положениям Закона о контрактной системе не нашел своего подтверждения.
Кроме того, согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона.
По смыслу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Из указанных норм следует, что заказчик вправе определить в извещении и документации об аукционе такие требования к количеству, качеству и результатам услуг, их объему, техническим и функциональным характеристикам используемого товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Описание объекта закупки, в том числе объемы услуг, определены в извещении и документации рассматриваемого электронного аукциона.
Кроме того, в соответствии со статьей 780 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.
Так, пунктом 1.2 "Предмет Контракта" Раздела V "Проект контракта" аукционной документации (далее - Проект контракта) определено, что услуги, предусмотренные данным контрактом, "оказываются силами, за счет средств, транспортом и оборудованием Исполнителя".
Таким образом, аукционная документация не предусматривает возможность привлечения субисполнителей для исполнения обязательств по контракту, заключаемому по итогам данного аукциона.
По мнению Комиссии, описание объекта рассматриваемой закупки, в том числе в указанной части, не противоречит законодательству о контрактной системе в сфере закупок, не приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки.
Доказательств обратного Заявителем не представлено.
Кроме того, согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе и о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно системному толкованию указанных положений Закона о контрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.
Вместе с тем, установление действующим законодательством требований к лицу, оказывающему услугу, фактически означает требование к исполнителю, что порождает для участника закупки обязанность по подтверждению его соответствия указанным требованиям путем предоставления соответствующих документов на стадии подачи заявок на участие в аукционе.
В пункте 3 раздела 3 "Требования к участникам закупки" Раздела III "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации установлено следующее требование к составу второй части заявки участника закупки:
- наличие копии действующей лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, образованных при разборе указанных в техническом задании основных средств;
- наличие копии действующего свидетельства о постановке на специальный учет в государственной инспекции пробирного надзора Российской государственной пробирной палаты на специальный учет в Российской государственной пробирной палате согласно приказу Министерства финансов Российской Федерации от 16.06.2003 г N51н "О специальном учете организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями";
- наличие копии лицензии на деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, полученной в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012г. N1287 "О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов".
Объектом закупки является оказание услуг по утилизации основных средств для нужд ФГБУ "Севкаспрыбвод", виды которых определены в пункте 4 "Описание и состав оказываемых услуг" Раздела IV "Техническое задание" аукционной документации и пункте 1 Проекта контракта.
Так, в соответствии с указанными разделами аукционной документации требуется осуществить:
- приемку, складирование, демонтаж основных средств, с целью извлечения лома, содержащего драгоценные металлы (далее - ЛСДМ);
- первичную обработку ЛСДМ, их переработку в концентраты и другие полупродукты, предназначенных для аффинажа или дальнейшей переработки на специализированных перерабатывающих предприятиях;
- обезвреживание, утилизацию, размещение отходов, не содержащих драгоценных металлов, образовавшихся в процессе переработки основных средств на производственном участке исполнителя в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (пункт 30) и деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов (пункт 34) подлежит лицензированию.
Таким образом, в аукционной документации Заказчиком установлены требования к участнику закупки и к составу второй части заявки на участие в электронном аукционе о предоставлении лицензии на вышеперечисленные виды услуг, что соответствует требованиям законодательства, регулирующего отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, а также объекту закупки, включающему оказание вышеперечисленных услуг, что соответствует пункту 1 части 1, части 5 статьи 31, пункту 6 части 5 статьи 63, пункту 2 части 1, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Таким образом, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Грандъ-Империалъ" на положения документации Заказчика об электронном аукционе по объекту закупки "Оказание услуг по утилизации основных средств для нужд федерального государственного бюджетного учреждения "Северо-Каспийское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов" (номер извещения: 0325100012016000033) необоснованной.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Т.Н. Камакина
Члены комиссии: М.В. Литвинов
А.С. Мухамбаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 2 июня 2016 г. N 132-РЗ-04-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.07.2016