Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление), утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России от "02" июня 2016 г. N 287-п (далее - Инспекция), в составе: руководителя Инспекции - руководителя Управления Н.С. Меркулова; участников Инспекции - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления М.В. Литвинова и ведущего специалиста-эксперта отдела финансовых рынков и рекламы Управления А.В. Федотова, в присутствии представителя Федерального государственного специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением "Специальное профессиональное училище закрытого типа г. Астрахани" Попова Е.В. (доверенность N392 от 28.06.2016), на основании обращения Департамента управления программами и конкурсных процедур Министерства образования и науки Российской Федерации (вх. N5036 от 30.05.2016), статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) провела проверку государственного заказчика Федерального государственного специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением "Специальное профессиональное училище закрытого типа г. Астрахани" (414044, Астраханская обл, Астрахань г, ул. Советской Гвардии, 1) (далее - ФГСУВУ для детей и подростков с девиантным поведением "СПУЗТ г. Астрахани") на предмет соблюдения им требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку строительных материалов (реестровый номер электронного аукциона 0325100019015000014) , по итогам которой
УСТАНОВИЛА:
30.09.2015 ФГСУВУ для детей и подростков с девиантным поведением "СПУЗТ г. Астрахани" на официальном сайте Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение N 03251000019015000014 о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку строительных материалов и документация о нем (далее - аукцион), с начальной (максимальной) ценой контракта 1 172 578,23 руб.
ФГБСУВУ "СПУЗТ г. Астрахани" (далее - Заказчик) осуществляет закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (п. 2 ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе).
Документация об электронном аукционе утверждена с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В контракт в обязательном порядке включается условие о сроках оплаты, работы или услуги (ч.13 ст. 34 Закона о контрактной системе).
Согласно ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственные (муниципальные) акты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Между тем, при размещении извещения и аукционной документации от 30.09.2015 на поставку строительных материалов заказчиком допущены недопустимые формулировки при описании сроков оплаты.
Так, в извещении, аукционной документации и проекте контракта указано, что оплата производится в течение 15 банковских дней после полной поставки товара согласно накладной и счету на оплату, при наличии выделенных лимитов.
Исходя из установленных заказчиком сроков оплаты, нельзя определить, будет ли она произведена в течение 15 банковских дней после поставки товара, на какой срок она отсрочена и каков предельный срок оплаты по контракту.
Кроме того, при изучении аукционной документации на поставку строительных материалов выявлено нарушение требований ст. 31 Закона о контрактной системе, согласно которой при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, предусмотренные ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с Федеральным законом N 227-ФЗ от 13.07.2015 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в ч.1 ст. 31 Закона внесено дополнительное требование о том, что участник закупки не должен являться офшорной компанией (п. 10 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе).
Однако при размещении аукционной документации на поставку строительных материалов заказчиком не установлено обязательное требование, предусмотренное п. 10 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, т.е. запрет на участие в закупке офшорным компаниям.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В нарушение п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе утвержденная заказчиком документация об аукционе не содержит конкретной даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положения документации об аукционе. В документации приведен только общий порядок предоставления заказчиком разъяснений положений документации.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе
В соответствии с пп. а п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией.
В силу того, что в техническом задании заказчиком даны указания на товарные знаки со словами "или аналог", то в аукционной документации заказчику надлежало установить требование к содержанию заявки, предусмотренное пп. а п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, однако заказчиком данное требование в аукционной документации установлено не было, а установлено только требование, предусмотренное пп. б п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Указанные действия Заказчика образуют состав административного правонарушения, предусмотренный ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Согласно п.1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В п.1 "Смесь сухая "Волма-слой или аналог"; п. 2 "Смесь сухая "Волма-Шов" или аналог" технической части аукционной документации указаны товарные знаки со словами "или аналог".
Предоставление заказчиком участникам закупки возможности поставить товар, аналогичный тому, в отношении которого указаны товарные знаки, не влечет ограничение количества участников закупки и не свидетельствует о нарушении ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В п. 11 аукционной документации Заказчиком установлена возможность Заказчиком изменить условия контракта в части сроков и других условий поставки товара.
При этом п. 11 аукционной документации соответствует пп. а, б п. 1 ч. 1 ст. 95, п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Также Инспекция не усматривает нарушения в размещении Заказчиком информации об исполнении государственного контракта в единой информационной системе, по следующим основаниям.
01.12.2015 на официальном сайте Заказчиком был опубликован заключенный государственный контракт N10-15 со сроком действия до 30.12.2015г.
Статьей 94 Закона о контрактной системе определены следующие особенности исполнения контракта. Результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе и содержащем информацию об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта; о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением; об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения (часть 9). К отчету прилагаются заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций) и документ о приемке таких результатов либо иной определенный законодательством Российской Федерации документ (часть 10). Порядок подготовки и размещения в единой информационной системе указанного отчета, его форма определяются Правительством Российской Федерации (часть 11).
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1093 утверждено Положение о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, согласно пункту 3 которого отчет об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения размещается заказчиком в единой системе в течение 7 рабочих дней со дня:
а) оплаты заказчиком обязательств и подписания заказчиком документа о приемке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, а в случае создания приемочной комиссии - подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком по отдельному этапу исполнения контракта;
б) оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приемке поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а в случае создания приемочной комиссии - подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком;
в) расторжения контракта, то есть со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика, подрядчика или исполнителя (далее - исполнитель) либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу пункта 2 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1093 до ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок отчет об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, подписанный электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан Федеральным казначейством, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
17.12.2015 Заказчиком была опубликована информация об исполнении контракта N10-15 от 01.12.2015 и платежное поручение, из которого следует, что оплата завершена Заказчиком 15.12.2015г., следовательно Заказчиком был соблюден порядок размещения информации об исполнении государственного контракта в единой информационной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекцией было установлено, что согласно протоколу рассмотрения заявок N1-10-15 от 09.10.2015 на участие в аукционе было подано 4 заявки под номерами 1, 3, 4, 5.
Единой комиссией Заказчика участники закупки заявки, которых зарегистрированы под NN 1, 3, 4, 5, были незаконно допущены к участию в электронном аукционе, по следующим основаниям.
Согласно п. 4 аукционной документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе в случае, если значения характеристик товара, сопровождаются словами "не более", "не менее", "или", "менее", "более", "от", "до", "не выше", "не ниже", либо представлены диапазоном, то участнику при подготовке заявки на участие следует указывать конкретные (точные) значения показателей предполагаемого для поставки товара без слов "не более", "не менее", "или", "менее", "более", "от", "до", "не выше", "не ниже", без диапазона и иных слов (исключение - официальные диапазонные отклонения).
Однако в первой части аукционной заявки, зарегистрированной под N1, в п. 12 "Плита для подвесного потолка" указаны не конкретные характеристики влагонепроницаемости плиты для подвесного потолка, а именно: влагонепроницаемость (до 100%).
В первой части аукционных заявок, зарегистрированных под N3, 4, в п. 12 "Плита для подвесного потолка" указаны следующие характеристики влагонепроницаемости плиты для подвесного потолка: влагонепроницаемость (100%). Данные характеристики не соответствуют характеристикам, указанным в аукционной документации, а именно: заказчику требовалась плита для подвесного потолка с влагонепроницаемостью до 100%.
Антимонопольный орган считает, что значение предлога "до" должно рассматриваться как не включающее в себя значение "100". Предлог "до" употребляется в значении "исключая" (Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М, 1997. С. 526).
Данная позиция также отражена в решении Арбитражного суда Астраханской области по делу N А06-10655/2015 от 15.02.2016, в постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда по делу N А59-2663/2012 от 05.12.2012, в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по этому же делу N ВАС-7922 от 10.06.2013 года.
Также в первой части аукционной заявки, зарегистрированной под N5, в п. 28 "Керамогранит" указаны следующие характеристики температуры эксплуатации плитки матовой: температура эксплуатации -50°С. Данные характеристики не соответствуют характеристикам, указанным в аукционной документации, а именно: заказчику требовалась плитка матовая с температурой эксплуатации до -50°С.
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Указанные действия Единой комиссии образуют состав административного правонарушения, предусмотренный ч.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Инспекцией был объявлен перерыв в проведении проверки до 09:00 30.06.2016. После перерыва Инспекция продолжила рассмотрение дела в том же составе, в присутствии представителя Федерального государственного специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением "Специальное профессиональное училище закрытого типа г. Астрахани" Попова Е.В. (доверенность N392 от 28.06.2016).
Основываясь на изложенном, Инспекция
РЕШИЛА:
1. Признать государственного заказчика ФГСУВУ для детей и подростков с девиантным поведением "СПУЗТ г. Астрахани" нарушившим ч. 1 ст. 31, ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку строительных материалов (реестровый номер электронного аукциона 0325100019015000014).
2. Признать Единую комиссию государственного заказчика ФГСУВУ для детей и подростков с девиантным поведением "СПУЗТ г. Астрахани" нарушившей ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку строительных материалов (реестровый номер электронного аукциона 0325100019015000014).
3. Передать материалы, собранные в ходе проведения настоящей проверки, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица государственного заказчика ФГСУВУ для детей и подростков с девиантным поведением "СПУЗТ г. Астрахани".
Руководитель инспекции Н.С. Меркулов
Участники инспекции: М.В. Литвинов
А.В. Федотов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 30 июня 2016 г. N 139-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2016