Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление), утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России от 02.06.2016 N 281-п (далее - Инспекция), в составе:
руководителя Инспекции - руководителя Управления Н.С. Меркулова;
участников Инспекции - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления М.В. Литвинова и специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления А.С. Мухамбаевой
на основании поступившего в Астраханское УФАС России обращения Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.05.2016 N 03-493, перенаправленного ФАС России (письмо от 24.05.2016 N АД/34583/16) в Астраханское УФАС России (вх. N 5036 от 30.05.2016), и статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) провела 30.06.2016 внеплановую камеральную выборочную проверку государственного заказчика - Федерального государственного бюджетного специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением "Специальное профессиональное училище закрытого типа г. Астрахани" (далее - Заказчик, Училище) (юридический адрес: 414044, г.Астрахань, ул. Советской Гвардии, 1; ИНН 3018016656; КПП 301801001) на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на право заключения государственного контракта на подачу холодного водоснабжения и водоотведение" (номер извещения: 0325100019015000004), по результатам которой
УСТАНОВИЛА:
Приказом Астраханского УФАС России от 02.06.20116 N 281-п внеплановая камеральная выборочная проверка в отношении Училища была назначена на 28.06.2016 в 10 час. 05 мин.
В связи с необходимостью получения соответствующих документов для принятия объективного решения по данной проверке Инспекцией был объявлен перерыв до 09 час. 05 мин. 30.06.2016.
30.06.2016, рассмотрев и оценив представленные Заказчиком документы, Инспекция установила следующее.
05.02.2015 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении Заказчиком закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на право заключения государственного контракта на подачу холодного водоснабжения и водоотведение" (номер извещения: 0325100019015000004).
По итогам данной закупки был заключен государственный контракт холодного водоснабжения и водоотведения N 83/36 от 06.02.2015 (с изменениями от 11.01.2016) (далее - Контракт) с МУП г. Астрахани "Астрводоканал" (далее - Поставщик) (ИНН 3017037981; КПП 302501001). Пунктом 53 и 54 Контракта установлено, что Контракт вступает в силу с 01 января 2015 г. и действует по 31 декабря 2015 г.
1. Минобрнауки России полагает, что Заказчику необходимо было разместить документы о приемке поставленного товара согласно Контракту в реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов), в течение 3 рабочих дней со дня приемки товара. Однако размещены данные документы только 11.01.2016. Данное обстоятельство Минобрнауки России расценивает как нарушение части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Инспекция не согласна с данным доводом по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты приемки поставленного товара заказчик направляет информацию, предусмотренную пунктом 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, а именно: документ о приемке в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Исходя из буквального толкования вышеназванной статьи, данная норма устанавливает сроки предоставления заказчиком в уполномоченный орган, в том числе информации о подписании, исполнении, изменении, расторжении контрактов, но не размещения указанной информации в реестре контрактов.
Кроме того, необходимо отметить, что согласно части 1 части 1 статьи 103 Закона о контрактной системе реестр контрактов ведет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
И, как следует из части 4 статьи 103 Закона о контрактной системе, обязанность по размещению в единой информационной системе информации и документов, предусмотренных частью 2 названной статьи, лежит на вышеуказанном федеральном органе исполнительной власти, а не на заказчике, как утверждает Минобрнауки России.
Необходимо отметить, что все документы о приемке поставленного товара согласно Контракту Заказчиком размещены в единой информационной системе в срок, предусмотренный частью 9 статьи 94 Закона о контрактной системе и подпунктом "б" пункта 3 Положения о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1093.
Учитывая вышеизложенное, Инспекция признает факт отсутствия в действиях Заказчика признаков нарушения части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе.
2. Инспекция соглашается с доводами Минобрнауки России о нарушении Училищем части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе по следующим основаниям.
- В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В контракт в обязательном порядке включается условие о сроках оплаты, работы или услуги (часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе).
Согласно статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственные (муниципальные) акты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Соответственно, оплата по государственным (муниципальным) контрактам по общему правилу производится в пределах лимитов бюджетных обязательств (пункт 2 статьи 72 и абзац 1 пункта 5 статьи 161 БК РФ). Лимиты, утвержденные на конкретный финансовый год (согласно статье 12 БК РФ совпадает с календарным), действуют с 1 января по 31 декабря этого же года. Следовательно, срок оплаты по контракту не может выходить за пределы периода с 1 января по 31 декабря соответствующего года.
Между тем, при размещении Извещения Заказчиком допущены недопустимые формулировки при описании сроков и формы оплаты.
Так, в пункте 7 Контракта указано, что обеспечение Поставщиком Заказчика водой питьевого качества осуществляется в размере выделенного федеральным бюджетом лимитов финансирования на 2015 г. на оплату водопроводно-канализационных услуг.
Исходя из установленных Заказчиком сроков оплаты, нельзя определить, будет ли она произведена, на какой срок она отсрочена и каков предельный срок оплаты по контракту.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, Заказчиком допущено нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Минобрнауки России полагает, что Заказчик допустил нарушение подпункта "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе путем заключения дополнительного соглашения N 1 от 31.12.2015, при том, что возможность изменения существенных условий Контрактом не предусмотрена.
Однако Инспекция не может согласиться с данным доводом по следующему основанию.
Согласно вышеуказанной норме изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, в том числе и в случае, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов.
Инспекция отмечает, что из анализа норм части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе следует, что указание заказчиком в документации о закупке и в контракте на возможность изменения условий контракта (предусмотренных подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе) является его правом, отсутствие такового указания не свидетельствует о несоблюдении заказчиком положений пункта 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Данная правовая позиция согласуется с судебной практикой (например, Определение Верховного Суда РФ от 10.07.2015 N 306-КГ15-7199 по делу N А65-12892/2014).
Таким образом, Инспекция признает факт отсутствия в действиях Заказчика признаков нарушения подпункта "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Основываясь на изложенном, Инспекция
РЕШИЛА:
1. Признать государственного заказчика - Федерального государственного бюджетного специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением "Специальное профессиональное училище закрытого типа г. Астрахани" при проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на право заключения государственного контракта на подачу холодного водоснабжения и водоотведение" (номер извещения: 0325100019015000004) нарушившим часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2. Передать материалы, собранные в ходе проведения настоящей проверки, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Руководитель инспекции Н.С. Меркулов
Участники инспекции: М.В. Литвинов
А.С. Мухамбаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 30 июня 2016 г. N 135-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2016