Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление), утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России от 02.06.2016 N 284-п (далее - Инспекция), в составе:
руководителя Инспекции - руководителя Управления Н.С. Меркулова;
участников Инспекции - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления М.В. Литвинова и специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления А.С. Мухамбаевой
на основании поступившего в Астраханское УФАС России обращения Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.05.2016 N 03-493, перенаправленного ФАС России (письмо от 24.05.2016 N АД/34583/16) в Астраханское УФАС России (вх. N 5036 от 30.05.2016), и статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) провела 30.06.2016 внеплановую камеральную выборочную проверку государственного заказчика - Федерального государственного бюджетного специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением "Специальное профессиональное училище закрытого типа г. Астрахани" (далее - Заказчик, Училище) (юридический адрес: 414044, г.Астрахань, ул. Советской Гвардии, 1; ИНН 3018016656; КПП 301801001) на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении запроса котировок на право заключения государственного контракта на поставку продуктов питания (колбаса вареная, пельмени, печень говяжья, сосиски молочные, куры, яйцо куриное) (номер извещения: 0325100019015000007), по результатам которой
УСТАНОВИЛА:
Приказом Астраханского УФАС России от 02.06.2016 N 284-п внеплановая камеральная выборочная проверка в отношении Училища была назначена на 28.06.2016 в 10 час. 20 мин.
В связи с необходимостью получения соответствующих документов у Заказчика для принятия объективного решения по данной проверке Инспекцией был объявлен перерыв до 09 час. 20 мин. 30.06.2016.
30.06.2016, рассмотрев и оценив представленные Заказчиком документы, Инспекция установлено следующее.
I. 17.08.2015 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении Заказчиком запроса котировок на право заключения государственного контракта на поставку продуктов питания (колбаса вареная, пельмени, печень говяжья, сосиски молочные, куры, яйцо куриное) (номер извещения: 0325100019015000007) (далее - Извещение).
Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, однако в Извещении, в нарушение указанной нормы, не установлены требования:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31);
- участник закупки не является офшорной компанией (пункт 10 части 1 статьи 31).
II. В соответствии с частью 1 статьи 72 Закона о контрактной системе под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
В силу пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 Закона о контрактной системе (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться установленная данной нормой информация, в том числе форма заявки на участие в запросе котировок, в том числе подаваемой в форме электронного документа.
Частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы:
1) согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара;
2) предложение о цене контракта;
3) документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе, или копии таких документов;
4) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок;
5) декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе;
6) документы, подтверждающие соответствие предлагаемых участником запроса котировок товара, работы или услуги условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска в случае, если такие условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, либо заверенные копии данных документов.
В силу части 4 статьи 73 Закона о контрактной системе требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 этой же статьи Закона о контрактной системе, не допускается.
Перечень информации и документов, установленных частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе, который заказчик имеет права требовать от участника запроса котировок, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Установление в составе котировочной заявки требования о предоставлении участниками закупки таблицы с единичными расценками на предлагаемый товар является нарушением части 4 статьи 73 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Инспекция соглашается с доводами Минобрнауки России о нарушении Заказчиком требования части 4 статьи 73 Закона о контрактной системе.
III. В "ТЕХНИЧЕСКОЙ ЧАСТИ" "Спецификация на поставку продуктов питания (колбаса вареная, пельмени, печень говяжья, сосиски молочные, куры, яйцо куриное), являющейся Приложением N 1 Извещения (далее - Приложение N 1), и пункте 5.4 контракта N 03-15/106 от 03.09.2015 на поставку продуктов питания (колбаса вареная, пельмени, печень говяжья, сосиски молочные, куры, яйцо куриное), заключенного по итогам рассматриваемого запроса котировок (далее - Контракт) Заказчиком установлено требование к поставляемому товару о том, что оставшийся срок годности поставляемого товара на момент поставки должен быть не менее 90% от общего срока годности.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом, в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии со статьей 473 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) срок годности товара определяется периодом времени, исчисляемым со дня его изготовления, в течение которого товар пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.
Согласно статье 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
С учетом положений ГК РФ Инспекция пришла к выводу о том, что для определения срока годности товара необходимо определить период времени, в течение которого товар пригоден к использованию, или даты, до наступления которой возможно его использование; между тем определение в пункте 5.4 Контракта срока годности в процентном отношении к установленному производителем сроку, в особенности на момент поставки товара, когда проведение запроса котировок предполагает оценку заявок до его поставки, не соответствует требованиям части 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Заказчик, включив вышеназванное требование в Извещение и Контракт, допустил нарушение правил описания объекта закупки, определенных статьей 33 Закона о контрактной системе.
IV. Инспекция соглашается с доводами Минобрнауки России о нарушении Училищем части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В контракт в обязательном порядке включается условие о сроках оплаты, работы или услуги (часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе).
Согласно статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственные (муниципальные) акты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Соответственно, оплата по государственным (муниципальным) контрактам по общему правилу производится в пределах лимитов бюджетных обязательств (пункт 2 статьи 72 и абзац 1 пункта 5 статьи 161 БК РФ). Лимиты, утвержденные на конкретный финансовый год (согласно статье 12 БК РФ совпадает с календарным), действуют с 1 января по 31 декабря этого же года. Следовательно, срок оплаты по контракту не может выходить за пределы периода с 1 января по 31 декабря соответствующего года.
Между тем, при размещении Извещения Заказчиком допущены недопустимые формулировки при описании сроков и формы оплаты.
Так, в пункте 6.2 проекта контракта, являющегося Приложением N 4 Извещения, указано, что оплата производится "по факту поставки в течение 60 банковских дней с момента подписания накладной, представления Поставщиком счетов или счетов-фактур, при наличии выделенных лимитов".
Исходя из установленных Заказчиком сроков оплаты, нельзя определить, будет ли она произведена, на какой срок она отсрочена и каков предельный срок оплаты по контракту.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, Заказчиком допущено нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
V. Минобрнауки России полагает, что Заказчику необходимо было разместить документы о приемке поставленного товара согласно контракту N 03-15/106 от 03.09.2015 на поставку продуктов питания (колбаса вареная, пельмени, печень говяжья, сосиски молочные, куры, яйцо куриное), заключенному по итогам рассматриваемого запроса котировок, в реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов), в течение 3 рабочих дней со дня приемки товара. Однако размещены данные документы только 18.12.2015. Данное обстоятельство Минобрнауки России расценивает как нарушение части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Инспекция не согласна с данным доводом по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты приемки поставленного товара заказчик направляет информацию, предусмотренную пунктом 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, а именно: документ о приемке в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Исходя из буквального толкования вышеназванной статьи, данная норма устанавливает сроки предоставления заказчиком в уполномоченный орган, в том числе информации о подписании, исполнении, изменении, расторжении контрактов, но не размещения указанной информации в реестре контрактов.
Кроме того, необходимо отметить, что согласно части 1 части 1 статьи 103 Закона о контрактной системе реестр контрактов ведет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
И, как следует из части 4 статьи 103 Закона о контрактной системе, обязанность по размещению в единой информационной системе информации и документов, предусмотренных частью 2 названной статьи, лежит на вышеуказанном федеральном органе исполнительной власти, а не на заказчике, как утверждает Минобрнауки России.
Необходимо отметить, что все документы о приемке поставленного товара согласно Контракту Заказчиком размещены в единой информационной системе в срок, предусмотренный частью 9 статьи 94 Закона о контрактной системе и подпунктом "б" пункта 3 Положения о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1093.
Учитывая вышеизложенное, Инспекция признает факт отсутствия в действиях Заказчика признаков нарушения части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе.
Таким образом, все вышеописанные действия Заказчика, в которых Инспекцией были выявлены нарушения Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Основываясь на изложенном, Инспекция
РЕШИЛА:
1. Признать государственного заказчика - Федерального государственного бюджетного специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением "Специальное профессиональное училище закрытого типа г. Астрахани" при проведении запроса котировок на право заключения государственного контракта на поставку продуктов питания (колбаса вареная, пельмени, печень говяжья, сосиски молочные, куры, яйцо куриное) (номер извещения: 0325100019015000007) нарушившим пункт 1 и 10 части 1 статьи 31, часть 1 и 2 статьи 33, часть 13 статьи 34, часть 4 статьи 73 Закона о контрактной системе.
2. Передать материалы, собранные в ходе проведения настоящей проверки, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Руководитель инспекции Н.С. Меркулов
Участники инспекции: М.В. Литвинов
А.С. Мухамбаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 30 июня 2016 г. N 138-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2016