Резолютивная часть объявлена 23.06.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 28.06.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления;
- Воронцова А.Ю. - Эксперт отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Паницына Н.В. по доверенности от 09.03.2016;
от Уполномоченного органа - Козырева И.В. по доверенности от 01.01.2016, Раевская В.К. по доверенности от 01.01.2016.
рассмотрев жалобу ООО "Спектр" от 20.06.2016 N1060-ж на действия аукционной комиссии Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка медицинской мебели (извещение N0187200001716000302) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия аукционной комиссии, при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение о признании Заявителя (ООО "Спектр") победителем электронного аукциона (нарушения части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе).
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка медицинской мебели (извещение N0187200001716000302) размещены на официальном сайте единой информационной системы 19.05.2016.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 06.06.2016 N0187200001716000302-3, по результатам рассмотрения вторых частей заявок заявка Заявителя (ООО "Спектр") была признана соответствующей требованиям аукционной документации и заняла первое место.
В доводах жалобы Заявитель указал, что в первой части заявки товар был указан без наименования, а во второй части были приложены регистрационные удостоверения и сертификаты соответствия на конкретный товар (тумба прикроватная ТМ производитель ООО "Медицинская компания "АСК") в соответствии с частью 23 пункта 6 аукционной документации.
Вместе с тем, вторая часть заявки была признана соответствующей, несмотря на несоответствие первой и второй части заявок.
Представители Уполномоченного органа пояснили Комиссии Управления следующее.
В пункте 23 Информационной карты аукциона в электронной форме установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе. Так, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным части II "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ". Указанные требования согласуются с пп.б п.1 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Федерального закона участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В техническом задании заказчиком предусмотрены требования к медицинской тумбочке.
Участником N 2 направлена заявка на участие в торгах, где первая часть заявки содержит характеристики, соответствующие требованиям документации. Указана страна происхождения товара. Таким образом, аукционная комиссия приняла правомерное решение по допуску участника по первым частям.
Требования ко второй части заявки в документации обусловлены следующим.
В соответствии с ч.3, 4 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с вышеуказанной нормой принят Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Данный приказ определяет условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств, указанных в прилагаемой таблице. В указанный перечень попадает объект закупки, закупаемый Заказчиком. Для целей реализации настоящего приказа рекомендуется устанавливать в документации о закупке: требование об указании (декларировании) участником конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений в заявке на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательном предложении страны происхождения поставляемого товара(п.9 Приказа). В соответствии с пунктом 13 Приказа N 155 подтверждением страны происхождения товаров, указанных в прилагаемом к настоящему приказу Перечне, является декларация участника закупки. Форма указания (декларирования) участником конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений страны происхождения поставляемого товара определяется самим участником (Письмо Минэкономразвития России от 27.07.2015 N ОГ-Д28-10063 "О рассмотрении предложений по внесению изменений в отдельные положения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ). Данная оговорка подтверждает то, что документ, представленный в составе вторых частей заявок, подтверждает исключительно страну происхождения товара.
На основании названных положений законодательства в пункте 23 информационной карты документации предусмотрено, что вторая часть документации должна содержать декларирование страны происхождения товара в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N155 (п.6 ч.5 ст. 66 44-ФЗ).
Иные документы, в соответствии с указанным приказом, не запрашивались.
Участником N2 представлены документы, подтверждающие страну происхождения, и аукционная комиссия рассмотрела вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе (ч.1 ст.69 44-ФЗ), в данном случае, в том числе декларирование.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления пришла к выводу, что доводы Заявителя не находят своего подтверждения, нарушения части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, в части признания второй части заявки Заявителя соответствующей при несоответствии первой и второй части заявки, в действиях аукционной комиссии не установлено.
2. В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе государственные и муниципальные заказчики вправе предоставлять преимущество при проведении торгов субъекта малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям.
Указанные преимущества могут выражаться в ограничении круга участников закупки только субъектами, относящимися к вышеуказанной группе организаций, либо возложением на победителя торгов обязанности по заключению договора субподряда с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией.
Частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно пункту 5 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона должно содержать, в том числе, информацию о предоставляемых в соответствии со статьями 28-30 данного закона преимуществах.
Статьей 66 Закона о контрактной системе предусмотрены требования ко второй части заявки на участие в электронном аукционе, в соответствии с которым она должна содержать документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества, или копии этих документов.
Извещением N0187200001716000302 установлены преимущества субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям и предусмотрены ограничения участия в определении поставщика.
Пунктом 23 раздела 1 аукционной документации на участников закупки возложена обязанность по предоставлению в составе вторых частей заявок на участие в электронном аукционе декларации об их принадлежности к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что участник закупки в составе второй части заявки должен предоставить декларацию о принадлежности к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям
Изучив вторую часть заявки Заявителя (ООО "Спектр") Комиссия Управления установила, что декларация о принадлежности Заявителя (ООО "Спектр") к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в заявке отсутствует.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа отсутствие указанной декларации в составе второй части заявки Заявителя не смогли.
По ходатайству представителей Уполномоченного органа был объявлен перерыв в заседании Комиссии Управления до 17:50 23.06.2016.
В 17:50 23.06.2016 представители Заказчика и Уполномоченного органа после объявленного перерыва на заседание Комиссии Управления не явились, в связи с чем заседание было продолжено без участия представителей сторон.
Документы и информация, подтверждающие наличие в составе заявки Заявителя (ООО "Спектр") декларации о принадлежности участника к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям, на заседание предоставлены не были.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно части 6 названной статьи заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается (часть 7 статьи 69 Закона о контрактной системе).
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу, что в действиях аукционной комиссии, в части неправомерного признания заявки ООО "Спектр" соответствующей требованиям аукционной документации при отсутствии в составе заявки декларации о принадлежности участника к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям, содержатся нарушения пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Спектр" от 20.06.2016 N1060-ж на действия аукционной комиссии Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка медицинской мебели (извещение N0187200001716000302) необоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры нарушения пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Уполномоченному органу - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
Воронцова А.Ю.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 23 июня 2016 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2016