Резолютивная часть объявлена 23.06.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 28.06.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Воронцова А.Ю. - Эксперт отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Айнитдинова Л.Б. по доверенности N18 от 01.03.2016;
от Уполномоченного органа - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "УралКомплексСтрой" от 16.06.2016 N1040-ж на действия Заказчика - УКСиЖКК НР при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по объекту: "Рекультивация несанкционированной свалки твердых бытовых отходов в гп.Пойковский Нефтеюганского района" (извещение N0187300001716000151) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. не установлено требование о наличии у участников лицензии на осуществление деятельности в отношении сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I - IV классов опасности.
2. документация не содержит информацию о размере расходов на приемку и размещение отходов на полигон.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по объекту: "Рекультивация несанкционированной свалки твердых бытовых отходов в гп.Пойковский Нефтеюганского района" (извещение N0187300001716000151), размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок 27.04.2016.
В доводах жалобы Заявитель указал следующее.
Рекультивация (лат, re - приставка, обозначающая возобновление или повторность действия; cultivo - обрабатываю, возделываю) - комплекс мер по экологическому и экономическому восстановлению земель и водных ресурсов, плодородие которых в результате человеческой деятельности существенно снизилось. Целью проведения рекультивации является улучшение условий окружающей среды, восстановление продуктивности нарушенных земель и водоёмов.
Подпунктом 20.1. Информационной карты "Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы и оказание услуги, являющихся объектом закупки" установлено требование: "Участник закупки не может являться организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, Требование установлено в соответствии с пунктом 5 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено.
Дополнительного предоставления документов для подтверждения соответствия данному требованию, кроме документов, направляемых оператором электронной площадки со второй частью заявки на участие в электронном аукционе, не требуется".
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 1 Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I - IV классов опасности.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 ФЗ РФ N89-ФЗ от 24.06.1998 года "Об отходах производства и потребления": "Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо не вправе осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности на конкретном объекте по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности, если на этом объекте уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности другим индивидуальным предпринимателем или другим юридическим лицом, имеющими лицензию на указанную деятельность".
Между тем, документация электронного аукциона не содержит требований к участнику закупки в виде предоставления копии лицензии на осуществление деятельности в отношении сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I - IV классов опасности.
Считаю, что подпунктом 20.1 Информационной карты должно быть установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии "На сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I - IV классов опасности".
Так же в своем разъяснении Заказчик указывает следующее:
Cогласно раздела VII 12.007-ООС Перечня мероприятий по охране окружающей среды п. 2.7.1 Характеристика отходов, образующихся в период проведения работ по рекультивации площадки на основании Приказа Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Ханты-Мансийскому автономному округу от 16 июня 2004 г. N 75-Э "Об утверждении примерного компонентного состава опасных отходов, присутствующих в ФККО, которые не нуждаются в подтверждении класса опасности для окружающей природной среды" после проведения изыскания определил состав отходов , а именно:
Таблица 2.7.1 - Характеристика отходов в период проведения рекультивационных работ
Наименование отходов |
Код по ФККО |
Класс опасности отходов |
Состав отхода по компонентам (наименование %) %) |
Кол-во отходов, т/петаод м3/период |
Мусор от бытовых помещений несортированный (исключая крупногабаритный) |
9120040001004 |
4 |
бумага, картон - 32-35; пищевые отходы - 35-45; древесина-1-2; текстиль - 3-5; полимерные материалы - 3-4; лом черных металлов - 3-4; лом цветных металлов - 0,5-1,5; кости - 1-2; стекло - 2-3; камни, керамика - 0,5- 1; кожа, резина - 0,5-1; прочее - 1-2; отсев менее15 мм - 5-7 |
0,9990 3,9962 |
4 класс включает в себя продукты, которые представляют малую опасность для окружающей среды. Восстановить ущерб от такого вреда можно за три года. Кроме крупногабаритного бытового мусора, в данную группу входят и строительные отходы: остатки кирпича, щебенки, металлы, битое стекло, ненужная древесина. Аукционной документацией предусмотрена только перевозка ТБО до полигона, а функции по складированию и обезвреживанию ТБО возложены на сам полигон. В связи с этим, установление дополнительного требования к участникам о наличии у них лицензии не требуется.
Между тем, изменения, внесенные в проект муниципального контракта, прямо противоречат данным разъяснениям и требованиям документации.
Так, п. 4.15 Проекта муниципального контракта устанавливает право Заказчика "Требовать от Подрядчика предоставления лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов IV класса опасности, полученную с учетом положений Федерального закона от 24.06.1998г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (с изменениями и дополнениями)".
Причем, согласно п. 4.16 Проекта муниципального контракта установлено право Заказчика расторгнуть контракт при непредоставлении такой лицензии.
П. 5.15 Проекта муниципального контракта устанавливает обязанность Подрядчика: "В течение 2 рабочих дней с момента заключения настоящего Контракта предоставить Заказчику лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов IV класса опасности, полученную с учетом положений Федерального закона от 24.06.1998г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (с изменениями и дополнениями)".
В данном случае совершенно не понятна противоречивая позиция Заказчика. Требования федерального закона обязательны для его применения, и гласят о том, что транспортировка отходов также подлежит лицензированию, исключений из этого правила нет, а в разъяснении и в измененной документации отражения указанных норм нет. В соответствии с этим можно сделать вывод о том, что аукционная документация предусматривает возможность участия лиц, не соответствующих нормам действующего законодательства в отношении производства отдельного вида работ. Между тем, проект муниципального контракта противоречит положениям документации, так как устанавливает дополнительные требования к участникам, причем предусматривает возможность расторжения контракта, в случае непредоставления такого документа.
Представитель Заказчика пояснил Комиссии Управления следующее.
Пунктом 20.1 Информационной карты в составе Аукционной документации, размещенной 27.04.2016 на сайте www.zakupki.gov.ru, требование о наличии у участника закупки лицензии "На сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности" не установлено по следующим основаниям.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1 - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений Закона о лицензировании.
При этом пунктом 3.1. статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29.12.2015 N 404-ФЗ) установлено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 2016 года. После 1 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
Принимая во внимание, что аукционная документация размещена 27.04.2016, а изменения в документацию внесены 06.06.2016, установление в Информационной карге требования о наличии лицензии "На сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности" на момент подачи заявки на участие в аукционе могло повлечь ограничение конкуренции, учитывая установленные сроки получения лицензии в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ (в ред. от 29.12.2015 N 404-ФЗ).
При этом, проектом муниципального контракта предусмотрено условие о наличии лицензии "На сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов IV класса опасности", поскольку после 1 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается. В то же время условиями контракта не установлено никаких ограничений по привлечению субподрядчиков в отношении указанных работ, подлежащих обязательному лицензированию.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления пришла к выводу, что нарушения пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в действиях Заказчика отсутствуют.
2. По второму доводу жалобы Заявитель указал следующее.
По тексту документации указано, что отходы должны быть вывезены с места несанкционированной свалки, определен полигон для вывоза отходов, но не определен порядок приемки и порядок оплаты услуг полигона по приемке, складированию и утилизации отходов, доставленных с места несанкционированной свалки.
Раздел 9 Сводного сметного расчета стоимости товара г.п. Пойковский Нефтеюганского района Рекультивация несанкционированной свалки твердых бытовых отходов (ТБО) содержит в себе информацию о стоимости Размещения ТБО на полигоне (99179мЗ х 81,1/8,28= на сумму 978,73 тыс. руб.
Раздел 9 Сводного сметного расчета стоимости строительства г.п. Пойковский Нефтеюганского района. Рекультивация несанкционированной свалки твердых бытовых отходов (ТБО).содержит в себе информацию о стоимости Размещения ТБО на полигоне (99 179мЗ х 81,1/8,28= на сумму 8103,92 тыс. руб.
Между тем, JIPC N 02-01-01 не содержит информации о размере указанных расходов.
Вместе с тем, по тексту документации проследить то, кто будет заключать договор с полигоном на прием отходов, а также каким образом будет осуществляться передача отходов на полигон, заложена ли стоимость приемки и размещения отходов на полигон в стоимость контракта невозможно.
В своем разъяснении Заказчик указывает следующее: "Сообщаем, что глава 9 ССР "Прочие работы и затраты" включает в себя средства на основные виды прочих работ и затрат в уровне цен 2001 года и в уровне текущих цен соответственно. Основанием для включения статьи "Размещение ТБО на полигоне" является письмо Департамента ЖКК N1750/04 от 13.06.2012 года г. Нефтеюганск.
Также, что ЛCP N02-01-01 не содержит информации о размере указанных расходов, так как относится к главе 2 "Основные объекты строительства" и не может включать в себя затраты на прочие работы.
Все затраты которые определены сводным сметным расчетом и определены в максимальной цене контракта и являются средствами, необходимыми для выполнения работ силами подрядчика. Следовательно, и заключение договора (в случае необходимости) возложено так же на подрядчика".
Соответственно Заказчиком так и не предоставлено точной информации по факту заключения или незаключения договора на прием ТБО с организацией полигона, что не может в полном объеме способствовать правильному решению участника аукциона по факту его участия или неучастия в спорном аукционе.
Представитель Заказчика пояснил, что информация по данному вопросу в разъяснениях к документации дана в полном объеме. В сводном сметном расчете раскрывается Глава 9 "Прочие работы и затраты", в которой учтены средства на основные виды прочих работ и затрат в уровне цен 2001 года и в уровне текущих цен соответственно. По уровню цен на 1 кв. 2013г. - Размещение ТБО на полигоне (99 179мЗ х 81,1/8,28)^ на сумму 8103,92 тыс. рублей.
Все виды смет, включая локальные сметы, объектные сметы и сводный сметный расчет формируются в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004) (утв. Постановлением Госстроя РФ от 5 марта 2004 г. N 15\1).
Согласно МДС 81-35.2004 сметная стоимость это сумма денежных средств, необходимых для осуществления строительства в соответствии с проектными материалами. Сметная стоимость является основой для определения размера капитальных вложений, финансирования строительства, формирования договорных цен на строительную продукцию, расчетов за выполненные подрядные (строительно-монтажные, ремонтно-строительные и др.) работы, оплаты расходов по приобретению оборудования и доставке его на стройки, а также возмещения других затрат за счет средств, предусмотренных сводным сметным расчетом.
Сметная стоимость строительства (ремонта) в соответствии с технологической структурой капитальных вложений и порядком осуществления деятельности строительно- монтажных организаций может включать в себя:
стоимость строительных (ремонтно-строительных) работ;
стоимость работ по монтажу оборудования (монтажных работ);
затраты на приобретение (изготовление) оборудования, мебели и инвентаря;
прочие затраты.
В локальных сметных расчетах (сметах) производится группировка данных в разделы по отдельным конструктивным элементам здания (сооружения), видам работ и устройств в соответствии с технологической последовательностью работ и учетом специфических особенностей отдельных видов строительства.
В сводный сметный расчет стоимости включаются отдельными строками итоги по всем объектным сметным расчетам (сметам) без сумм на покрытие лимитированных затрат, а также сметным расчетам на отдельные виды затрат. Сметная стоимость каждого объекта, предусмотренного проектом, распределяется по графам, обозначающим сметную стоимость "строительных работ", "оборудования, мебели и инвентаря", "прочих затрат" и "общая сметная стоимость".
В главу 9 "Прочие работы и затраты" сводного сметного расчета на строительство (ремонт) рекомендуется включать средства на основные виды прочих работ и затрат в соответствии с МДС 81-35.2004. Для специфических условий строительства в главе 9 могут учитываться другие виды прочих затрат. В рассматриваемом случае это размещение ГБО на полигоне.
На основании изложенного, локальная смета N02-01-01 не включает в себя затраты на прочие работы. Затраты подрядчика, необходимые для выполнения работ в полном объеме (в том числе затраты на размещение ТБО на полигоне), отражены в сводном сметном расчете и, соответственно, входят в состав начальной максимальной цены контракта. Что и подразумевает обязанность подрядчика оплачивать услуги полигона ТБО самостоятельно без участия Заказчика.
Считаем указание в аукционной документации порядка приемки и порядка оплаты услуг полигона но приемке, складированию и утилизации отходов, доставленных с места несанкционированной свалки, нецелесообразным и нарушающим нормы гражданского законодательства, поскольку определение условий сделки это коммерческие отношения двух хозяйствующих субъектов, которые вольны в своих действиях при заключении сделки.
В соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Условиями аукционной документации подрядчик свободен в определении порядка передачи отходов на размещение и утилизацию. То есть подрядчик может заключить договор на оказание полного спектра услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов с организацией, в ведении которой находится полигон ТБО, или при наличии лицензии (с 01.07.2016) и соответствующего транспорта самостоятельно либо с привлечением субподрядной организации осуществить сбор и транспортирование отходов на полигон и передать отходы на утилизацию, обезвреживание и размещение, приобретя талоны на размещение отходов, без заключения договора. Исходя из изложенного, в разъяснениях к аукционной документации дано пояснение: заключение договора (в случае необходимости) возложено также на подрядчика.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу, что нарушения законодательства о контрактной системе в действиях Заказчика отсутствуют.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "УралКомплексСтрой" от 16.06.2016 N1040-ж на действия Заказчика - УКСиЖКК НР при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по объекту: "Рекультивация несанкционированной свалки твердых бытовых отходов в гп.Пойковский Нефтеюганского района" (извещение N0187300001716000151) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Воронцова А.Ю.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 23 июня 2016 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2016