Резолютивная часть объявлена 23.06.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 28.06.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Уполномоченного органа - ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя.
рассмотрев жалобу ООО "Медтехника" от 16.06.2016 N1034-ж на действия Заказчика - БУ "Пыть-Яхская окружная клиническая больница", Уполномоченного органа - КУ "Центр лекарственного мониторинга" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка расходных материалов для патологоанатомического отделения (извещение N0387200009116002600) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя его права и интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, составивших описание закупки с нарушением норм Закона о контрактной системе, влекущих ограничение количества участников.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу положений части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка расходных материалов для патологоанатомического отделения (извещение N0387200009116002600) размещены на официальном сайте единой информационной системы 08.06.2016.
В доводах жалобы Заявитель указал следующее.
В техническом задании, в качестве объекта закупки указаны, в том числе позиции:
8. Кисточка
9. Кисточка.
Согласно данным официального сайта Росздравнадзора, регистрационное удостоверение на данные товары есть только у ООО "ЭргоПродакшн".
Данные позиции составляют менее 5% от цены контракта и могут лишь использоваться для закрытия аукциона для добросовестных поставщиков
Остальные позиции лота, производится широким кругом производителей:
http://www.biovitrum.ru/
http://labpoint.ru/
http://www.bioline.ru/
http://www.optecgroup.com/
Включение в состав одного лота товаров производимых широким кругом компаний и в то же время выставление требования о наличии Регистрационного удостоверения, имеющегося у единственного производителя, является обстоятельством, существенно ограничивающим конкуренцию и создающим преимущества для определенных участников торгов. Так же просим заметить, что данная позиция составляет незначительную часть максимальной цены контракта, однако создает преференции для определенных участников торгов.
Таким образом, Заявитель делает выводы об ограничении количества участников закупки.
В целях полного и достоверного установления обстоятельств по данной жалобе Ханты-Мансийским УФАС России было направлено уведомление о поступлении жалобы и запрошены в том числе:
- обоснование необходимости поставки товара с указанными в техническом заданий характеристиками, если заказчик при описании объекта закупки не использует стандартные показатели, требования, условные обозначения и т. д. (при наличии);
- письменные возражения по доводам жалобы;
- другие сведения и документы, необходимые для рассмотрения жалобы.
В письменных возражениях Уполномоченный орган указал следующее.
Заказчик при описании закупаемого товара, согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, учитывал, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик не только вправе выбрать его предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами Закона именно таким образом, чтобы участник размещения заказа смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик вправе самостоятельно устанавливать требования к товарам, связанные с определением соответствия поставляемого товара, его потребностям, указывая требования к качеству, техническим характеристикам товара, требования к функциональным характеристикам товара и иные показатели.
Руководствуясь указанными нормами закона, заказчиком в аукционной документации были установлены требования к качеству, техническим, функциональным характеристикам товара, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика, с учетом специфики его деятельности, что обеспечит эффективное использование бюджетных средств.
На участие в данном аукционе подана одна заявка.
Окончание рассмотрения заявок - 21.06.2016г. 21:59:59 (по московскому времени).
Заказчик вправе закупать те товары, которые ему требуются, и устанавливать требования к характеристикам товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций, при этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
В постановлениях Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.07.2015г. N Ф01-2510/2015, ФАС Северо-Кавказского округа от 09.10. 2012г.по делу N А53-27684/2011, Арбитражного суда Поволжского округа от 09.04.2015 N Ф06-22212/2013 указано, что Законом не предусмотрена обязанность Заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.
Кроме того, указание в документации об аукционе характеристик товара, соответствующих потребностям Заказчика, не влечет нарушения Закона.
Законодатель предоставил право Заказчику самостоятельно устанавливать технические и функциональные характеристики необходимого ему товара в соответствии с потребностями.
Соответствие предъявляемым Заказчиком характеристикам только одного производителя не лишает возможности участвовать в аукционе, то есть не ограничивает число потенциальных участников аукциона, поскольку предметом аукциона является поставка, а не изготовление товара.
Из анализа судебной практики по аналогичной категории дел, следует, что действующее законодательство не обязывает Заказчика при определении характеристик закупаемого товара в документации об аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Установленные Заказчиком характеристики не ограничивают потенциальных участников аукциона в электронной форме, так как весь товар, запрашиваемый в аукционе, находится в свободном обращении на территории Российской Федерации.
Таким образом, Закон о контрактной системе допускает установление в аукционной документации таких требований, которые являются существенными для заказчика.
Указание в жалобе заявителя на наличие регистрационного удостоверения на медицинские изделия только у одной организации, считаем несостоятельным, поскольку не свидетельствует об "уникальности" закупаемого товара.
Регистрационное удостоверение на медицинское изделие, подтверждает факт того, что медицинское изделие прошло регистрацию на территории Российской Федерации и внесено в Государственный реестр изделий медицинского назначения и медицинской техники. Регистрационное удостоверение подтверждает, что медицинское изделие прошло испытание на качество, эффективность и безопасность и допускает товар к обороту на территории РФ.
Расходные материалы, указанные в Техническом задании документации об аукционе, взаимосвязаны между собой и предназначены для проведения необходимых БУ "Пыть-Яхская окружная клиническая больница" патологоанатомических мероприятий и соответствуют потребностям заказчика. Выделение данного товара в отдельный лот или в отдельную закупку нецелесообразно, неэффективно и не соответствует потребностям заказчика.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления установила следующее.
Предметом закупки является поставка расходных материалов для патологоанатомического отделения.
Согласно техническому заданию Заказчику требуется:
1. скальпель 25 упаковок;
2. скальпель 25 упаковок;
3. лезвие 20 упаковок;
4. лезвие 20 упаковок;
5. лезвие 20 упаковок;
6. игла 5 штук;
7. игла 10 штук;
8. кисточка 3 упаковки;
9. кисточка 1 упаковка.
Позиции 8, 9 технического задания составляют менее 5% от цены контракта. Остальным позициям соответствует товар нескольких производителей.
Как следует из доводов Заявителя, позициям 8, 9 технического задания соответствует товар только одного производителя.
В письменных возражениях Уполномоченный орган не возражает против доводов Заявителя, а указывает, что Заказчик вправе закупать те товары, которые ему требуются, и устанавливать требования к характеристикам товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций, при этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Заказчиком письменные возражение и обоснование потребности необходимости поставки товара с указанными в техническом заданий характеристиками не предоставлены.
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего.
Вместе с тем, Законом о контрактной системе не установлены ограничения и запреты в отношении Заказчиков, для приобретения ими товаров с характеристиками, которые отвечают их потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций, отдельными лотами (закупками).
Учитывая, что позиции 8, 9 технического задания составляют менее 5% от начальной (максимальной) цены контракта и являются блокирующими для добросовестных поставщиков, выделить в отдельный лот (закупку) указанные позиции технического задания Уполномоченный орган отказался, что повлекло обращение Заявителя в Ханты-Мансийское УФАС России, Заказчиком потребность в единой поставке всего товара в совокупности одним лотом не подтверждена, Комиссия Управления приходит к выводу, что в действиях Заказчика и Уполномоченного органа содержаться нарушения части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части необоснованного ограничения количества участников закупки.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Медтехника" от 16.06.2016 N1034-ж на действия Заказчика - БУ "Пыть-Яхская окружная клиническая больница", Уполномоченного органа - КУ "Центр лекарственного мониторинга" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка расходных материалов для патологоанатомического отделения (извещение N0387200009116002600) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - БУ "Пыть-Яхская окружная клиническая больница" нарушения части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части необоснованного ограничения количества участников закупки.
3. Признать в действиях Уполномоченного органа - КУ "Центр лекарственного мониторинга" нарушения части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части необоснованного ограничения количества участников закупки.
4. Выдать Заказчику - БУ "Пыть-Яхская окружная клиническая больница", Уполномоченному органу - КУ "Центр лекарственного мониторинга", аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание.
5. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
6. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 23 июня 2016 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2016