Резолютивная часть объявлена 24.06.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 29.06.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления.
от Заявителя - поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя;
от Заказчика - Гнилицкая О.В. по доверенности N3от 17.06.2016, Павлова А.Н. по доверенности N4 от 23.06.2016.
рассмотрев жалобу ООО "НПФ "Амалтея" от 17.06.2016 N1048-ж на действия Заказчика - КОУ "Урайская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка оборудования для учебного процесса - кабинет "Комплекс психоэмоционального состояния "БОС" (извещение N0387200014316000012) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Разъяснения положений документации изменили суть аукционной документации.
2. Данной закупкой введено в обращение медицинское изделие: "Программно- индикаторный тренажерный комплекс "АБИЛИТОН", производства ЗАО "Биосвязь".
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка оборудования для учебного процесса - кабинет "Комплекс психоэмоционального состояния "БОС". (извещение N0387200014316000012) размещены на официальном сайте единой информационной системы 10.06.2016.
В доводах жалобы Заявитель указал следующее.
Согласно положений статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
В соответствии части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта определяется и обосновывается заказчиком посредством применения методов, указанных в ней.
Как следует из разъяснений, предоставленных Заказчиком на поступивший запрос, начальная (максимальная) цена контракта была определена и обоснована Заказчиком, посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
В целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), Заказчиком использовалась информация о ценах товаров, полученная по запросу у поставщиков, осуществляющих поставки идентичных товаров. В разделе "Документы закупки" прикреплен файл "Ценовая информация от поставщиков", содержащий запросы на предоставление коммерческих предложений и коммерческие предложения, полученные от поставщиков.
Согласно п.2 части 18 статьи 22 Закона о контрактной системе информация о цене товара, содержащаяся в предложениях поставщиков, в соответствии с гражданским законодательством являются публичными офертами.
Как следует из коммерческого предложения, без указания организационно-правовой формы и наименования хозяйствующего субъекта с ИНН 6670366900 КПП 667001001 р/с 40702810162200000785 Банк ПАО КБ "УБРиР", адрес: г. Екатеринбург, ул. Студенческая 1, литер К, оф. 335 Телефон: +7(343) 361-55-12, +7(343) 239-49-70, (вх.N 212 от 16.03.2016) им в адрес Заказчика направлено предложение о продаже товара: Программно-индикаторный тренажёрный комплекс БОС "Абилитон" (психоэмоциональный) производства "фирмы "Биосвязь" (Санкт-Петербург)".
Там же размещено коммерческое предложение ООО "БИОСВЯЗЬ" 196066, Санкт-Петербург, Московский проспект, 212, оф. 6011 Тел./факс: (812) 319-90-90, тел. 8-800-700-08-19 bos@biosvyaz.com, www.biosvyaz.coin содержащее также предложение о продаже товара: Программно-индикаторный тренажёрный комплекс БОС "Психо-эмоциональный", производства ЗАО "БИОСВЯЗЬ", г. С.-Петербург в состав которого входит: "Программно- индикаторный тренажерный комплекс "АБИЛИТОН"."
Как следует из информационной части вышеприведенных коммерческих предложений, назначением данного товара являются:
- профилактика заболеваний нервной системы;
- предупреждение последствий стрессовых реакций и психоэмоционального перенапряжения;
- оздоровление организма;
В соответствии положению части 1, статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323 -ФЗ): медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний...
Таким образом, данные коммерческие предложения содержат предложения о приобретении медицинского изделия, предназначенного для медицинского применения.
Однако, в разъяснениях, предоставленных Заказчиком, указано: "Заявитель не обосновал, исходя из каких требований Заказчика им делается вывод об использовании закупаемого оборудования в медицинских целях, в то время как техническое задание аукционной документации прямо указывает на совершенно иную цель применение аппаратно- программного комплекса - тренировка психоэмоционального состояния.
Заказчик, является образовательным учреждением, и, соответственно, не приобретает для целей своей основной деятельности медицинские изделия."
Согласно части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе - разъяснения положений документации не должны изменять ее суть.
Разъяснения, предоставленные Заказчиком, изменили ее суть, поскольку, необходимое Заказчику оборудование относится к медицинским изделиям, в то же время, Заказчиком в разъяснении указано о потребности в поставке немедицинского оборудования.
Представители Заказчика пояснили Комиссии Управления следующее.
Довод жалобы основан исключительно на том факте, что при обосновании начальной цены контракта Заказчик использовал коммерческие предложения поставщиков, в двух из четырёх которых в качестве назначения данного товара указаны, в том числе, такие функции как:
- профилактика заболеваний нервной системы;
- предупреждение последствий стрессовых реакций и психоэмоционального перенапряжения;
- оздоровление организма.
По мнению Заявителя, это обстоятельство, вопреки положениям аукционной документации и разъяснениям на запрос Заказчика, указывает на то, что объектом закупки является изделие медицинского назначения.
Между тем, данный довод жалобы противоречит содержанию аукционной документации, включая
1. указанное в документации об аукционе, в обосновании начальной цены контракта и в проекте государственного контракта наименования объекта закупки "оборудования для учебного процесса";
2. указанное в техническом задании функциональное назначение закупаемого товара, которое определено как "программно-индикаторный тренажерный комплекс";
3. отсутствие в аукционной документации требований о представлении копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (что было бы необходимо, если бы Заказчик закупал медицинское оборудование).
Между тем, коммерческие предложения потенциальных поставщиков (в отличие от обоснования начальной цены контракта) не являются неотъемлемой частью аукционной документации и не определяют объект закупки. При этом действующее законодательство не исключает возможность Заказчика использовать при обосновании начальной цены коммерческие предложения о поставки товаров, которые имеют дополнительные (по отношению к определённым в закупочной документации) технические, функциональные и качественные характеристики, но в то же время соответствуют требованиям Заказчика.
В частности, даже если некоторые из поставщиков предлагали к поставке изделия, которые обеспечивают помимо тренировки психоэмоционального состояния, какие-либо дополнительные функции, у Заказчика отсутствовали какие-либо основания не учитывать данные коммерческие предложения при обосновании начальной цены контракта.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно части 1 статьи 38 Закона N323-ФЗ медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона N323-ФЗ на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункта 2 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий", государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем (изготовителем) для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека (далее - медицинские изделия).
Таким образом, изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, зарегистрированные в установленном порядке, являются медицинскими изделиями.
Предметом закупки является поставка оборудования для учебного процесса - кабинет "Комплекс психоэмоционального состояния "БОС".
Согласно запросам, направленным ряду организаций, Заказчик планирует провести торги на поставку "Комплекса психоэмоционального состояния "БОС" и просит предоставить коммерческое предложение.
Комиссия Управления отмечает тот факт, что в запросах Заказчиком не указывается назначение (медицинское/немедицинское) требуемого к поставке товара, а также не указаны области последующего применения данного товара.
На обозрение Комиссии Управления предоставлено четыре коммерческих предложения, два из которых содержат предложения о поставке Программно-индикаторного тренажерного комплекса БОС "Абилитон" (психоэмоциональный), производства ЗАО "БИОСВЯЗЬ", а также предложения о поставке Комплекса Биологической Обратной Связи (БОС) и Комплекса БОС психо-эмоциональный, не содержащие указание на наименования комплексов, их производителя и область применения.
Описание предмета закупки в техническом задании содержит комплектность поставки, технические характеристики устройства и датчиков, требования к программному обеспечению, назначением которого является проведение тренировочных занятий саморегуляции по методу БОС.
Применение "Комплекса психоэмоционального состояния "БОС" в медицинских целях Заказчиком в описании закупки не предусмотрено.
В соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего.
В отношении утверждения Заявителя о том, что поскольку назначением товара является: профилактика заболеваний нервной системы; предупреждение последствий стрессовых реакций и психоэмоционального перенапряжения; оздоровление организма, то предлагаемый к поставке товар и, соответственно закупка, является приобретением медицинского изделия, Комиссия Управления приходит к выводу, что товар с вышеуказанным назначением может применяться в не медицинских целях.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что доводы Заявителя не находят своего подтверждения, нарушений Закона о контрактной системе в действиях Заказчика не установлено.
2. По второму доводу жалобы Заявитель указал следующее.
Согласно части 4 статьи 38 Закона N 323 - ФЗ на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 3 статьи 38 Закона N 323 -ФЗ "Обращение медицинских изделий включает в себя помимо прочего "производство, изготовление, подтверждение соответствия, хранение, транспортировку, реализацию, монтаж, наладку, применение, эксплуатацию, в том числе техническое обслуживание, предусмотренное нормативной, технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя), а также ремонт.."
Следовательно, оспариваемой закупкой введено в обращение медицинское изделие: "Программно- индикаторный тренажерный комплекс "АБИЛИТОН", производства ЗАО "Биосвязь".
Ранее, решением Комиссии Санкт-Петербургского УФ АС России от 26 октября 2015 года по рассмотрению дела NК01 -162/14 о нарушении антимонопольного законодательства, ЗАО "Биосвязь" выдано обязательное для исполнения предписание (копия прилагается - Приложение N 1), с требованием прекратить нарушение пункта 2, части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N135-Ф3 "О защите конкуренции" для чего:
1.1 .Прекратить вводить в обращение незарегистрированные медицинские изделия программно- индикаторного тренажерного комплекса "АБИЛИТОН" и "Тренажера дыхания" с комплексным программным обеспечением "Дыхание БОС-здоровье") в порядке установленном Правительством РФ, при осуществлении предпринимательской деятельности.
1.2. Не допускать действия, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, в части введения потребителей и участников товарного рынка медицинского оборудования в заблуждение в отношении потребительских свойств и качества производимого и предлагаемого товара.".
Информационное письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения N 01и-491/15 от 30.03.2015 "О незарегистрированных медицинских изделиях" (копия прилагается - Приложение N 2) опубликовано 03.09.2015 года на сайте Департамента государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югра http://www.depgz.admhmao.ru/vse-novosti/68906/.
В 2016 году Территориальный орган Росздравнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Ямало-Ненецкому автономному выявил в обращении у казенного учреждения Ханты- Мансийского автономного округа - Югры "Управление капитального строительства" и поставил в известность, о недопущении оборота незарегистрированного медицинского изделия "Программно- индикаторный тренажёрный комплекс БОС "Абилитон", о чем УФАС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре было уведомлено Территориальным органом письмом (вх. N02-433от 27.01.2016 года) (копия письма прилагается - Приложение N 3).
Помимо прочего, вышеуказанные обстоятельства ранее уже были установлены в решении УФАС по ХМАО-Югре, при рассмотрении жалобы ООО "НПФ "Амалтея", при схожих обстоятельствах (копия решения прилагается - Приложение N 4.
Следуя вышеприведенному, Заказчик своими действиями нарушил:
1. Положения пункта 1 части 1 статьи 64 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушив правила описания объекта закупки.
2. Положения части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе изменив предоставленными разъяснениями суть положений конкурсной документации.
3. Положения части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе в которой установлено, что нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону введя в обращение контрафактный товар в нарушение положений статьи 38 Закона N 323-ФЭ "Об охране здоровья граждан в РФ".
Представители Заказчика пояснили Комиссии Управления, что закупка комплекса психоэмоциоанльного состояния "БОС" согласована с Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, средства выделены по государственной программе "Доступная среда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2016-2020 годы" (приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 марта 2016 года N 311 "Об оснащении образовательных учреждений современным, специальным, в том числе реабилитационном, учебным, компьютерным оборудованием для создания универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов с обществом"). На основании постановления Правительства ХМАО-Югры N 530-п от 06.12.2013 года "Об уполномоченном органе, уполномоченном учреждении на определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" план-график (где указана закупка комплекса психоэмоционального состояния "БОС") прошел электронное согласование посредством сайта http://ozhmao.ru/ в Департаменте образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Департаменте государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Ни одной из вышеперечисленных вышестоящих организацией план-график не был отправлен на доработку в связи с необходимостью согласования документации с Департаментом здравоохранения, хотя закупка медицинского оборудования через электронный аукцион согласно п. 4 таблицы 1 "Порядок взаимодействия...", утвержденного Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 530-п от 06.12.2013 года подлежит обязательному согласованию с Департаментом здравоохранения, что также является подтверждением немедицинского использования оборудования.
Между тем, как уже отмечалось выше, из аукционной документации однозначно следует, что Заказчик, являясь образовательным учреждением, не закупает медицинских изделий. Объектом закупки является немедицинский аппаратно-программный комплекс, который предполагается использовать в учебном процессе в целях тренировки психоэмоционального состояния учащихся, а не их лечения, профилактики заболеваний или в каких-либо иных медицинских целях.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления пришла к выводу, что нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика отсутствуют.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "НПФ "Амалтея" от 17.06.2016 N1048-ж на действия Заказчика - КОУ "Урайская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка оборудования для учебного процесса - кабинет "Комплекс психоэмоционального состояния "БОС". (извещение N0387200014316000012) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 24 июня 2016 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2016