Резолютивная часть объявлена 01.07.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 06.07.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Иванов В.П. - Заместитель руководителя;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Базанов М.Е. - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "ТСК" от 24.06.2016 N1091-ж на действия единой комиссии Заказчика - БУ "Комплексный центр социального обслуживания населения "Надежда" аукционной комиссии при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по замене оконных блоков в здании (извещение N0387200023316000018) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия единой комиссии при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями единой комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в аукционе (нарушения части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе).
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по замене оконных блоков в здании (извещение N0387200023316000018) размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок 06.06.2016.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 20.06.2016 N0387200023316000018-1 заявка Заявителя N1 признана несоответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе в электронной форме, а именно: участником не предоставлены конкретные показатели.
В доводах жалобы Заявитель указал следующее.
В пункте 23. аукционной документации указано : Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения:
согласие участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных настоящей документацией.
Иные доводы Заявителем в жалобе не указаны.
Заказчик письменно указал следующее.
При осуществлении уставной деятельности у Заказчика возникла потребность в проведении выполнение работ по замене оконных блоков, при которой будет:
- выполнение мероприятий п.7.1.5 подпрограммы VII "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" государственной программы автономного округа "Социальная поддержка жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016 - 2020 годы.
В целях удовлетворения указанной потребности заказчик разместил извещение о проведении электронного аукциона N0387200023316000018, на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов, содержащее весь объем сведений, предусмотренных статьей 63 Закона о контрактной системе, с указанием требований предъявляемых к товару при выполнении данных работ (приложение N1 к техническому заданию, раздела II Аукционной документации).
2. Заявителем в качестве нарушения закона указано, что пункте 23 Аукционной документации указано, что заявка на участие в электроном аукционе состоит из двух частей. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги, на условиях предусмотренных документацией.
Согласно п.2 ч.1 ст.66 Закона о контрактной системе при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать: согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.
Согласно п.3 ч.1 ст.66 Закона о контрактной системе размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе. В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать:
а) согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара;
б) согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Аналогичное требование содержится в пункте 23 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе " раздела 1 "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" документации об аукционе. Для предоставления сведений по первым частям заявки, согласно положений документации об аукционе рекомендуется использовать форму приложения N1 к техническому заданию раздела II Аукционной документации "Технические характеристики материалов" согласно пункту 24 "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" раздела 1 "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" документации об аукционе.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении закупаемых товаров, работ, услуг. Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме N0387200023316000018-1 от 20.06.2016г. первая часть заявки участника закупки ООО "ТСК" была отклонена по причине: "участником не указаны конкретные показатели товара, предусмотренных пп. б п. 3 ч. 3 ст. 66, п. 1 ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, п. 23 раздела 1 документации об электронном аукционе Заказчика.
В соответствии с требованиями п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник закупки не допускается к участию в аукционе в случае непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации.
Требования к используемым в процессе выполнения работ материалам и конкретные показатели материалов и максимальные и минимальные значения для определения соответствия предлагаемых участниками закупки материалов потребностям заказчика установлены в технической части документации об аукционе, а именно в приложении приложения N1 к техническому заданию раздела II Аукционной документации "Технические характеристики материалов".
В первой части заявки участника закупки ООО "ТСК" указано, что работы будут выполнены в соответствии со всеми требованиями, указанными в технической части без указания конкретных показателей товара используемого при выполнении работ, в то время как остальные участники закупки требования документации в этой части выполнили. Таким образом, отсутствие необходимых сведений о конкретных показателях части характеристик поставляемого товара не позволило заказчику определить соответствие предлагаемого товара установленным требованиям.
Таким образом, нарушений Закона о контрактной системе в действиях единой комиссии БУ "Комплексный центр социального обслуживания населения "Надежда" в части отклонения первой части заявки ООО "ТСК" к участию в аукционе в электронной форме по причине несоответствия первой части заявки на участие в аукционе требованиям документации об аукционе не усматривает. Данная позиция единой комиссии Заказчика поддержано сложившейся судебной практикой(например Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.01.2015 N 02АП-10303/2014 по делу N А28-9703/2014, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11.11.2013 по делу N А43-30433/2012 ,Решение ФАС Воронежской области от 25.04.2014 года по делу N126-з).
Также в п.3 Письма Минэкономразвития России от 19.08.2014 N Д28и-1616 даны разъяснения о порядке применения пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту в части заполнения участником электронного аукциона первой части заявки на участие в электронном аукционе (далее - аукционная заявка). Согласно пункту 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть аукционной заявки должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также предусмотренную пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе информацию о товаре. Таким образом, при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, заказчик обязан в документации об аукционе установить показатели, позволяющие определить соответствие используемых в рамках выполнения работ товаров установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе). Установленное документацией об аукционе на выполнение работы, для выполнения которой используется товар, требование к участнику закупки предоставлять только согласие участника такого аукциона на выполнение работы без информации об используемых товарах не соответствует пункту 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе. При этом необходимо также отметить следующее, установленное пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе требование указывать при проведении электронного аукциона информацию о товаре, который используется для выполнения работ, не означает, что заказчик обязан устанавливать значения показателей в отношении всех используемых при выполнении работ строительных материалов и оборудования. Такие показатели могут быть установлены только в отношении того оборудования, которое заказчик сочтет необходимым при проведении данной закупки с учетом требований проектной документации.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления установила следующее.
Предметом закупки является выполнение работ по замене оконных блоков в здании.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Требования к содержанию первой части заявки при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, установлены положениями пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системы определено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
1) при заключении контракта на поставку товара:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
2) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Пунктом 23 раздела 1 аукционной документации установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения:
согласие участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных настоящей документацией.
При заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар после слов "должна содержать следующие сведения:" указывается:
а) согласие, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в разделе II "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" настоящей документации содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара,
либо согласие, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным в разделе II "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" настоящей документации, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Таким образом, в пункте 23 раздела 1 аукционной документации предусмотрены одновременно несколько вариантов содержания первой части заявки, установленные пунктом 2 части 3 статьи 66, подпунктами "а", "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Согласие, предусмотренное пунктом 23 раздела 1 аукционной документации, Заявителем было предоставлено.
Вместе с тем, как следует из части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из подпунктов информацию.
Таким образом, указание в аукционной документации одновременно двух различных требований к содержанию первой части заявки противоречит требованиям пункта 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе и вводит в заблуждение участников закупки, поскольку непонятно какие сведения участникам необходимо предоставить в первой части заявки, что также повлекло за собой необоснованное отклонение заявки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что заявка Заявителя соответствала требованиям аукционной документации.
В силу части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Исходя из требований части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Таким образом, в действиях единой комиссии установлено нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "ТСК" от 24.06.2016 N1091-ж на действия единой комиссии Заказчика - БУ "Комплексный центр социального обслуживания населения "Надежда" при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по замене оконных блоков в здании (извещение N0387200023316000018) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - БУ "Комплексный центр социального обслуживания населения "Надежда" нарушения пункта 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях единой комиссии Заказчика - БУ "Комплексный центр социального обслуживания населения "Надежда" нарушения части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику - БУ "Комплексный центр социального обслуживания населения "Надежда", единой комиссии обязательное для исполнения предписание.
5. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
6. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Иванов В.П.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Базанов М.Е.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 1 июля 2016 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2016