Резолютивная часть объявлена 07.07.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 12.07.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Миронов А.Г. - И.о. заместителя руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления;
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Бурлак В.Н. по доверенности от 06.07.2016;
от Уполномоченного органа - БерндтА.А. по доверенности N52 от 21.06.2016.
рассмотрев жалобу ООО "Медтехника" от 30.06.2016 N1115-ж на действия Заказчика - БУ "Нижневартовский онкологический диспансер", Уполномоченного органа - КУ "Центр лекарственного мониторинга" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка медицинских реагентов и расходных материалов для диагностических лабораторий (извещение N0387200009116002514) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя его права и интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Описание закупки составлено с нарушением норм Закона о контрактной системе и влечет ограничение количества участников.
2. В техническом задании указаны позиции NN44-49, 51, 54. Данные позиции используются при иммуногистохимических исследованиях, в то время как остальные препараты относятся к медицинским исследованиям, применяемым в цитологических исследованиях. Таким образом, в один лот объединены товары, технологически и функционально не связанные между собой.
3. техническом задании в позициях NN9-19, 21 указаны препараты, которые используются при иммуногистохимических исследованиях, в то время как остальные препараты относятся к медицинским исследованиям, применяемым в цитологических исследованиях исследования, что говорит о том, что в один лот объединены технологически и функционально не связанные между собой товары.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу положений части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка медицинских реагентов и расходных материалов для диагностических лабораторий (извещение N0387200009116002514) размещены на официальном сайте единой информационной системы 31.05.2016.
В доводах жалобы Заявитель указал следующее.
В Техническом задании представленном в аукционной документации в составе закупки присутствуют следующие позиции:
a. п. 7 "Альциановый синий";
b. п. 8 "Антитела моноклональные";
c. п. 36 "Набор для окраски";
d. п. 52 "Стекло покровное".
Согласно данным предоставленным в открытом доступе на официальном сайте (http://www.roszdravnadzor.ru/) Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) на данный товар регстрационное удостоверение имеется только у компании ООО "ЭргоПродакшн".
С другой стороны, остальные позиции закупки представлены более широким кругом производителей, таких как:
http://labpoint.ru/
http://www.bioline.ru/
http://www.optecgroup.com/
Включение в состав одного лота товаров производимых широким кругом компаний и в то же время выставление требования о наличии Регистрационного удостоверения, имеющегося у единственного производителя, является обстоятельством, существенно ограничивающим конкуренцию и создающим преимущества для определенных участников торгов.
К тому же данная позиция составляет незначительную часть максимальной цены контракта, однако создает преференции для определенных участников торгов.
Таким образом, Заявитель делает выводы об ограничении количества участников закупки.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа пояснили Комиссии Управления, что согласно данным официального сайта Росздравнадзора регистрационные удостоверения для позиций 7, 8, 36, 52 технического задания имеются не только у ООО "ЭргоПродакшн", но и у других фирм, таких как "ЗАО "ЭКОлаб", ООО "МедТехникаПоинт", "ДИАПАФ С.П.А.", что подтверждается регистрационными удостоверениями:
п. 7 "Альциановый синий" ООО "Рош Диагностика Рус";
п. 8 "Антитела моноклональные" ЗАО "АМТЕО М";
п. 36 "Набор для окраски" "Оксоид Лимитед", Великобритания;
п. 52 "Стекло покровное" ДИАПАФ С.п.А.", Италия.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления пришла к выводу, что нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика и Уполномоченного органа отсутствуют.
2. По второму доводу Заявитель указал, что в техническом задании, в том числе, указаны позиции NN44-49, 51, 54.
Данные позиции используются при гистологических исследованиях, в то время как остальные препараты относятся к медицинским исследованиям, применяемым в цитологических исследованиях. и технологически и функционально не связанны с остальными товарами. Наш довод также подтверждается и наименованием закупки. Таким образом, объединение данных товаров в один лот является недопустимой, так как приводит к противоправному ограничению конкуренции.
Представитель Заказчика пояснил, что предметом аукциона в электронной форме является поставка медицинских реагентов и расходных материалов для диагностических лабораторий заказчика. Единой целью приобретения всех расходных материалов и медицинских реагентов, являющихся предметом указанного аукциона, является обеспечение бесперебойного функционирования структурного подразделения учреждения, а именно, отделения лабораторной диагностики, для проведения обследований пациентов в соответствии с установленными стандартами и порядками оказания медицинской помощи. Все оборудование, для обеспечения работы которого приобретаются расходные материалы и медицинские реагенты, в учреждении функционирует как единая система. Чтобы обеспечить совместимость всех расходных материалов, характеристики которых могут значительно влиять на результаты исследований, сформировано техническое задание на комплексное оснащение лаборатории вышеназванного аукциона в электронной форме, в котором учтены все особенности имеющегося оборудования, особенности технологических процессов в лаборатории и организации лечебного процесса в учреждении, а также настройки аппаратов и лабораторной информационной системы.
Исходя из предмета контракта "поставка медицинских реагентов и расходных материалов для диагностических лабораторий" товары использующиеся в цитологическом исследовании и товары используемые в гистологических исследованиях, включенные заказчиком в один лот, имеют общее целевое назначение - проведение лабораторных исследований, что не является основанием для признания неправомерным включение в один лот товаров для различных видов исследований, и не ведет к ограничению конкуренции участников закупок.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления пришла к выводу, что нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика и Уполномоченного органа отсутствуют.
3. Как следует из третьего довода, в техническом задании, в том числе, указаны позиции NN9-19, 21.
Данные позиции используются при иммуногистохимических исследованиях, в то время как остальные препараты относятся к медицинским исследованиям, применяемым в цитологических исследованиях. и технологически и функционально не связанны с остальными товарами. Наш довод также подтверждается и наименованием закупки. Таким образом, объединение данных товаров в один лот является недопустимой, так как приводит к противоправному ограничению конкуренции.
В соответствии со ст.17 Федерального Закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Нарушение указанных правил при проведении торгов является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
В данном случае объединены в один лот три разных вида исследований: гистологическое, иммуногистохимеческое и цитологическое, поскольку цитологической исследование имеет отличную от гистологического и иммуногистохимеческого исследования методику и проводится с использованием биологических субстанций, тогда как гистологическое исследование является стандартным и для его проведения не требуется использование биологических субстанций. По сути это три разных вида исследований, не связанных между собой технологически.
При этом, все данные позиции могут применяться в одной лаборатории, не является основанием для утверждения, что данные товары технологически и функционально связаны.
Соответственно исключение позиций NN9-19 и NN21, которые технологически и функционально не связанны с остальными товарами, является обоснованным и способствует исполнению принципов и целей Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции.
Представитель Уполномоченного органа пояснил Комиссии Управления следующее.
Имунногистохимическое исследование является частью морфологический диагностики. Проведение Имунногистохимического исследование не представляется возможным без качественной предварительной подготовки материала, что обеспечивается входящими в состав лота объектами закупки пп. 1-19, 21-28, 30-32, 39-46, 49-55. Таким образом объекты закупки в составе лота представляют собой комплекс технологически и функционально связанных между собой реагентов, обеспечивающих непрерывный процесс подготовки гистологических микропрепаратов с целью проведения последующей микроскопии и диагностики.
Указанные расходные материалы в совокупности с прочими товарами лота представляют собой комплекс технологически и функционально связанных между собой реагентов, обеспечивающих непрерывный процесс подготовки гистологических микропрепаратов с целью проведения последующей микроскопии и диагностики.
Таким образом, в один лот включены две методики: гистологическое и иммуногистохимическое, поскольку данные методики являются последовательными и параллельными звеньями единого диагностического процесса.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления пришла к выводу, что нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика и Уполномоченного органа отсутствуют.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Медтехника" от 30.06.2016 N1115-ж на действия Заказчика - БУ "Нижневартовский онкологический диспансер", Уполномоченного органа - КУ "Центр лекарственного мониторинга" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка медицинских реагентов и расходных материалов для диагностических лабораторий (извещение N0387200009116002514) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 7 июля 2016 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2016