Резолютивная часть объявлена 08.07.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 13.07.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Миронов А.Г. - И.о. заместителя руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Хлызов И.С. по доверенности N8от 08.07.2016.
рассмотрев жалобу ПАО СК "Росгосстрах" от 01.07.2016 N1127-ж на действия единой комиссии Заказчика - БУ "Ханты-Мансийская городская клиническая станция скорой медицинской помощи" при проведении запроса котировок, предметом которого является оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (извещение N0387200028216000029) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия единой комиссии при проведении запроса котировок.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями единой комиссии, выразившихся в необоснованном допуске заявок САО "ВСК", АО "ГСК "Югория".
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 72 Закона о контрактной системе под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Извещение и котировочная документация о проведении запроса котировок, предметом которого является оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (извещение N0387200028216000029) размещены на официальном сайте единой информационной системы 22.06.2016.
Начальная (максимальная) цена контракта - 67 488,52 руб.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 28.06.2016 единая комиссия провела рассмотрение и оценку заявок и приняла решение о соответствии заявок: Страховое акционерное общество "ВСК" с ценой 49741.25, Публичное акционерное общество "Страховая компания "Росгосстрах" с ценой 61921.83, Акционерное общество "Государственная страховая компания "Югория" с ценой 57846.20, Открытое акционерное общество "АльфаСтрахование" с ценой 61921.83.
Победителем запроса котировок признан участник с номером заявки N1: Страховое акционерное общество "ВСК"
Участник запроса котировок, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем запроса котировок условий, с номером заявки N3: Акционерное общество "Государственная страховая компания "Югория".
В доводах жалобы Заявитель указал, что Страховое акционерное общество "ВСК" при участие в запросе котировок N0387200028216000029 нарушило требования нормы Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", Указание центрального Банка РФ от 19 сентября 2014г. N3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в редакции Указания ЦБ РФ N3604- Уот 20.03.15г.), часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЭ "О защите конкуренции", так как совершило незаконные действия, направленные на получение преимуществ при осуществлении обязательного страхования транспортных средств.
Пунктом 9 ст.4 Федерального закона "О защите конкуренции" установлено, что недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Указанные действия САО "ВСК", АО "ГСК "Югория" привели к введению в заблуждение в отношении цены контракта, направлены на получение преимуществ перед другими участниками запроса котировок при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат требованиям законодательства РФ и подпадают под понятие "недобросовестная конкуренция", содержат признаки нарушения ч.1 ст. 14 Ф3-135 "О защите конкуренции", выразившегося в недобросовестной конкуренции
Таким образом, при подведении итогов запроса котировок, единая комиссия должна была отклонить заявку САО "ВСК", АО "ГСК "Югория".
Представитель Заказчика пояснил Комиссии Управления, что заявки участников соответствовали требованиям котировочной документации, оснований для отклонения заявок у единой комиссии не было.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления установила следующее.
Предметом закупки является оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Определение поставщика проводится в виде запроса котировок.
Предложенные участниками цены не превышают начальную (максимальную) цену контракта.
Заявки участников соответствуют требованиям котировочной документации.
В соответствии с частью 7 статьи 78 Закона о контрактной системе котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
Таким образом, нарушения положений части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе в действиях единой комиссии не установлены.
Вместе с тем, в действиях участников усматриваются признаки нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Согласно части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация:
1) информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает в том числе единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Предметом закупки является оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Страховщиком в силу статьи 1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" может выступать страховая организация, которая вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон РФ N 4015-1) лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера является специальным разрешением на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела.
Лицензия выдается на осуществление вида страхования, осуществление которого предусмотрено федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования (часть 2 статьи 32 Закона РФ N 4015-1).
Таким образом, в силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе к участникам закупки в рассматриваемом случае Заказчик обязан предъявить требование о наличии лицензии на осуществление страхования по следующему виду услуг: "Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Между тем, требование о наличии у участников лицензии на осуществление страхования по виду услуг: "Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств" котировочной документацией не установлено.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 73, пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
По мнению Комиссии Управления, нарушения Закона о контрактной системе в сфере закупок, допущенные Заказчиком не влияют на результаты запроса котировок, в связи с чем необходимость выдачи предписания отсутствует, что соответствует требованиям Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ПАО СК "Росгосстрах" от 01.07.2016 N1127-ж на действия единой комиссии Заказчика - БУ "Ханты-Мансийская городская клиническая станция скорой медицинской помощи" при проведении , предметом которого является оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (извещение N0387200028216000029) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - БУ "Ханты-Мансийская городская клиническая станция скорой медицинской помощи" нарушения пункта 1 части 1 статьи 73, пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела в отдел защиты конкуренции Ханты-Мансийского УФАС России для рассмотрения жалобы по признакам нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
5. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
6. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 8 июля 2016 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.07.2016