Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
<____>рассмотрев жалобу ООО "СЛАВ-Строй" на действия Заказчика ГУЗ "Областной госпиталь ветеранов войн" при проведении электронного аукциона N 0360200017916000121 "Выполнение работ по текущему ремонту помещений 3-го этажа стационарного отделения ГУЗ "Областной госпиталь для ветеранов войн" по адресу: г. Саратов, ул. Соборная, 22",
УСТАНОВИЛА:
14.09.2016 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "СЛАВ-Строй" (далее - Заявитель, Общество) на действия заказчика - ГУЗ "Областной госпиталь для ветеранов войн" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0360200017916000121 "Выполнение работ по текущему ремонту помещений 3-го этажа стационарного отделения ГУЗ "Областной госпиталь для ветеранов войн" по адресу: г. Саратов, ул. Соборная, 22" (далее - Аукцион).
Из жалобы заявителя следует, что Документация об Аукционе утверждена с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
Представитель Заявителя о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом, не явился.
Представители Заказчика, присутствующие на рассмотрении жалобы, считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую проверку, Комиссия Саратовского УФАС России пришла к следующим выводам.
07.09.2016 на официальном сайте единой информационной системы и на сайте электронной площадке были размещены извещение о проведении Аукциона и Документация об Аукционе. Заказчиком данного Аукциона является ГУЗ "Областной госпиталь для ветеранов войн".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2203652,09 рублей.
В жалобе Заявителя указано, что Заказчик не разместил в качестве "Приложения N1", "Приложения N2", "Приложения N3" никакой информации и сами приложения не разместил в качестве неотъемлемой части к контракту.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации электронного аукциона прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 1 статьи 34 Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В пункте 1.2 и пункте 12.8 Раздела 5 (Проект контракта) Документации, указывается ссылка на Приложение N 1 "Смета на выполнение работ", Приложение N2 "Лист контроля качества" и Приложение N3 "Описание используемого товара".
Из пояснений представителя Заказчика следует, что локальный сметный расчет, лист контроля качества и описание используемого товара входят в состав документации об электронном аукционе, размещены в Единой информационной системе в сфере закупок и является неотъемлемой частью Документации об аукционе.
Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.
Кроме того, в ходе внеплановой проверки установлено следующее.
1. Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 11.5 проекта Контракта допускается изменение по соглашению Сторон срока исполнения Договора, и (или) цены Контракта, и (или) цены единицы Товара и (или) количества Товара, предусмотренного Контрактом, срок исполнения которых завершается в 2016 году, в порядке, установленном Постановлением Правительством Российской Федерации N 191 от 14 марта 2016 года "Об утверждении правил изменения по соглашению сторон срока исполнения Контракта и (или) цены Контракта, и (или) цены единицы Товара, работы, услуги, и (или) количества Товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2016 году." При этом Заказчик в ходе исполнения Контракта обеспечивает согласование с Подрядчиком новые условия Контракта.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации N 191 Правила применяются к контрактам со сроком исполнения свыше 6 месяцев, исполнение которых по независящим от сторон обстоятельствам без изменения их условий невозможно и предметом которых являются: строительство, реконструкция, техническое перевооружение объектов капитального строительства, включая приобретение оборудования, входящего в смету строительства, реконструкции, технического перевооружения, и (или) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства.
Из пункта 3.1 Контракта следует, что работы, предусмотренные настоящим Контрактом, должны быть выполнены в течение 45 (сорока пяти) календарных дней с даты заключения Контракта.
Таким образом, Заказчик в нарушение ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе установил в проекте Контракта условие, допускающее его изменение.
2. Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Пунктом 4.3.2 раздела 4.3 проекта Контракта установлено, что подрядчик обязан: составить сметную документацию с применением индекса изменения сметной стоимости. Индекс изменения сметной стоимости строительства является фиксированным на весь период выполнения Работ.
Как пояснил представитель Заказчика, по результатам аукциона участник закупки составляет смету на выполнение работ.
Вместе с тем, данный вывод не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, в которых обязанность направить проект Контракта возложена на Заказчика.
Таким образом, Заказчик, включив в проект контракта требование к подрядчику о составлении сметы, допустил нарушение ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В пункте 5.3 Проекта Контракта установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе, гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, Заказчик обязан потребовать уплату штрафа. Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены Контракта в случае, если цена Контракта не превышает 3 (трех) миллионов рублей, что составляет __________________ рублей.
б) 5 процентов цены Контракта в случае, если цена Контракта составляет от 3 (трех) миллионов рублей до 50 (пятидесяти) миллионов рублей, что составляет _____________ рублей.
В случае если настоящий Контракт будет заключен с физическим лицом, сумма, подлежащая уплате такому физическому лицу, уменьшается на размер налоговый платежей, связанных с оплатой Контракта. Уплата штрафа не освобождает Подрядчика от надлежащего исполнения обязательств по настоящему Контракту.
В пункте 5.6 Проекта Контракта установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Подрядчик вправе потребовать уплату штрафа. Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены Контракта в случае, если цена Контракта не превышает 3 (трех) миллионов рублей, что составляет _________________ рублей.
б) 2 процента цены Контракта в случае, если цена Контракта составляет от 3 (трех) миллионов рублей до 50 (пятидесяти) миллионов рублей, что составляет __________________ рублей.
Исходя из правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом", установленных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 которых содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
В письме ФАС России NАЦ/42516/14 от 21.10.2014 также указано на соблюдение указанных требований.
Таким образом, Заказчик, установив ненадлежащий размер штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, допустил нарушение ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе.
4. Согласно части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В пункте 10.3 проекта Контракта установлено, что в случае, если обеспечение исполнения настоящего Контракта представлено в виде перечисления денежных средств на указанный Заказчиком счет, оно возвращается Подрядчику не позднее, чем через 20 дней с момента надлежащего исполнения Подрядчиком всех обязательств по настоящему Контракту.
Вместе с тем, в подпункте "в" пункта 3.20.1 Раздела 3 Документации об аукционе установлено, что денежные средства возвращаются поставщику (подрядчику, исполнителю) с которым заключается Контракт при условии надлежащего исполнения им всех своих обязательств по Контракту в течение срока, установленного в Проекте Контракта со дня получения Заказчиком соответствующего письменного требования поставщика (подрядчика, исполнителя); денежные средства возвращаются по реквизитам, указанным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в письменном требовании.
Таким образом, Заказчик, установив противоречивые требования относительно срока возвращения денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта допустил нарушение части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе.
5. Согласно части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар.
В пункте 7.2 проекта Контракта установлено, что подрядчик предоставляет гарантию на выполненные работы в течение 24 месяцев с момента сдачи объекта в эксплуатацию (с даты подписания акта приемки выполненных Работ), а на материалы, в том числе детали и конструкции, оборудование, приобретенное у третьих лиц, - в соответствии с паспортом изготовителя. При обнаружении в течение гарантийного срока недостатков (дефектов) Заказчик должен уведомить о них Подрядчика в течение 3 (трех) рабочих дней после их обнаружения. Подрядчик обязуется устранить их своими силами и за свой счет в течение 5 (пяти) календарных дней с момента получения от Заказчика соответствующего уведомления о выявленных недостатках (дефектах).
Вместе с тем, в пункте 5 раздела 4 "Информационная карта аукциона" указано: Срок предоставления гарантий качества работ составляет не менее 24 месяцев с даты сдачи объекта в эксплуатацию.
Таким образом, Заказчик, установив в Документации об аукционе противоречивые требования к гарантийному сроку, допустил нарушение части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе.
6. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с п.п. б п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Из содержания указанных статей следует, что участник закупки должен указать конкретные показатели используемого при выполнении работ товара, к которым слова "не нормируется" не относятся.
Таким образом, Заказчик, предусмотрев в Инструкции по заполнению первой части заявки требование об указании слов "не нормируется", допустил нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
7. Заказчик в пунктах 9,10 "Краска" и пункте 17 "Затирка" не установил требования к товару по цвету, при этом указал о необходимости согласования данных характеристик с Заказчиком
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер.
На рассмотрении жалобы представители Заказчика пояснили, что для выполнения работ подходит не любой цвет, при этом какой цвет необходим Заказчику в документации об аукционе в нарушение п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе не указано.
Учитывая вышеизложенное и на основании ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "СЛАВ-Строй" на действия Заказчика ГУЗ "Областной госпиталь ветеранов войн" при проведении электронного аукциона N 0360200017916000121 " Выполнение работ по текущему ремонту помещений 3-го этажа стационарного отделения ГУЗ "Областной госпиталь для ветеранов войн" по адресу: г. Саратов, ул. Соборная, 22" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 2 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 33, части 27 статьи 34, части 4 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64, части 4 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать в связи с ранее выданным по жалобе ООО "Аквалайф".
4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии: |
_____________________ (подпись) |
<____> |
Члены Комиссии: |
_____________________ (подпись) |
<____> |
|
_____________________ (подпись) |
<____> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 21 сентября 2016 г. N 543-16/гз
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.09.2016