Резолютивная часть решения оглашена "15" сентября 2016года. В полном объеме решение изготовлено "20" сентября 2016года.
в присутствии: /___./, рассмотрев жалобу N266-03з/2016 ООО "Истмедпром" по существу, установила: |
09.09.2016г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ООО "Истмедпром" на положения аукционной документации заказчика - ФГБУ "НМИРЦ" Минздрава России при проведении открытого аукциона в электронной форме (номер извещения на официальном сайте N0373100068216001047), предметом которого является закупка оборудования для оснащения лабораторий радиационной патоморфологии для нужд МРНЦ им. А.Ф. Цыба.
ООО "Истмедпром" полагает, что заказчик нарушил требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) в части установления в аукционной документации требований, приводящих к ограничению конкуренции.
Заказчиком - ФГБУ "НМИРЦ" Минздрава России представлены пояснения по существу доводов жалобы ООО "Истмедпром", в которых указанно, что доводы названной жалобы являются необоснованными, а аукционная документация основана на положениях Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. 24.08.2016г. на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru; далее также официальный сайт) опубликовано извещение N0373100068216001047 о проведении открытого аукциона в электронной форме, предметом которого является закупка оборудования для оснащения лабораторий радиационной патоморфологии для нужд МРНЦ им. А.Ф. Цыба (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении аукциона, составляла 8 742 774,04 рублей.
Заказчиком по указанному аукциону выступало - ФГБУ "НМИРЦ" Минздрава России.
Срок окончания приема заявок на участие в аукционе согласно извещению о проведении открытого аукциона - 09.09.2016 09:00.
2. В соответствии с пунктами 1,2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки также должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
3. Согласно доводам жалобы ООО "Истмедпром" поставить весь товар, определенный в Техническом задании способен только один производитель - компания Leica Biosystems, Германия, заявитель указывает на необходимость выделения в отдельные лоты позиций NN 1,2,3,4 Технического задания.
Вместе с тем в ходе рассмотрения жалобы Комиссия Калужского УФАС установила следующее.
В разделе 2 документации "Техническое задание" Заказчиком установлены требования к поставляемому товару, а именно:
1. Микроскоп биологический для морфологических исследований по методу светлого поля и поляризации в комплекте с цифровой камерой, рабочей станцией и программным обеспечением.
2. Микроскоп биологический для морфологических исследований по методу светлого поля в проходящем свете.
3. Аппарат для клинико-диагностических лабораторных исследований (автоматизированный гистологический процессор карусельного типа для гистологической проводки ткани).
4. Аппарат для клинико-диагностических лабораторных исследований (гистологический заливочный центр).
5. Рабочий стол с нижней вытяжной системой и верхней системой освещения
6. Шкаф для архивирования стекол и блоков.
В противоречие доводам, изложенным в жалобе, Обществом представлена сравнительная таблица, согласно которой по пунктам 1-4 Технического задания присутствует соответствие как минимум двух производителей указанного по каждому пункту оборудования, а именно: Leica (наличие оборудования по каждому пункту), а также Nikon, Olympus, Thermo Fisher.
Документация рассматриваемого аукциона не содержит требования о поставке всего оборудования одного производителя, следовательно, участники могут предложить к поставке товары любого из производителей. В том числе по каждому из указанных в жалобе пунктов ТЗ производитель Leica может быть заменен другим производителем, имеющим аналогичное оборудование, что само по себе является опровержением доводов жалобы относительно возможности поставки оборудования единственным производителем.
Кроме того, на рассмотрение жалобы Заказчиком были представлены копии двух заявок, поданных на участие в аукционе, в которых содержатся предложения к поставке товара различного производителя по каждому пункту ТЗ, в том числе отсутствуют предложения к поставке товара исключительно производителя Leica. Обе заявки были допущены до участия в аукционе.
Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не предусмотрено ограничений по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, являющимся значимым для заказчика. Следовательно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие технические и функциональные характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных и/или муниципальных функций.
На сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
Согласно пояснениям представителя заказчика товары, включенные в состав единого лота, являются технологически сложными и используются в условиях повышенных требований к их характеристикам в рамках одного взаимосвязанного технологического процесса - осуществления гистологических исследований в рамках единой лаборатории.
Потребность приборов к закупке составлена с учетом имеющейся в учреждении материально-технической базы. Объект закупки, в том числе сами характеристики подлежащего поставке товара, определялись исходя из потребностей лаборатории конечного пользователя, в том числе с учетом совместимости закупаемого оборудования с оборудованием, имеющегося (установленного) в лаборатории, а также с учетом целей и задач, стоящих перед лабораторией.
Исходя из буквального толкования положений статьи 33 Закона N 44-ФЗ, при формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребностям.
Требования документации не ограничивают число участников закупки, поскольку предметом аукциона является поставка, а не производство (изготовление) товара. Поставщиком может выступить любое физическое либо юридическое лицо, готовое поставить продукцию, отвечающую требованиям документации и удовлетворяющее потребности заказчика. При определении требований к закупаемой продукции Заказчик учитывает соответствие своих потребностей закупаемому товару.
Целью Федерального закона о контрактной системе 44-ФЗ является выявление на конкурентной основе лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом ему товаре или необходимой ему работе, услуге.
Таким образом, необходимость закупки товаров по позициям 1-4 обоснована объективной необходимостью заказчика. Кроме того, положения Федерального закона N 44-ФЗ не регламентируют порядок формирование лотов, не устанавливают каких-либо ограничений по включению товаров в состав одного лота.
Товары по всем позициям свободно обращаются на рынке и предлагаются к поставке различными участниками рынка, что было подтверждено при определении начальной (максимальной) цены контракта полученными коммерческими предложениями от 3-х поставщиков товаров.
При определении наличия либо отсутствия со стороны заказчика ограничивающих действий принципиальным является вопрос создания условий, препятствующих участникам рынка в распоряжении своими правами. Подателем жалобы не представлено доказательств наличия ограничений, налагаемых законом или производителем, на приобретение с целью распространения изделий медицинского назначения неограниченным кругом лиц.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком - ФГБУ "НМИРЦ" Минздрава России сформировано техническое задание в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013г. N44-ФЗ, кроме того, заявителем жалобы не был доказан тот факт, что требования, включенные в аукционную документацию, создали одним участникам закупки преимущества перед другими, являлись непреодолимыми для участников закупки, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Истмедпром" необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии: |
___________________ |
/___./ |
Члены комиссии: |
___________________ |
/___./ |
|
___________________ |
/___./ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 15 сентября 2016 г. N 266-03з/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2016