Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: А.Д. Кравцов, В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N1751/03 о нарушении норм Федерального Закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) при проведении открытого конкурса N 0158300036216000011 "Разработка проектной документации на капитальный ремонт автомобильной дороги г. Зверево, подъезд от магистрали "Дон" к г. Зверево, от информационного знака населенного пункта до поворота на кладбище по ул. Советская" (далее - конкурс), в присутствии представителей Заявителя (Нагоева А.З., Алиевой Т.В.), представителя Заказчика (Синицына М.Н.), в отсутствии представителя Привлеченного лица,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на нарушение Заказчиком ч.9 ст.32, ч.1 ст.50 Закона и Правил оценки заявок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 года N1085 при установлении показателя нестоимостного критерия оценки заявок "квалификация участников закупки".
Заказчик в возражении на жалобу отрицал нарушения Закона при проведении конкурса, просил признать жалобу необоснованной.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона, п.3.31 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N727/14 (далее - Регламент) по данной жалобе проведена внеплановая проверка порядка осуществления закупки, в результате которой установлено следующее:
согласно извещению о проведении открытого конкурса от 22.08.2016 г. N0158300036216000011:
- установлены дата и время окончания подачи заявок - 06.09.2016 12:00;
- начальная (максимальная) цена контракта составила 2466732,00 рублей.
Доводом жалобы Заявителя является нарушение Заказчиком ч.9 ст.32, ч.1 ст.50 Закона и Правил оценки заявок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 года N1085 при установлении показателя нестоимостного критерия оценки заявок "квалификация участников закупки".
В соответствии с п.9 ч.1 ст.50 Закона конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как указано в ч. 8 ст. 32 Закона порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п. п. 1 и 2 ч. 1 данной статьи.
Частью 9 ст. 32 Закона установлено, что не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных ч. 6 данной статьи и в соответствии с ч. 8 данной статьи, за исключением случая, предусмотренного ч. 2 данной статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
При этом, согласно пункту 3 Правил оценки заявок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 года N1085, "оценка" - это процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с п. 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п. 27 Правил показателем нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе, наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" может быть, в том числе, опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Внеплановой проверкой установлено, что с целью оценки заявок на участие в открытом конкурсе устанавливается значимость критерия "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" - 40%, (коэффициент значимости - 0,4).
Заказчиком в качестве показателя нестоимостного критерия оценки заявок "квалификация участников закупки" установлен "опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема", значимость которого составляет 100%.
Согласно Приложению 6 к конкурсной документации "опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" осуществляется по общей сумме заключенных и успешно выполненных (без рекламаций) участником контрактов (договоров) в стоимостном выражении (в рублях) сопоставимого характера и объема (под контрактами (договорами) сопоставимого характера и объема для целей оценки в настоящей документации понимаются заключенные между участником закупки как генеральным проектировщиком и заказчиком контракты (договора) по аналогичным видам работ (услуг), а именно: по разработке проектной или проектно-сметной документации по строительству или реконструкции, или капитальному ремонту объектов капитального строительства, с ценой каждого контракта (договора) не менее начальной (максимальной) цены контракта по настоящему открытому конкурсу, при этом контракты (договора) должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком (участником настоящего конкурса) как проектировщиком не ранее чем за двенадцать календарных месяцев до даты окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе). Максимальное значение данного показателя без учета величины значимости показателя составляет 100 баллов, с учетом величины значимости показателя - 40 баллов, расчет осуществляется по формуле:
К1Бi = Кi / Кmax * 100 * 0,4
где:
К1Бi- количество баллов, присуждаемых i-ой заявке по показателю "опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" с учетом значимости показателя;
Кmax - максимальное предложение из предложений по показателю, сделанных участниками закупки;
Кi- предложение i-го участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается.
В качестве документов, подтверждающих квалификацию участника закупки по данному показателю, участник представляет одновременно в составе заявки на участие в конкурсе: копии контрактов (договоров) и копии актов сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) в отношении представленных копий контрактов (договоров) (согласно установленному показателю).
Рейтинг i-ой заявки по критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" определяется по формуле:
Rbi = К1Бi
где:
Rbi- рейтинг i-ой заявки по критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Таким образом, в конкурсной документации Заказчик связывает опыт участника торгов только с выполнением работ по разработке проектной документации по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, за 12 месяцев до даты окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе. Между тем, опыт выполнения работ (в том числе, сопоставимых) никак не связан именно со сроком в 12 месяцев, предшествующих данному конкурсу.
Само по себе указание на срок, в течение которого выполнены сопоставимые работы не определяет стоимость, а также перечень и состав работ, которые выполнены подрядчиком в рамках контракта.
Установленный Заказчиком порядок оценки заявок по показателю "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта, в связи с отсутствием установленной зависимости между сроком "12 месяцев" и фактическим опытом участника закупки. Кроме того, Комиссия Ростовского УФАС России полагает, что установленный Заказчиком срок 12 месяцев, снижет вероятность объективной оценки по данному показателю, поскольку исключает возможность участника подтвердить свой опыт ранее исполненными контрактами - выполненными ранее установленного Заказчиком двенадцатимесячного срока.
Формула, указанная Заказчиком для оценки заявок по рассматриваемому критерию, позволяет участнику, имеющему всего один успешно исполненный за последние 12 месяцев контракт получить максимальное количество баллов - 100, тогда как участник, подтверждающий свой опыт контрактами, исполненными ранее установленного Заказчиком двенадцатимесячного срока, получит 0 баллов независимо от количества и суммы данных контрактов. Таким образом, отсутствует объективная зависимость между фактическим опытом участника и количеством баллов по данному показателю, определяемому исходя из положений конкурсной документации.
Следовательно, Заказчиком нарушены ч.9 ст.32, ч.1 ст.50 Закона в части установления и использования Заказчиком не предусмотренных Законом критериев или их величин значимости.
Доводом жалобы Заявителя является установление Заказчиком следующих условий сопоставимости работ, являющихся предметом контрактов, представляемых для подтверждения опыта участников:
- цена контракта не менее начальной (максимальной) цены контракта по настоящему конкурсу;
- предмет контракта: разработка проектной или проектно-сметной документации по строительству или реконструкции, или капитальному ремонту объектов капитального строительства.
По мнению Заявителя, автодороги не относятся к объектам капитального строительства. Поэтому Заказчик не вправе требовать для подтверждения опыта представить контракты по разработке проектной документации по строительству или реконструкции, или капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Однако, согласно п.10 ч.1 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) объект капитального строительства - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В силу ч.13 ст.48 ГрК РФ состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состав и требования к содержанию разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.4 ст.48 ГрК РФ виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 года N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
В указанный перечень включены, в том числе, виды работ по подготовке проектной документации линейных объектов.
Следовательно, требование Заказчика о предоставлении для подтверждения опыта контрактов по разработке проектной документации по строительству или реконструкции, или капитальному ремонту объектов капитального строительства не противоречит нормам Закона.
Данный довод жалобы является необоснованным.
Цена контракта, представляемого участником в качестве подтверждения своего опыта, исходя из условий конкурсной документации, должна быть не менее начальной (максимальной) цены по настоящему конкурсу, то есть не менее 2466732,00 рублей.
В соответствии с п.11 Правил оценки заявок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 года N1085 для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Нарушений Закона и Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 года N1085 при установлении Заказчиком указанного выше критерия и величин его значимости, в ходе внеплановой проверки не установлено. Данный довод жалобы Заявителя следует признать необоснованным
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.9 ст.32, ч.1 ст.50 Закона.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание о внесении изменений в конкурсную документацию.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии А.Д. Кравцов
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 9 сентября 2016 г. N 1751/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.09.2016