Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ГБОУ Центр образования N 633 Калининского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "БЕНЕФИТ" (далее - Заявитель):
в отсутствие представителей Администрации Калининского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган), надлежащим образом извещенной о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 20923/16 от 08.09.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству территории с устройством дренажа и наружных сетей канализации для нужд Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения центр образования N 633 Калининского района Санкт-Петербурга (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 30.08.2016 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172200004316000078. Начальная (максимальная) цена контракта - 19 413 312,23 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
В соответствии с п. 1 ч. 1ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п. "Песок тип3" Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования: "Группа песка должна быть песок средний. Песок должен соответствует ГОСТ 8736-14. Полный остаток на сите с сеткой N 063 в песке представлен в диапазоне значений с минимальным значением не менее 30% по массе и максимальным значением не более 45% по массе. Класс песка представлен в варианте значений определяемых конкретным значением 1 или 2.".
Согласно п. 4.2.3 ГОСТ 8736-14 "Песок для строительных работ. Технические условия" полный остаток песка на сите N063 должен соответствовать значениям, указанным в таблице 2:
Группа песка |
Полный остаток на сите N 063 |
Повышенной крупности |
Св. 66 до 75 |
Таким образом, согласно ГОСТ 8736-2014, требование о соответствии которому установлено в Приложении N 2 к Техническому заданию" средней группе песка соответствуют значения полного остатка на сите N 063 - свыше 30 до 45 % по массе.
Следовательно, Заказчиком установлено требование к значению показателя полного остатка песка на сите N 063 не в соответствии с требованиями ГОСТ 8736-2014 (требования документации позволяют указать крайнее значение полного остатка на сите 30 % по массе).
Согласно примечанию к Таблице 2 ГОСТ 8736-2014 по согласованию предприятия-изготовителя с потребителем в песке класса II допускается отклонение полного остатка на сите N 063 от вышеуказанных не более чем на 5 %.
Таким образом, в случае если участник закупки в первой части заявки на участие в аукционе указывает первый класс песка, участник вправе указать значение показателя остатка на сите N 063 в соответствии с требованиями документации (например, 30-45 % по массе), которое не будет соответствовать требованиям ГОСТ 8736-2014.
В действиях Заказчика выявлены нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в части установления в документации о закупке необъективного описания объекта закупки, а также установления нестандартного показателя без обоснования необходимости использования такого показателя.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Согласно п. "Сталь тип 1" Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования: "Вид стали должен быть в неизменном значение сталь оцинкованная. Сталь должна соответствовать ГОСТ 14918-80. Класс толщины стали должен быть в представленном в варианте значений определена конкретным значением 1 или 2. Масса 1 м2 слоя покрытия, нанесенного с двух сторон стали должна соответствовать значениям определяемых диапазоном значений с минимальным значением более 142 и максимальным значением не более 570г. Группа по штамповке стали должна быть в неизменном значение ХШ. Категория качества стали должна быть в неизменном значение высшая. Толщина стали должна быть не менее 0,55мм. Минимальная глубина сферической лунки стали должна быть не менее 6,9мм."
Согласно п. 1.3 ГОСТ 14918-80 "Сталь тонколистовая оцинкованная с непрерывных линий. Технические условия" В зависимости от толщины покрытия оцинкованная сталь делится на три класса в соответствии с указанным в таблице 1:
|
|
|
Класс толщины |
Масса 1 м2 слоя покрытия, нанесенного с двух сторон, г |
Толщина покрытия, мкм |
П (повышенный) |
до 855 включ. |
Св. 40 до 60 включ. |
1 |
" 258 " 570 " |
" 18 " 40 " |
2 |
142,5 " 258 " |
" 18 "
|
Таким образом, Заказчиком в документации о закупке по показателю масса 1 м2 слоя покрытия, нанесенного с двух сторон установлено значение показателя (142 г), которое не соответствует требованиям ГОСТ 14918-80 для стали класса толщины 2.
Следовательно, участник закупки в первой части заявки на участие в аукционе вправе указать значение показателя массы 1 м2 слоя покрытия, соответствующее требованиям документации о закупке, но не соответствующее требованиям ГОСТ 14918-80.
Согласно п. 3.10.1 ГОСТ 14918-80 глубина сферической лунки оцинкованной стали группы ХШ должна соответствовать нормам, приведенным в таблице 1в, мм:
Толщина оцинкованной стали |
Глубина сферической лунки для категорий вытяжки, не менее |
||
ВГ |
Г |
Н |
|
0,5 |
8,5 |
8,0 |
6,9 |
0,6 |
8,9 |
8,5 |
7,2 |
0,7 |
9,2 |
8,9 |
7,5 |
0,8 |
9,5 |
9,3 |
7,8 |
0,9 |
9,9 |
9,6 |
8,2 |
1,0 |
10,1 |
9,9 |
8,6 |
1,1 |
10,3 |
10,1 |
8,7 |
1,2 |
10,5 |
10,3 |
8,8 |
1,3 |
10,7 |
10,5 |
8,9 |
1,4 |
10,8 |
10,6 |
9,0 |
1,5 |
11,0 |
10,8 |
9,1 |
1,6 |
11,3 |
11,0 |
9,5 |
1,7 |
11,4 |
11,1 |
9,6 |
1,8 |
11,5 |
11,2 |
9,7 |
1,9 |
11,6 |
11,3 |
9,8 |
2,0 |
11,7 |
11,4 |
9,9 |
Согласно п. 3.10.2 ГОСТ 14918-80 для оцинкованной стали группы ХШ высшей категории качества величина относительного удлинения должна быть на 1 ед. больше норм табл.1б, а глубина сферической лунки - на 0,2 мм больше норм табл.1в.
Таким образом, минимальным значением глубины сферической лунки, соответствующим требованиям Заказчика является не менее 7,1 мм (6,9 мм + 0,2 мм).
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в части установления в документации о закупке нестандартного показателя без обоснования необходимости использования такого показателя.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Согласно п. "Бортовой камень БР100.20.8" Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования: "Камень должен соответствовать ГОСТ 6665-91 Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия. Справочная масса должна быть не менее 0,04т.".
Согласно п. 1.2.2 ГОСТ 6665-91 "Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия" марки, форма и класс бетона по прочности на сжатие камней должны соответствовать указанным в табл.1, а размеры и показатели материалоемкости камней - в приложении 1.
Согласно Таблице 1 справочная масса бортового камня БР100.20.8 составляет 0,04 т.
Таким образом, Заказчиком в документации о закупке установлено требование к показателю справочной массы бортового камня БР100.20.8, которое позволяет указать участнику закупки в первой части заявки на участие в аукционе указать любое числовое значение равное или превышающее 0,04 т (например, 0,1т).
Вместе с тем, ГОСТ 6665-91 содержит единственное значение справочной массы бортового камня БР100.20.8, равное 0,04т.
В действиях Заказчика выявлены нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в части установления в документации о закупке необъективного описания объекта закупки, а также установления нестандартного показателя без обоснования необходимости использования такого показателя.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Согласно п. "Бортовой камень БР100.30.18 Заказчиком установлены, в том числе следующие требования: "Бортовой камень должен соответствовать ГОСТ 6665-91. Бортовой камень должен соответствовать ГОСТ 6665-91 Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия. Максимальное водопоглощение бетона должно быть определено конкретным значением не менее 4,0 %.".
Согласно п. 1.3.5 ГОСТ 6665-91 "Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия" водопоглощение бетона камней не должно превышать по массе, %:
6 - для камней из мелкозернистого бетона;
5 " " тяжелого "
Таким образом, согласно ГОСТ 6665-91 максимальное значение водопоглощения бетона составляет не более 6 и 5 %. ГОСТ 6665-91 не содержит требований к минимальному значению водопоглощения.
Согласно требованиям Заказчика участник закупки вправе указать значение, несоответствующее требованиям ГОСТ 6665-91 (например, 10 %), при этом такое значение будет соответствовать требованиям Заказчика.
В действиях Заказчика выявлены нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в части установления в документации о закупке необъективного описания объекта закупки, а также установления нестандартного показателя без обоснования необходимости использования такого показателя.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке требований к конкретным показателям товаров, которые не позволяют осуществить поиск и копирование произвольного фрагмента текса.
В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
Порядок размещения информации о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет определен Положением о пользовании официальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 N 147 (далее - Положение).
В соответствии с п.п. 9 и 10 Положения программное обеспечение и технологические средства ведения официальных сайтов должны обеспечивать доступ пользователей для ознакомления с информацией, размещенной на официальном сайте, на основе распространенных веб-обозревателей. При этом не должна предусматриваться установка на компьютеры пользователей специально созданных для просмотра официальных сайтов программных и технологических средств. Программное обеспечение и технологические средства ведения официальных сайтов должны обеспечивать лицам, указанным в пункте 5 Положения (заказчики, специализированные организации), ввод информации, как правило, путем заполнения экранных форм веб-интерфейса официального сайта, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.12.2010 N 646 и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 21н утверждены Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положения). При этом пунктом 3 Положений установлено, что информация размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
Требования к конкретным показателям товаров опубликованы Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в отдельном файле (Приложение N 2 к Техническому заданию) в формате *pdf.
Например, согласно п. "Бортовой камень БР100.30.18" Заказчиком установлены требования к конкретным показателям товаров в виде таблицы, состоящей из двух колонок, а именно:
Комиссией УФАС осуществлено копирование произвольного фрагмента текста (например, 2я строка, фраза "Технические условия. Бортовой камень должен быть предназначен для от отделения проезжей части").
Результатом копирования является копирование полного текста первой колонки, а только затем второй строчки второй колонки, а именно:
Копирование того же фрагмента текста в виде текста: "Технические условия. Бо отделения проезжей части внутриквартальных тротуа радиус закругления не лицевых граней должен быть камня должен быть прямой рядовой. Категория не бетона по прочности на сжатие должен быть опреде масса бортового камня должна быть определена кон должна быть 1000 мм. Высота бортового камня долж 180 мм. Объем бетона в бортовом камне должен быт асс бетона по прочности должен быть определен кон водопоглощение бетона должно быть определено ко количество циклов попеременного замораживания и делено кокретным значением не менее 150. Матери допустимое предельное отклонение по длине ем не более 10 мм. Максимально допустимое определенно конкретным значением не более 5,0мм ширине камней по основанию должно быть представ Максимально допустимое предельное отклонение конкретным значением 4,0 мм. Максимально профиля верхней поверхности камней по всей длине ее 12,0 мм. Марка бетона должна быть определена размер зерен крупного заполнителя бетона должен Модуль крупности мелкого заполнителя бетона долж ым значением более 2,0 Мк и максимальным значен наибольший размер раковины на лицевой поверхнос ем менее 20 мм. Марка крупного заполнителя по ым значением не 1000. Максимально допустимый лен конкретным значением не более 5,0 мм. Значен прочности на сжатие составляет определяется конкре менее 90 % и не более 100%. Значение нормируемой прочности на растяжение при изгибе определяется ний не менее 90 % и не более 100%. Марка бетона по жен соответствовать ГОСТ 6665-91. Камни бетонные и ртовой камень должен быть предназначен для от".
Поиск фразы "Технические условия. Бортовой камень должен быть предназначен для от отделения проезжей части" посредством программного обеспечения также не осуществляется в связи с разделением слов по границе одной колонки. Например, слово "бортовой" из вышеуказанной фразы разделено на "бо" и "ртовой".
Таким образом, Заказчиком в документации о закупке установлены требования к конкретным показателям товаров в формате текста, который не позволяет осуществить копирование и поиск произвольного фрагмента текста.
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 2 ст. 8, ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения является существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 4, 8, 33, 66, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "БЕНЕФИТ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 4 ст. 4, ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Уполномоченного органа и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 сентября 2016 г. N 44-3451/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2016