Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей
СПб ГБУЗ "Городская больница N 15" (далее - Заказчик):;
в отсутствии представителя ЗАО "НПЦ "Агромеханизация" (далее - Заявитель): надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 20918/16 от 08.08.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на комплексную поставку продуктов питания для СПб ГБУЗ "Городская больница N 15" в четвертом квартале 2016 года (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса с ограниченным участием размещено 25.08.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200005416000188. Начальная (максимальная) цена контракта - 10 749 133,65 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования законодательства о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.
В доводах жалобы Заявитель ссылается на применение Заказчиком в качестве критерия оценки параметра, установленного в качестве дополнительного требования к участникам конкурса.
Комиссия УФАС, проанализировав конкурсную документацию установила, что Заказчиком, во исполнение ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, норм Постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" установлены (п. 2 раздела 4 Специальной части Конкурсной документации) дополнительные требования к участникам закупки, а именно:
"наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в настоящем конкурсе.
При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс".
В соответствии с п. 9) ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. N 1085 утверждены "Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - "Правила").
Заказчиком установлены следующие критерии оценки заявок участников (п. 1 Раздела 11 Специальной части Конкурсной документации):
Номер критерия оценки заявок |
Наименование критерия оценки заявок |
Значимость критерия, проценты |
1 |
цена контракта |
70 |
2 |
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки |
15 |
3 |
квалификация участника закупки |
15 |
В соответствии с п. 10 Правил в отношении нестоимостного критерия оценки "Квалификация участника закупки" предусмотрены следующие показатели, раскрывающие содержание критерия оценки и учитывающие особенности оценки по критерию:
1) Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешной поставке сопоставимого характера и объема, по объему поставленных продуктов;
2) Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами, по наличию автотранспортных средств;
3) Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами, по наличию помещений.
Сумма величин значимости показателей оценки по критерию "Квалификация участника закупки" равна 100%.
Заявитель указывает на неправомерность установления показателя "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешной поставке сопоставимого характера и объема, по объему поставленных продуктов".
Согласно п. 30 Правил в случае если в отношении участников закупки предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", такие дополнительные требования не могут применяться в качестве критериев оценки заявок (предложений).
В качестве нестоимостных критериев Заказчик устанавливает критерии: качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участника закупки.
Заказчиком в качестве показателя критерия оценки применен параметр, не являющийся идентичным установленным дополнительным требованиям.
Так, участники на стадии предквалификационного отбора подтверждают наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в настоящем конкурсе.
Для оценки заявок участников по критерию "Квалификация участника закупки" применяется следующий порядок оценки по показателям критерия:
Наименование показателя |
Количество баллов |
Значимость показателя % |
|
Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешной поставке сопоставимого характера и объема, по объему поставленных продуктов питания | |||
600 % от начальной (максимальной) цены контракта и более |
100 баллов |
45 |
|
450 % от начальной (максимальной) цены контракта и более, но менее 600% от начальной (максимальной) цены контракта |
60 баллов |
||
250 % от начальной (максимальной) цены контракта и более, но менее 450% от начальной (максимальной) цены контракта |
30 баллов |
||
100 % от начальной (максимальной) цены контракта и более, но менее 250 % от начальной (максимальной) цены контракта |
15 баллов |
||
Менее 100 % от начальной (максимальной) цены контракта или не предоставление подтверждающих документов |
0 баллов |
||
Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами, по наличию автотранспортных средств | |||
Наличие автотранспортных средств для доставки товара, имеющие холодильное оборудование для сохранности товара |
5 штук и более |
100 баллов |
30 |
4 штуки и более, но менее 5 штук |
60 баллов |
||
2 штуки и более, но менее 4 штук |
30 баллов |
||
Менее 2 штук или не предоставление подтверждающих документов |
0 баллов |
||
Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами, по наличию помещений | |||
Наличие помещений площадью более 300 м2 |
Наличие |
100 баллов |
25 |
отсутствие или не предоставление подтверждающих документов |
0 баллов |
Дополнительные требования устанавливают минимальные требования, позволяющие осуществить допуск к участию в закупке участников, имеющих определенный опыт по исполнению аналогичных контрактов.
Критерии оценки направлены на осуществление оценки участников и выявление лучших условий исполнения контракта.
Как следует из приведенных выше сведений, содержание дополнительного требования и критерия оценки не является идентичным.
Параметр, используемый Заказчиком в качестве дополнительного требования, не применятся в качестве критерия оценки.
В качестве одного из показателей, раскрывающих содержание критерия "Квалификация участника закупки", участник устанавливает оценку квалификации участника по объему поставленной продукции.
Таким образом, данный довод жалобы является необоснованным.
Вторым доводом жалобы Заявитель указывает на нарушение Заказчиком норм Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" требований к товарам, ограничивающих количество участников закупки.
В соответствии с ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе, при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
В соответствии с п. 9) ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. N 1085 утверждены "Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - "Правила").
В соответствии с п. 3 "Правил", в настоящих Правилах применяются следующие термины:
"оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с п. 4 "Правил", в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
цена контракта;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с п. 10 "Правил", в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Комиссия УФАС установила, что Заказчиком, во исполнение указанных норм законодательства, установлен критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Раздел 11.2. Специальной части Конкурсной документации содержит порядок оценки заявок по критерию.
В соответствии с п. 25 Правил в отношении нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" устанавливается подкритерий:
1. Качество используемых товаров.
По показателю "Качество используемых товаров" заказчиком оценивается превышение качественных характеристик товаров. Превышение качественных характеристик определяется исходя из предложения участника в части соотнесения предложения участника, с требованиями документов нормативно-технического регулирования, действующих на территории Российской Федерации.
Для определения лучшего предложения участника по показателю "Качество используемых товаров", Заказчиком устанавливаются оцениваемые характеристики товаров.
В отношении характеристик, указанных в п. 11.2.1. Специальной части более качественной является характеристика с меньшим значением, в пределах значений, установленных документами нормативно-технического регулирования.
В отношении характеристик, указанных в п. 11.2.2. Специальной части более качественной является характеристика с большим значением, в пределах значений, установленных документами нормативно-технического регулирования.
Согласно пояснениям представителей Заказчика требования в отношении указанных товаров установлены Заказчиком в соответствии с документами нормативно-технического регулирования.
Участники не обязаны иметь в наличии товар на момент подачи заявки.
Тем не менее, проведение закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием обязывает Заказчика применять систему оценки, направленную на выявление лучших условий исполнения контракта.
Таким образом, Заказчику необходимо оценить качество товаров, предлагаемых участниками к поставке, с целью выявления лучших условий исполнения такого контракта.
Все сведения в отношении товара, требуемого к поставке, могут быть получены участниками закупки от производителей.
Конкретное значение, требуемое Заказчиком для качественных характеристик, может являться средним числом исходя из нескольких испытаний образов продукции. В разных партиях это число может колебаться, но предоставив данные показатели, участник зарекомендовывает себя перед Заказчиком как ответственное лицо, отвечающее за качество продукции.
Указывая определенные характеристики товаров, участник представляет Заказчику информацию о том товаре и о качестве такого товара, который участник готов поставить Заказчику.
Непредставление сведений в части характеристик, используемых для оценки заявки, не является основанием для отклонения такой заявки.
Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что показатель "качество используемых товаров" и система оценки заявок участников по такому показателю установлены в соответствии с требованиями законодательства в сфере закупок.
Система оценки заявок участников закупки соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права участников закупки.
Данный довод жалобы является необоснованным.
Заявитель указывает на нарушение, выразившееся, по мнению Заявителя, в применении при описании объекта закупки ссылок на неприменимые документы нормативно-технического регулирования.
Раздел 13 Специальной части Конкурсной документации содержит перечень документов нормативно-технического регулирования, среди которых:
ГОСТ Р 51809-2001 Капуста белокочанная свежая, реализуемая в розничной торговой сети. Технические условия.
ГОСТ 32285-2013 Свекла столовая свежая, реализуемая в розничной торговой сети. Технические условия.
ГОСТ 32284-2013 Морковь столовая свежая, реализуемая в розничной торговой сети. Технические условия.
Указанные документы нормативно-технического регулирования содержат требования, которые распространяются на продукты, предназначенные для поставки предприятиям розничной торговой сети и общественного питания и реализации в розничной торговой сети.
Комиссия УФАС установила, что государственные стандарты, указанные Заявителем в доводах жалобы, распространяются на продукты, предназначенные для потребления в свежем виде и для промышленной переработки.
Заказчик на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее: "Заказчик - городская больница, где пребывают пациенты, которые будут питаться блюдами, приготовленными из закупаемой Заказчиком продукции. Это не промышленная переработка и в свежем виде есть капусту и прочие овощи никто не будет, эти продукты необходимы для приготовления блюд".
В Законе о контрактной системе не отражено, какой государственный стандарт должен выбирать Заказчик, следовательно, Заказчик устанавливает требование о соответствии товара государственному стандарту исходя из потребностей учреждения.
Соответственно, данный довод жалобы является необоснованным.
Остальные доводы жалобы не нашли своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Между тем, жалоба Заявителя не содержит сведений или документов, подтверждающих доводы Заявителя, в том числе факт того, что установленные Заказчиком требования ограничивают количество участников закупки.
Жалобу Заявителя следует признать необоснованной.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 32, 50, 56, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ЗАО "НПЦ "Агромеханизация" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 сентября 2016 г. N 44-3457/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.09.2016