Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
Яковлева П.В. - заместителя руководителя управления, заместителя председателя Комиссии УФАС;
Кузьминкина Г.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля федеральной контрактной системы, члена Комиссии УФАС;
Кудряшова К.И. - специалиста первого разряда отдела контроля федеральной контрактной системы, члена Комиссии УФАС;
в присутствии представителей:
ГБОУ школа-интернат N 33 Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик): Никитиной М.Н. по доверенности, Пастушенко В.А. по доверенности, Афониной А.С. по доверенности;
ООО "СК "Фаворит" (далее - Заявитель): Денескова А.Е. - генерального директора,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 21238-ЭП/16 от 13.09.2016) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по монтажу системы автоматической пожарной сигнализации в здании ГБОУ школы-интерната N 33 Выборгского района Санкт-Петербург 2-й Муринский проспект, дом 24, лит. А (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 15.07.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200012716000007. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 118 767,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 07.09.2016 N 0372200012716000007-7 первой части заявки Заявителя (порядковый номер 4) отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям: "Не соответствует требованиям аукционной документации Основание для отклонения - Согласно п. 1 ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) "непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации", а именно: согласно требованиям, установленным в документации об аукционе первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать сведения в соответствии с п.п.б) п.3 ч.3 ст.66 44-ФЗ. Участник в заявке предоставил сведения о товаре, не соответствующие инструкции по заполнению заявки (не конкретные сведения об объекте закупки): П.48 "Муфта тип 1" в заявке указано: "Муфта предназначена для кабелей сечением в диапазоне значений с нижней границей 35 и верхней границей 50 мм2 с бумажной изоляцией на переменное напряжение до 1 кВ включительно" в соответствии с инструкцией по заполнению заявки: если показатели эквивалентности указаны с использованием слов "до x", Участник закупки указывает конкретный числовой показатель без указания вышеперечисленных слов, при этом крайние значения "х" включены в интервал; двусмысленность толкования "п.49 "Кабель-каналы тип 3" в заявке указано: "Система кабельных каналов соответствует Федеральному закону от 22.06.2008 N 123-ФЗ (ГСОТ Р 53313) и при эксплуатации не оказывает химического механического, радиационного, электромагнитного, термического и биологического воздействия на окружающую среду; причиняет вред природной среде и здоровью при эксплуатации". В соответствии с требованиями Заказчика по п. 49 "Кабель-каналы тип 3" "при эксплуатации не должны оказывать химического механического, радиационного, электромагнитного, термического и биологического воздействия на окружающую среду; причинять вред природной среде и здоровью при эксплуатации." в соответствии с инструкцией по заполнению заявки: "Заполнять заявку необходимо в соответствии с правилами русского языка. Заявка не должна содержать двусмысленных толкований и предложений".".
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно п. 49 "Кабель-каналы тип 3" Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлено, в том числе следующее требование: "Система кабельных каналов должна соответствовать Федеральному закону от 22.06.2008 N 123-ФЗ (ГСОТ Р 53313) и при эксплуатации не должны оказывать химического механического, радиационного, электромагнитного, термического и биологического воздействия на окружающую среду; причинять вред природной среде и здоровью при эксплуатации.".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3-6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 2.7 Раздела 5 Части III документации о закупке Заказчиком установлен, в том числе следующий порядок заполнения первой части заявки на участие в аукционе: "В случае: -если перечисление характеристик указано через ",", ";", "и", "так же" - Участник предлагает товар со всеми перечисленными характеристиками.".
Согласно п.п. 2.6, 2.7 Раздела 5 Части III документации о закупке Заказчиком также указан следующий порядок заполнения: ""Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товаров, используемых при выполнении работ" является неотъемлемой частью Контракта и в соответствии со ст.431 Гражданского кодекса Российской Федерации не должна содержать неясностей, связанных с определением наличия или отсутствия тех или иных показателей к товару на момент заключения Контракта, с применением слов и словосочетаний "должно быть", "возможно", "может быть", "требуется", "в случае", "необходим" "будет" "допускается" и их производных. Требование относится к содержанию заявки и не ограничивает форму ее подачи. Не должно быть неопределенности в значениях или множественность значений, свойственных модельному или типовому ряду товаров.".
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно первой части заявки Заявителя по п. 49 указано следующее: "Система кабельных каналов соответствует Федеральному закону от 22.06.2008 N 123-ФЗ (ГСОТ Р 53313) и при эксплуатации не оказывает химического механического, радиационного, электромагнитного, термического и биологического воздействия на окружающую среду; причиняет вред природной среде и здоровью при эксплуатации.".
Таким образом, первая часть заявки Заявителя в части указания показателя по п. 49 "Кабель-канал тип 3" со словами "причиняет вред природной среде и здоровью при эксплуатации" не позволяет определить соответствие предлагаемого в первой части заявки Заявителя товар требованиям Заказчика. Установленное в первой части заявки Заявителя на участие в аукционе описание товара влечет двоякое толкование представленных сведений.
В соответствии с ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в ч. 8 ст. 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона о контактной системе исполнение контракта включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Таким образом, заключение контракта с участником закупки, первая часть заявки которого не соответствует требованиям документации о закупке (в том числе, инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе) и содержит противоречивые сведения не позволяет осуществить приемку поставленного товара в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
Исходя из изложенного, в случае установления аукционной комиссией Заказчика хотя бы одного основания для отказа в допуске к участию в аукционе в связи с несоответствием первой части заявки участника закупки требованиям документации о закупке, а также в случае признания Комиссией УФАС такого основания законным и обоснованным, правовая оценка остальных оснований для отказа в допуске к участию в аукционе, указанных в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, Комиссией УФАС не проводится.
Комиссия УФАС не выявила в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение законодательства о контрактной системе при рассмотрении первой части заявки Заявителя.
Следовательно, жалоба признана необоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 1ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п. 48 "Муфта тип 1" Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлено, в том числе следующее требование: "Муфта должна быть предназначена для кабелей сечением 35-50 мм2 с бумажной изоляцией на переменное напряжение до 1 кВ включительно, частотой 50 Гц."
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3-6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 2.7 Раздела 5 Части III документации о закупке Заказчиком установлена, в том числе следующая инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе: "в случае если показатели эквивалентности указаны с использованием слов и знаков "до x", "от х", "не более х", "не менее х", "не ранее х", "не ниже х", "не выше х", "не должно превышать х", "не хуже х", " х " "больше или равно х", "х
" "меньше или равно х ", "должно быть не менее х" "должно быть не более х" "не выше"- где "х" верхнее/ нижнее числовое значение, Участник закупки указывает конкретный числовой показатель без указания вышеперечисленных слов, при этом крайние значения "х" включены в интервал;".
Согласно ГОСТ 13781.0-86 "Муфты для силовых кабелей на напряжение до 35 кВ включительно. Общие технические условия" требования к муфтам установлены с указанием предлога "до" и слова "включительно" (например, п. 8.4 ГОСТ 13781.0-86 муфты на напряжение до 1 кВ включительно должны выдерживать испытание в соответствии с действующими правилами устройства электроустановок.).".
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе участник закупки по п. 48 "Муфта тип 1" Приложения N 2 к Техническому заданию должен указать значение показателя переменного напряжения без указания предлога "до".
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Согласно разъяснениям положений документации о закупке от 21.07.2016 NРД2, опубликованным Заказчиком на официальном сайте, предметом запроса являются, в том числе следующие вопросы: "п. 48 Муфта тип 1: в инструкции не указано как рассматривать требование "до X включительно", требуется указывать значение со словом "включительно"? Разъяснения: укажите в соответствии с характеристиками предлагаемого товара.".
Комиссия УФАС приходит к выводу, что вышеуказанные разъяснения положений документации о закупке носят формальных характер и не позволяют определить порядок заполнения первой части заявки на участие в аукционе по п. 48 "Муфта тип 1" Приложения N 2 к Техническому заданию.
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 2.5 Раздела 5 Части III документации о закупке Заказчиком установлен, в том числе следующий порядок заполнения первой части заявки на участие в аукционе: "При указании конкретных показателей к товару, однозначно не регламентируемых настоящей инструкцией, Участник руководствуется техническим показателями производителя предлагаемого к поставке товара. В целях идентификации таких показателей как соответствующих требованиям Заказчика, Участник в праве подтверждать их достоверность путем указания ссылки на официальный сайт производителя, или приложением соответствующих показателей в виде копии НТД производителя, или иным способом, позволяющим установить достоверность предоставляемых сведений при рассмотрении Заказчиком заявки Участника.".
Таким образом, при заполнении первой части заявки на участие в аукционе участник закупки вправе заполнить показатели не в соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в аукционе, установленной Заказчиком в Разделе 5 Части III документации о закупке. При этом участник вправе также не подтверждать представленные в первой части заявки показатели документами и информацией, что соответствует инструкции и Закону о контрактной системе.
Следовательно, при предоставлении участником закупки конкретных показателей товаров не в соответствии с инструкцией без подтверждения наличия товара с такими показателями у аукционной комиссии Заказчика будут отсутствовать правовые основания для отказа в допуске первой части заявки на участие в аукционе. Кроме того, инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе не позволяет определить требования к конкретным показателям, которые согласно инструкции однозначно не регламентированы, что также носит противоречивый характер порядка заполнения первой части заявки.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 64, 65, 66, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО СК "Фаворит" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Заместитель председателя Комиссии УФАС |
|
П.В. Яковлев
|
Члены Комиссии УФАС |
|
Г.С. Кузьминкин
|
|
|
К.И. Кудряшов |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 сентября 2016 г. N 44-3492/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2016