Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Заказчик):
ООО "Доминант" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 21310-ЭП/16 от 14.09.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания Управления (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 01.09.2016 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372100013216000122. Начальная (максимальная) цена контракта - 18 000 000,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
1. Заявитель в жалобе указал на отсутствие в документации о закупке сведений, предусмотренных п. 10 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться следующая информация: наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации;
Согласно извещению о проведении закупки Заказчиком установлено следующее: "Ответственное должностное лицо: Ильичева Яна Александровна. Адрес электронной почты: finec3@ursn.spb.ru. Номер контактного телефона: 7-812-6103030-3523.".
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта.
Согласно п. 1.1 Раздела 1 Части I документации о закупке Заказчиком установлено следующее: "Электронная почта: finec3@ursn.spb.ru. Телефон: 8 (812) 610-30-30. Контактное лицо: начальник отдела экономики и государственных закупок Ильичева Яна Александровна.".
Заявитель в жалобе указал на отсутствие в документации о закупке сведений о руководителе контрактной службы.
Согласно п. 5.2.3 Раздела 5 Части I документации о закупке Заказчиком установлено следующее: "Лицо, осуществляющее функции Руководителя контрактной службы, указано в Информационной карте.".
Вместе с тем, Информационная карта аукциона (Раздел VI Части I документации о закупке) не содержит сведений о лице, осуществляющим функции руководителя контрактной службы.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что Законом о контрактной системе не установлена обязанность Заказчика по указанию в документации о закупке сведений о руководителе контрактной службы. Сведения, требования к которым установлены в п. 10 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, в документации о закупке содержатся.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
2. Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке даты окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке не в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно п. 20 Раздела VI "Информационная карта аукциона" документации о закупке Заказчиком установлено следующее: "Разъяснения документации об аукционе. Запрос на разъяснения положений документации направляются на адрес электронной площадки. В течение двух дней со дня поступления от оператора запроса Заказчик размещает разъяснение положений документации с указанием предмета запроса. Запрос должен быть направлен не позднее, чем за 3 дня до дня окончания подачи заявок на участие в аукционе. Дата начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации с 01.09.2016 по 12.09.2016 г. включительно
Таким образом, в соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе 12.09.2016 - дата окончания срока подачи запроса на разъяснение положений документации о закупке.
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
3. Заявитель в жалобе указал на отсутствие в проекте контракта требования обеспечения исполнения контракта в соответствии с законодательством о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 4 ст. 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 5 ст. 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Комиссия УФАС установила, что Часть IV "Проект государственного контракта" документации о закупке не содержит требования о предоставлении обеспечения исполнения контракта в соответствии с законодательством о контрактной системе.
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
4. Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке избыточных требований к товарам, что нарушает, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ, при выполнении которых используется товар, должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Например, согласно п. 7 "Тальк" Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования: "Массовая доля прокаленного, нерастворимого в соляной кислоте остатка: не должна быть 87%. Массовая доля окиси железа в соляной вытяжке: должна быть
1,2%. Массовая доля железа, извлекаемого магнитом: не должна быть
0,07%. Потеря массы при прокаливании: не должна быть
6%. Массовая доля влаги: должна быть
1%. Соответствие ГОСТ: ГОСТ 19729-74.".
Согласно п. 2.1 ГОСТ 19729-74 "Тальк молотый для производства резиновых изделий и пластических масс. Технические условия" молотый тальк по физико-химическим показателям должен соответствовать нормам, указанным в таблице:
|
|
|
|
||||
Наименование показателя |
Норма для марок |
Метод испытания |
|||||
|
ТРПН |
ТРПВ |
|
||||
Массовая доля окиси железа в солянокислой вытяжке, %, не более |
0,9 |
1,2 |
По ГОСТ 19728.4-882) |
Согласно примечанию 2) к Таблице пункта 2.1 ГОСТ 19729-74 на территории Российской Федерации действует ГОСТ 19728.4-2001.
Таким образом, физико-химические свойства талька определяются по результатам проведения испытаний товара по ГОСТ 19728.4-2001.
Согласно п. 3.1 ГОСТ 19729-74 молотый тальк принимают партиями. Партией считают количество молотого талька одной марки, оформленное одним документом о качестве, в котором должны быть указаны, в том числе, результаты испытаний.
Следовательно, каждая партия товара содержит сведения о проведенных испытаниях, при этом такие сведения могут отличаться в каждой партии товара.
Кроме того, согласно преамбуле "Информационные данные" ГОСТ 19729-74 настоящий стандарт распространяется на молотый тальк, предназначенный для применения в качестве наполнителя и для вспомогательных целей в резиновой промышленности и промышленности пластических масс.
Предметом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту, которые не включают в себя производство товаров резиновой промышленности и промышленности пластических масс.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенный пример подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупки химического состава товара, физико-механических свойств товара ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявки на участие в аукционе.
Следовательно, действия Заказчика, установившего требования к описанию участниками закупки в составе заявок химического состава товара и физико-механических свойств, нарушают ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод жалобы Заявителя об установлении в документации о закупке избыточных требований к товару признан обоснованным.
5. Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке положения проекта контракта, которое нарушает, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с ч. 10 ст. 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Согласно разделу 9 Части IV "Проект государственного контракта" документации о закупке Заказчиком установлено следующее: "Условия Государственного контракта относятся к конфиденциальной информации. Исполнитель обязан в полном объеме возместить Государственному заказчику убытки за передачу, предоставление и разглашение третьим лицам в любой возможной форме условий Государственного контракта и иной информации, признанной конфиденциальной, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.".
В соответствии с п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422). В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов).
В соответствии с ч. 2 ст. 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается, в том числе, копия заключенного контракта, подписанная усиленной электронной подписью заказчика;
В соответствии с ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе документы и информация, содержащиеся в реестре контрактов, должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что законодательством о контрактной системе не установлен запрет на указание в проекте контракта положения, предусмотренного разделом 9 Части IV "Проект государственного контракта" документации о закупке.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 34, 63, 64, 65, 70, 96, 99, 103, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Доминант" частично обоснованной в части доводов об установлении даты окончания срока предоставления разъяснений положений документации о закупке не в соответствии с законодательством о контрактной системе; об отсутствии в проекте контракта требования обеспечения исполнения контракта; об установлении в документации о закупке избыточных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 1 ст. 96, ч. 4 ст. 65, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 сентября 2016 г. N 44-3509/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2016