Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Комитета по информатизации и связи (далее - Заказчик):
ООО "123 СОЛЮШНС" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 21512-ЭП/16 от 16.09.2016) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку вычислительной техники и периферийного оборудования для государственных нужд Санкт-Петербурга (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 22.08.2016 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172200006116000108. Начальная (максимальная) цена контракта - 28 737 968,65 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 13.09.2016 N0172200006116000108-1 первой части заявки Заявителя (порядковый номер 3) отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям: "п. 1 ч. 4 ст. 67 - непредоставление информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, или предоставление/установление недостоверной информации предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ: Несоответствие Закону и документации об аукционе в электронной форме: п. 1-61 "Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристик товаров" приложения N3 к части III документации об аукционе в электронной форме; часть 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ. Описание несоответствия: В заявке участника представлены недостоверные сведения, предусмотренные частью 3 статьи 66 Федерального Закона N 44-ФЗ.В соответствии с п.8.1.1. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе для товаров, представленных в п. 1-61 Приложения N3 к Техническому заданию должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. Согласно п.1-61 "Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках товаров" участником не предоставлена информация ни о товарном знаке (его словесное обозначение) (при наличии), ни о знаке обслуживания (при наличии), ни о фирменном наименование (при наличии), ни о патентах (при наличии), ни о полезных моделях (при наличии), ни о промышленных образцах (при наличии), ни информация об их отсутствии. В соответствии с Приложением N4 к Техническому заданию "Перечень документов, передаваемых совместно с оборудованием", поставляемый товар, подлежащий обязательной сертификации, должен иметь сертификат соответствия и знак соответствия, выданные уполномоченным органом. На каждом сертификате указываются в соответствии с постановлениями Госстандарта России от 17.03.98 N 11 "Об утверждении положения о системе сертификации ГОСТ Р" и N 12 "Об утверждении правил по сертификации "Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в системе"" сведения об индивидуализации товара в разделе "Продукция", позволяющие идентифицировать товар. Таким образом, наличие у участника сертифицированного с учетом требований документации товара говорит о наличии у данного товара указанных средств индивидуализации. Информация из первой части о том, что большая часть поставляемой участником продукции (56 позиций спецификации из 61) произведена в Вьетнаме, Индонезии, Китае, Филиппинах, Японии, говорит о том, что для ее оформления и декларирования при пересечении таможенной границы Российской Федерации требуется оформление ряда документов, содержащих в себе в том числе информацию о средствах индивидуализации товара, позволяющих его идентифицировать, включая информацию о товарном знаке для обеспечения защиты интеллектуальной собственности производителей товара в соответствии со статьей 330 Таможенного кодекса Таможенного союза, пункту 1 статьи 307 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и на основании Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, утвержденного Приказом Федеральной таможенной службы России от 13.08.2009 N 1488.Таким образом, участником представлена недостоверная информация об отсутствии товарных знаков или фирменных наименований товаров, заведомо имеющих товарный знак или фирменное наименование в связи с особенностями гражданского товарооборота таких товаров. На основании вышеизложенного заявка не удовлетворяет требованиям аукционной документации. Основания для отклонения: п.1 ч.4 ст.67 Федерального закона N 44-ФЗ".
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ст. 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.
В соответствии с п. 1 ст. 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со ст. 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в п. 2 ст. 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Таможенного кодекса Таможенного союза на основании заявлений правообладателей объекты интеллектуальной собственности включаются таможенными органами в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется в таможенном органе государства - члена таможенного союза в порядке и на условиях, установленных законодательством государств - членов таможенного союза.
В соответствии с ч. 2 ст. 330 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенный орган включает в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется в таможенном органе государства - члена таможенного союза, объекты интеллектуальной собственности, которые подлежат защите на территории государства - члена таможенного союза, в соответствии с законодательством этого государства.
В соответствии с ч. 3 ст. 330 Таможенного кодекса Таможенного союза условия включения объектов интеллектуальной собственности в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств - членов таможенного союза и порядок его ведения определяются международным договором государств - членов таможенного союза.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Соглашения о едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств - членов таможенного союза (далее - Соглашение) правообладатель, имеющий достаточные основания полагать, что может иметь место нарушение его прав в соответствии с законодательствами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством таможенного союза в сфере интеллектуальной собственности в связи с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза или при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем, вправе подать заявление о включении объекта интеллектуальной собственности в Единый реестр.
Таким образом, реестр объектов интеллектуальной собственности не свидетельствует об обязательном наличии у товаров, перемещаемых через государственную границу, средств индивидуализации, требования о предоставлении которых установлены в ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при наличии таких сведений.
Вывод Комиссии УФАС также подтверждается п. 1 ст. 306 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", согласно которому правообладатель, имеющий достаточные основания полагать, что может иметь место нарушение его прав в соответствии с законодательством Российской Федерации в связи с ввозом товаров в Российскую Федерацию или их вывозом из Российской Федерации либо при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем, вправе подать в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, заявление о включении соответствующего объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Действия, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза и настоящим Федеральным законом, от имени правообладателя может осуществлять его представитель.
В соответствии со ст. 181 Таможенного кодекса Таможенного союза:
1. При помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.
2. В декларации на товары указываются следующие основные сведения, в том числе в кодированном виде:
1) заявляемая таможенная процедура;
2) сведения о декларанте, таможенном представителе, об отправителе и о получателе товаров;
3) сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и (или) их перевозки по таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем;
4) сведения о транспортных средствах международной перевозки и (или) транспортных средствах, на которых товары перевозились (будут перевозиться) по таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем;
5) сведения о товарах:
наименование;
описание;
классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;
наименование страны происхождения;
наименование страны отправления (назначения);
описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера);
количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения;
таможенная стоимость;
статистическая стоимость;
6) сведения об исчислении таможенных платежей:
ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;
применение льгот по уплате таможенных платежей;
суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;
курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза и применяемый для исчисления таможенных платежей в соответствии с настоящим Кодексом;
7) сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях;
8) сведения о соблюдении ограничений;
9) сведения о производителе товаров;
10) сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под таможенную процедуру;
11) сведения о документах, представляемых в соответствии со ст. 183 Таможенного кодекса Таможенного союза;
12) сведения о лице, составившем декларацию на товары;
13) место и дата составления декларации на товары.
В соответствии с пп. б) п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе требование о предоставлении в первой части заявки на участие в аукционе сведений о производителе товара не установлено.
Первая часть заявки Заявителя не содержит сведений о производителе товара, что не позволяет аукционной комиссии Заказчика установить факт наличия сведений о средствах индивидуализации товара правообладателя в реестре объектов интеллектуальной собственности.
Согласно пояснениям Заказчика отказ в допуске к участию в аукционе основан на практике проведения закупок аналогичных предмету аукциона, которая свидетельствует, по мнению Заказчика, о наличии товарных знаков и фирменных наименований у всех поставляемых товаров.
Таким образом, на момент рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе у аукционной комиссии Заказчика отсутствовали правовые основания для отказа в допуске первой части заявки Заявителя.
Комиссия УФАС установила, что доводы аукционной комиссии Заказчика основаны на предположениях о наличии у товаров, сведения о которых представлены Заявителем в первой части заявки, товарных знаков и фирменных наименований. Документы, подтверждающие позицию аукционной комиссии Заказчика в части наличия товарных знаков и фирменных наименований по товарам, указанным в первой части заявки Заявителя, на заседание Комиссии УФАС Заказчиком не предоставлены.
Доводы Заказчика об обязательном наличии товарного знака и фирменного наименования для прохождения процедуры сертификации также не нашел своего подтверждения.
В соответствии с постановлением Госстандарта РФ от 17 марта 1998 г. N 11 "Об утверждении Положения о Системе сертификации ГОСТ Р", в том числе формой сертификата соответствия (Приложения N 1-3 к Положению о Системе сертификации ГОСТ Р, утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 17 марта 1998 г. N 11) документы обязательной/добровольной сертификации не содержат информацию о товарном знаке и фирменном наименовании товара.
Следовательно, в действиях аукционной комиссии Заказчика усматривается нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе, а жалоба является обоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией.
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Таким образом, первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать конкретные показатели товара, а также иные сведения, указанные в пп. б) п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3, 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно Части II (пункт 3.1.3 подраздела 3.1 раздела 3 части I) документации о закупке Заказчиком установлено: "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
- для товаров, представленных в п. 1-61 Приложения N 3 к Техническому заданию: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
При указании конкретных показателей поставляемого товара участник аукциона вправе воспользоваться формой "Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках товаров, предлагаемых участником аукциона" и порядком ее заполнения, приведенным в Инструкции по заполнению первой части заявки участника аукциона, представленной в приложении 1 к Информационной карте аукциона.".
Согласно п.п. 50-52 Приложения N 3 к Техническому заданию "Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках товаров" документации о закупке Заказчиком установлено, в том числе следующее требование к содержанию первой части заявки на участие в аукционе: "Срок действия гарантии производителя на оборудование - не менее 3 лет, включающая восстановление оборудования в 10-дневный срок, замену неисправных деталей и выезд инженера производителя на место установки оборудования в течение 1 рабочего дня с момента обращения.".
Предметом закупки является поставка товара.
Вместе с тем, Заказчиком в документации о закупке установлено требование о предоставлении в первой части заявки на участие в аукционе сведений и информации, которые относятся к оказанию услуг по исполнению гарантийных обязательств.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что установление в документации о закупке требования о предоставлении в первой части заявки на участие в аукционе информации о порядке оказания услуг, включенных в гарантийные обязательства, противоречит требованиям ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе. Кроме того, порядок оказания услуг по обслуживанию товара не является качественной, функциональной, экологической или эксплуатационной характеристикой товара.
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Выявленные в действиях аукционной комиссии и должностного лица Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 66, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "123 СОЛЮШНС" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении аукционной комиссии и должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 сентября 2016 г. N 44-3532/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.09.2016