Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей Комитета по градостроительству и архитектуре (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "Готланд" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 21737-ЭП/16 от 20.09.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на выполнение ремонтно-реставрационных работ в служебных помещениях Комитета по градостроительству и архитектуре в здании "Министерства народного просвещения", объекте культурного наследия федерального значения, находящемся по охраной КГИОП для обеспечения нужд Санкт-Петербурга (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 31.08.2016 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172200005916000030. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 799 734,61 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования законодательства о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке порядка оценки конкурсных заявок не в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных ст. 56 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 25 постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок) показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В соответствии с п. 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пп. 4.6 п. 12.2 раздела 12 Части II документации о закупке Заказчиком установлен следующий порядок оценки по показателю "Качество работ" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки":
"Порядок определения баллов по показателю "качество работ":
Таблица N4
N п/п |
Наименование показателя |
Значимость показателя / коэффициент значимости |
Значение показателя |
Шкала оценки в баллах |
Количество баллов с учетом коэффициента значимости показателя |
1 |
Качество работ, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степень его проработки- |
100 % / 1 |
Отсутствие предложений о качественных характеристиках объекта или непредставление предложений участника о качественных характеристиках объекта |
0 |
0 |
Наличие предложений о качественных характеристиках объекта с частичным описанием видов работ, указанных в Приложении 2.1. к Техническому заданию |
30 |
30 |
|||
Наличие предложений о качественных характеристиках объекта не в полном объеме с описанием всех видов работ, указанных в Приложении 2.1. к Техническому заданию. |
60 |
60 |
|||
Наличие предложений о качественных характеристиках объекта с описанием по всем видам работ, указанным в Приложении 2.1. к Техническому заданию. |
100 |
100 |
Для получения оценки (значения в баллах) по показателю для каждой заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами комиссии по закупкам по показателю.
Для получения итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", умножается на соответствующую указанному критерию значимость.
2.4.2 "Качество работ, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степень его проработки".
Предмет оценки: качество работ, выраженное в представленных участником конкурса предложениях, содержащих описание качественных характеристик объекта закупки, включающих описание технологии выполнения работ по контракту и описание контроля качества выполнения работ по контракту.
Под описанием технологии выполнения работ по контракту в конкурсной документации понимается описание участником конкурса технологических операций по видам ремонтно-реставрационных работ, подлежащих выполнению по контракту (виды работ - согласно Приложению 2.1. к Техническому заданию).
Под описанием контроля качества выполнения работ по контракту в конкурсной документации понимается описание участником конкурса операционного контроля* технологических операций при выполнении работ по контракту (виды работ - согласно Приложению 2.1. к Техническому заданию).
*Операционный контроль - это контроль технологического процесса, осуществляемый во время выполнения определенных операций или после их завершения.
Описание участником конкурса операционного контроля должно содержать описание конкретных мероприятий операционного контроля по видам работ (виды работ - согласно Приложению 2.1. к Техническому заданию) с указанием производственного персонала, осуществляющего операционный контроль (специалист-реставратор, прораб, отдел технического контроля и т.д.).
Сведения, подлежащие представлению участниками конкурса для оценки конкурсной комиссией по показателю "Качество работ, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степень его проработки" представляются в составе заявки на бумажном носителе в произвольной форме в виде Пояснительной записки к форме приложения N3 к специальной части.
Отсутствие в составе заявки указанных сведений по показателю "Качество работ, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степень его проработки" не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона и конкурсной документации и не влечет принятия решения об отклонении заявки.
4.6.1. "Качество работ, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степень его проработки":
Оценка заявки участника по показателю "Качество работ, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степень его проработки" определяется согласно представленному участником Предложению о качественных характеристиках объекта с описанием технологии выполнения работ по контракту и описанием контроля качества выполнения работ по контракту, представленному участником в составе заявки на участие в конкурсе в Пояснительной записке к форме приложения N3 к специальной части. При этом предложение участника о качественных характеристиках объекта закупки разрабатывается участником на основе Технического задания со всеми приложениями, являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации.
В случае если участником не представлена Пояснительная к форме приложения N3 к специальной части, содержащая описание технологии производства работ, то в соответствии с таблицей N4 участнику присваивается 0 баллов по показателю "Качество работ, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степень его проработки".
Непредставление предложений участника о качественных характеристиках объекта с описанием технологии выполнения работ по контракту и описанием контроля качества выполнения работ по контракту, трактуется как "Отсутствие предложений о качественных характеристиках объекта закупки".
Предложение о качественных характеристиках объекта закупки признается "Предложением о качественных характеристиках объекта с частичным описанием видов работ, указанных в Приложении 2.1. к Техническому заданию" в случае, если в таком Предложении о качественных характеристиках объекта закупки содержатся не все виды (наименования) выполняемых работ, согласно Приложению 2.1. к Техническому заданию, а именно представлено описание технологии выполнения работ по контракту не по всем видам работ (согласно Приложению 2.1. к Техническому заданию), то есть отсутствует описание технологии выполнения работ по контракту по одному или более видам работ, исчерпывающий перечень которых указан в приложении 2.1. к Техническому заданию.
В случае, если в представленном участником Предложении о качественных характеристиках объекта закупки содержатся все виды (наименования) выполняемых работ, согласно Приложению 2.1. к Техническому заданию, но представленное по одному или более видам работ (согласно Приложению 2.1. к Техническому заданию) описание технологии выполнения работ по контракту не соответствует конкурсной документации, то такое Предложение о качественных характеристиках объекта закупки считается не содержащим все виды (наименования) выполняемых работ, согласно Приложению 2.1. к Техническому заданию.
Предложение о качественных характеристиках объекта закупки признается "Предложением о качественных характеристиках объекта не в полном объеме с описанием всех видов работ, указанных в Приложении 2.1. к Техническому заданию", если данное Предложение участника содержит все виды (наименования) выполняемых работ, согласно Приложению 2.1. к Техническому заданию, то есть представлено описание технологии выполнения работ по контракту по всем видам работ (согласно Приложению 2.1. к Техническому заданию, но описание технологии выполнения работ по одному или более видам работ (согласно Приложению 2.1. к Техническому заданию) не содержит указания на материал, который применяется для производства данного вида работ (в случае, если применяемый при выполнении работ материал указан в Техническом задании) и/или технология выполнения работ по контракту приведена участником без учета необходимой последовательности, соответствующей процессу выполнения работ на объекте культурного наследия и/или представлено описание контроля качества выполнения работ по контракту не по всем видам работ (виды работ - согласно Приложению 2.1. к Техническому заданию).
В случае, если в представленном участником Предложении о качественных характеристиках объекта закупки представлено описание контроля качества выполнения работ по контракту по всем видам работ (согласно Приложению 2.1. к Техническому заданию), но представленное по одному или более видам работ (согласно Приложению 2.1. к Техническому заданию) описание контроля качества за выполнением работ по контракту не соответствует конкурсной документации, то такое Предложение о качественных характеристиках объекта закупки признается "предложением о качественных характеристиках объекта не в полном объеме".
Предложение о качественных характеристиках объекта закупки признается "Предложением о качественных характеристиках объекта с описанием всех видов работ, указанных в Приложении 2.1. к Техническому заданию", если данное Предложение участника содержит все виды (наименования) выполняемых работ, согласно Приложению 2.1. к Техническому заданию, то есть представлено описание технологии выполнения работ по контракту по всем видам работ (согласно Приложению 2.1. к Техническому заданию и описание технологии выполнения работ по контракту по всем видам работ по контракту соответствует конкурсной документации, также описание технологии выполнения работ по контракту (виды работ - согласно Приложению 2.1. к Техническому заданию) содержит указания на материал, который применяется для производства данного вида работ (в случае, если применяемый при выполнении работ материал указан в техническом задании), также технология выполнения работ по контракту приведена участником с учетом необходимой последовательности, соответствующей процессу выполнения работ на объекте культурного наследия, также представлено соответствующее требованиям конкурсной документации описание контроля качества выполнения работ по контракту по всем видам работ (согласно Приложению 2.1. к Техническому заданию).
Количество баллов, присваиваемых заявке по данному показателю, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению).".
Комиссия УФАС установила, что порядок оценки конкурсных заявок по показателю "Качество работ" позволяет определить, что Заказчиком установлено требование о предоставлении описания технологии по всем видам работ, указанных в Приложении 2.1 к Техническому заданию. При этом, согласно порядку оценки, предложение участника закупки признается, предложением с неполным описанием, если участником закупки описана технология производства работ не в соответствии с конкурсной документацией.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что положения документации о закупке не позволяют определить порядок описания технологии выполнения работ для получения максимального балла. Например, конкурсная документация не позволяет определить, какое описание технологии выполнения работ будет признано надлежащим и оценено по максимальному баллу: если участник закупки предоставил описание по всем видам работ, но при этом технология выполнения работ составляет минимальный объем текста, либо предложение участника закупки, которое содержит описание по всем видам работ и составляет полноценное описание технологии выполнения работ. Документация о закупке не позволяет определить порядок оценки конкурсных заявок в отношении информации, представленной в конкурсной заявке по показателю "Качество работ". Исходя из положений конкурсной документации, конкурсная комиссия Заказчика устанавливает только факт наличия описания технологии выполнения работ по всем или не по всем видам работ представлено участником закупки такое описание.
Кроме того, согласно порядку оценки по показателю "Качество работ" предложение участника закупки признается представленным не в полном объеме в случае, если участником закупки представлена технология выполнения работ по контракту без учета необходимой последовательности, соответствующей процессу выполнения работ на объекте культурного наследия.
Комиссия УФАС установила, что документация о закупке не позволяет определить порядок заполнения конкурсной заявки в части необходимой последовательности, а также порядок оценки и сопоставления предложенной в заявках последовательности.
В соответствии с ч. 3 ст. 24 Закона о контрактной системе под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
Вместе с тем, Комиссия УФАС приходит к выводу, что документация о закупке не содержит порядок заполнения конкурсной заявки и порядок оценки, позволяющий объективно определить лучшее условие исполнения контракта.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что установление в документации о закупке порядка оценки, который не позволяет объективно оценить лучшее предложение в отношении объекта закупки, не соответствует п. 3 Правил оценки заявок, ч. 3 ст. 24 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в данной части жалоба признана обоснованной.
В действиях Заказчика выявлены нарушения п. 4 ч. 1 ст. 50, п. 9 ч. 1 ст. 50, ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя об уклонении Заказчика от разъяснений положений документации о закупке не нашел своего подтверждения на заседании Комиссии УФАС.
Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием на момент рассмотрения жалобы Заявителя доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 24, 32, 50, 56, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Готланд" частично обоснованной в части довода об установлении в документации о закупке ненадлежащего порядка оценки конкурсных заявок.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 8 ст. 32, п. 4 ч. 1 ст. 50, п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 сентября 2016 г. N 44-3570/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.09.2016