Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБСУСО "Психоневрологический интернат N 1" (далее - Заказчик):
ООО "СТРОЙСЕРВИС" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 21427/16 от 16.09.2016) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона поставке расходных материалов и товаров для оснащения РЭУ СПб ГБСУСО "ПНИ N 1" (извещение N 0372200192116000067) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 09.09.2016 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200192116000067. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 831 986,57 рублей.
В жалобе ООО "СТРОЙСЕРВИС" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в:
- отсутствии в документации об аукционе условий о предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта;
- нарушении правил описания объекта закупки при описании требований к ряду товаров.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Первым доводом жалобы Заявитель указывает на отсутствие в документации об аукционе условий о предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта.
В соответствии с ч.ч. 1 и 3 ст. 29 Закона о контрактной системе организациям инвалидов, являющимся участниками закупок, предоставляются преимущества. При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни. В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признана организация инвалидов, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
Перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов (далее - Перечень) утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 341 "О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта".
Согласно извещению о проведении аукциона в предмет закупки включена поставка товара, который относится к коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) 25.94.11.190, который в свою очередь входит в указанный Перечень.
Однако для реализации порядка предоставления преимуществ организациям инвалидов необходимо, чтобы объект закупки, сформированный заказчиком в рамках одной процедуры закупки, состоял только из товаров, включенных в Перечень, утвержденный Постановлением N 341. В противном случае предоставлялись бы преимущества организациям инвалидов в отношении товаров, не включенных в Перечень, что нормам ст. 29 Закона о контрактной системе не соответствует.
Представителем Заказчика даны пояснения согласно которым, закупаемые товары имеют одинаковое целевое назначение, а закупка их разными лотами является нецелесообразной.
При этом, Заявитель не является организациям инвалидов, следовательно, его права на участие в данной закупке не нарушены и не могли быть нарушены, следовательно, данный довод жалобы является необоснованным.
2. Вторым доводом жалобы Заявитель указывает на нарушение правил описания объекта закупки при описании требований к ряду товаров.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Описание требований к товарам, которые будут использоваться при выполнении работ, установлено Заказчиком в Приложение N 2 "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям" к Технической части документации об аукционе.
К товару по позиции 60 "Клей" Заказчиком установлены следующие требования: "Клей. Назначение, должен быть: для склеивания цветных металлов, нержавеющей стали, неметаллов и этих металлов с неметаллами. Температура эксплуатации: не более минус 60 °С - не менее 60 °С. Внешний вид должен быть: Прозрачная или слегка мутная жидкость от светло-желтого до красноватого цвета. Условная вязкость, с., по вискозиметру ВЗ-1 с соплом диаметром 5,4 мм при 293 К (20 °С), должна быть: не менее 30 - не более 60. Массовая доля сухого остатка, %, должна быть: не менее 10,0 - не более 17,0. Предел прочности клеевого соединения при сдвиге, при 60 °С, МПа, не менее: 9,8. Изгиб клеевой пленки после отверждения, мм, более: 1. Плотность: не менее 1,36 г/см3. Щелезаполняющая способность: не менее 10 мм. Рабочее (открытое) время: не менее 15 минут. Температура нанесения: не ниже +10 °С. Коррозийная активность на образцах из стали, должно быть: отсутствие".
Положениями документации об аукционе установлено требование о соответствии данного товара ГОСТ 12172-74 "Клеи фенолополивинилацетальные. Технические условия".
Пунктом 1.1 государственного стандарта установлены марки, сорта и область их применения, при этом характеристика "для склеивания цветных металлов, нержавеющей стали, неметаллов и этих металлов с неметаллами" характерна для клея марок "БФ-2" и "БФ-4".
Пунктом 1.3 регламентированы нормы для физико-механических и химических показателей фенолополивинилацетальных клеев, в том числе марок "БФ-2" и "БФ-4".
При этом такие характеристики, как, например, "Массовая доля сухого остатка, %, должна быть: не менее 10,0 - не более 17,0" соответствуют обеим маркам клея ("не более 3 %" и "не более 1%" для марок "БФ-2" и "БФ-4" соответственно). Однако характеристика "Изгиб клеевой пленки после отверждения, мм, более: 1" характерна исключительно для клея марки "БФ-2", следовательно, требования Заказчика к значению, например, показателя "Массовая доля сухого остатка, %" является нестандартной относительно клея марки "БФ-2".
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу, что Заказчиком использованы нестандартные требования к товарам, использующимся при выполнении работ. Надлежащее обоснование использования нестандартных требований при описании требований к товарам, использующимся при выполнении работ, в документации об аукционе отсутствует, следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе, а данный довод является обоснованным.
3. В результате проведения внеплановой проверки установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Заказчиком установлены требования в соответствии с пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе участник закупки обязан указать в заявке сведения о показателях товаров, используемых им для выполнения вышеуказанных работ. При этом в силу указанной нормы заказчик вправе предъявлять в аукционной документации требования исключительно к техническим характеристикам самого товара (объекта закупки), а не к его составляющим компонентам, тем более к таким составляющим компонентам, которые невозможно проверить ни в ходе приемки, ни в ходе его эксплуатации.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
К товару по позиции 60 "Клей" Заказчиком установлены следующие требования: "Клей. Назначение, должен быть: для склеивания цветных металлов, нержавеющей стали, неметаллов и этих металлов с неметаллами. Температура эксплуатации: не более минус 60 °С - не менее 60 °С. Внешний вид должен быть: Прозрачная или слегка мутная жидкость от светло-желтого до красноватого цвета. Условная вязкость, с., по вискозиметру ВЗ-1 с соплом диаметром 5,4 мм при 293 К (20 °С), должна быть: не менее 30 - не более 60. Массовая доля сухого остатка, %, должна быть: не менее 10,0 - не более 17,0. Предел прочности клеевого соединения при сдвиге, при 60 °С, МПа, не менее: 9,8. Изгиб клеевой пленки после отверждения, мм, более: 1. Плотность: не менее 1,36 г/см3. Щелезаполняющая способность: не менее 10 мм. Рабочее (открытое) время: не менее 15 минут. Температура нанесения: не ниже +10 °С. Коррозийная активность на образцах из стали, должно быть: отсутствие".
Положениями документации об аукционе установлено требование о соответствии данного товара ГОСТ 12172-74 "Клеи фенолополивинилацетальные. Технические условия".
Пунктом 1.3 данного стандарта регламентированы нормы для физико-механических и химических показателей фенолополивинилацетальных клеев, в зависимости от его марки, при этом значение каждой характеристики определятся в результате проведения испытаний.
Согласно п.п. 2.1 и 2.3 фенолополивинилацетальные клеи принимаются партиями. Партией считают количество клея, полученного за одну технологическую операцию, однородного по своим качественным показателям и сопровождаемого одним документом о качестве. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей по нему проводят повторные испытания из вновь отобранной пробы от удвоенного количества единиц продукции. Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.
В соответствии с п. 5.1 государственного стандарта изготовитель гарантирует соответствие фенолополивинилацетальных клеев требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.
Предусмотренные ГОСТ испытания осуществляются на определенные партии товара.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок содержания веществ ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявки на участие в аукционе, в чем усматривается нарушение ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
4. Частью 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Установлено, что Заявитель данным ему правом не воспользовался и запросов на разъяснения положений документации не направлял.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 65, 66, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙСЕРВИС" обоснованной в части доводов о нарушении Заказчиком правил описания объекта закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33), ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что они повлияли на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 сентября 2016 г. N 44-3586/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.09.2016