Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБУК "Санкт-Петербургский театр им. В.Ф. Комиссаржевской" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей:
ООО "РемСтройФасад" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 21525-ЭП/16 от 19.09.2016) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту фасадов здания по адресу: Литейный пр., д. 45/8, лит. Б (извещение N 0372200218816000017) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 18.08.2016 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200218816000017. Начальная (максимальная) цена контракта - 4 974 189,70 рублей.
В жалобе ООО "РемСтройФасад" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в:
- нарушении правил описания объекта закупки при описании требований к ряду товаров;
- размещении документации об аукционе в формате, ограничивающем ознакомление с ней.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Первым доводом жалобы Заявитель указывает на нарушение правил описания объекта закупки при описании требований к ряду товаров.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Описание требований к товарам, которые будут использоваться при выполнении работ, установлено Заказчиком в Приложение N 2 "Форма "Требования к характеристикам товаров (материалов, изделий и конструкций), используемых при выполнении работ" к Технической части документации об аукционе.
К товару по позиции 13 "Сталь листовая" Заказчиком установлено требование: "Площадь листа должна быть не менее 1,6 м. Ширина листа должна быть 1000-2000 мм. Длина листа должна быть 1500-3500 мм".
Представителем Заказчика даны следующие пояснения относительно данного довода:
"Заказчиком установлены такие требования, которые позволяют либо за счет увеличения длины или соответственно ширины добиться применение листа с площадью не менее 1,6 м2. Т.е. один из размеров может иметь минимально допустимое значение, в то время как второй имеет увеличенные по сравнению с первым (это связано с геометрическими характеристиками помещений объекта".
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что основания полагать, что вышеуказанные требования Заказчика противоречат правилам описания объекта закупки отсутствуют, следовательно, данный довод жалобы также не находит своего подтверждения.
В отношении товаров по позициям 4 "Блоки оконные тип 1", 20 "Блоки оконные тип 2" и 47 "Блоки оконные тип 3" Заказчиком установлено требование об их соответствии ГОСТ 24866-99 "Стеклопакеты клееные строительного назначения. Технические условия".
Установлено, что в настоящее время данный государственный стандарт заменен и, следовательно, является недействующим (согласно сведениям официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии).
Таким образом, требование о соответствии товара недействующему государственному стандарта является нестандартным. Надлежащее обоснование использования нестандартных требований при описании требований к товарам, использующимся при выполнении работ, в документации об аукционе отсутствует, следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
К аналогичным выводам Комиссия УФАС пришла в отношении товара по позиции 60 "Краска тип 2".
Также в жалобе ООО "РемСтройФасад" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в публикации разъяснений документации об аукционе, которые изменяют ее суть, что и послужило основанием для отказа ему в допуске к участию в электронном аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 данной статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Частью 5 данной статьи установлено, что разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 16.09.2016 в 17 часов 31 минут Заказчиком размещены разъяснения положений документации следующего содержания:
"Заказчиком установлено требование в отношении позиции N 4 Блоки оконные тип 1 Соответствие ГОСТ 24866-99, данный ГОСТ является недействующим с 01 апреля 2016 года, требуется ли соответствие характеристик товара данному ГОСТу?
Ответ: Все требования ГОСТов, которые утратили силу на территории РФ на момент подачи заявок участником, не будут учитываться Заказчиком при рассмотрении заявок.
Заказчиком установлено требование в отношении позиции N 20 Блоки оконные тип 2 Соответствие ГОСТ 24866-99, данный ГОСТ является недействующим с 01 апреля 2016 года, требуется ли соответствие характеристик товара данному ГОСТу?
Ответ: Все требования ГОСТов, которые утратили силу на территории РФ на момент подачи заявок участником, не будут учитываться Заказчиком при рассмотрении заявок.
Заказчиком установлено требование в отношении позиции N 47 Блоки оконные тип 3 Соответствие ГОСТ 24866-99, данный ГОСТ является недействующим с 01 апреля 2016 года, требуется ли соответствие характеристик товара данному ГОСТу?
Ответ: Все требования ГОСТов, которые утратили силу на территории РФ на момент подачи заявок участником, не будут учитываться Заказчиком при рассмотрении заявок".
Данные разъяснения меняют суть документации об аукционе, в части соответствия товаров государственным стандартам, в чем усматривается нарушение ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 65, 66, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РемСтройФасад" обоснованной в части доводов о нарушении Заказчиком правил описания объекта закупки и размещении разъяснений положений документации об аукционе, которые изменяют ее суть.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33), ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что они повлияли на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 26 сентября 2016 г. N 44-3598/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.09.2016