Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 3 октября 2016 г. N 44-3614/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ФГКОУ ВО "Санкт-Петербургская академия Следственного комитета Российской Федерации" (далее - Заказчик):
ООО "Авангард Строй Трест" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 22034/16 от 26.09.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение технического обследования и разработка технической документации на капитальный ремонт учебных корпусов по адресу: Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 96, литер "Б" и литер "З" (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 20.09.2016 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0872100005216000027. Начальная (максимальная) цена контракта - 7 240 100,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по следующим основаниям:
- в документации о закупке установлены требования к подрядчику о наличии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, на допуск к работам, являющихся предметом контракта, с указанием видов работ;
- в документации о закупке установлено требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации, что является ограничением количества участников закупки;
- Заказчиком использован проектно-сметный метод обоснования начальной (максимальной) цены контракта, что не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
1. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 15 Раздела 3 документации о закупке Заказчиком установлены следующие требования к подрядчику: "Особые условия: 1. Для выполнения работ по настоящему Заданию требуется наличие у Проектировщика свидетельства саморегулируемой организации (СРО) о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (кроме опасных и технически сложных объектов, объектов использования атомной энергии), с допуском на следующие виды работ:
- 2. Работы по подготовке архитектурных решений.
- 3. Работы по подготовке конструктивных решений.
- 4. Работы по подготовке сведений о внутреннем инженерном оборудовании, внутренних сетях инженерно-технического обеспечения, о перечне инженерно-технических мероприятий (4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5).
- 6. Работы по подготовке технологических решений (6.2).
- 10. Работы по подготовке проектов и мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
- 11. Работы по подготовке проектов и мероприятий по обеспечению доступа маломобильных групп населения.
- 12. Работы по обследованию строительных конструкций и сооружений.
- 13. Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком)
1. Для выполнения работ по настоящему Заданию требуется наличие у Проектировщика действующей лицензии на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации, по следующим видам работ:
- контроль защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации.".
Согласно п. "Требования к содержанию и составу заявки" Раздела 2 документации о закупке Заказчиком не установлено требование к участникам закупки о наличии свидетельства, выданного саморегулируемой организации, а также о наличии действующей лицензии на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации.
Таким образом, Заказчиком в документации о закупке установлено требование к подрядчику о наличии документов, необходимых для выполнения работ в соответствии с законодательством Российской Федерации, при этом Заказчиком не установлены данные требования к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Следовательно, участником закупки может быть любое юридическое или физическое лицо, которое не обладает установленными законодательством допусками и/или лицензиями, требование о наличии которых установлено в документации о закупке, что противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе в части неустановления требований к участникам закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе в части отсутствия в документации о закупке требования о предоставлении в составе второй части заявки на участие в аукционе документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
2. В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с ч. 12.2 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5.1 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации подготовки проектной документации объекта капитального строительства включены в указанный в ч. 4 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечень, лицо, осуществляющее подготовку проектной документации такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Перечень видов работ по подготовке проектной документации утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень).
Согласно п. 2.11 Раздела 4 "Проект государственного контракта" Заказчиком установлено следующее: "Подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств по настоящему Контракту третьих лиц (далее - Субподрядчиков), оставаясь ответственным перед Заказчиком за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств Субподрядчиков.".
Таким образом, при осуществлении закупки на подготовку проектной документации объекта капитального строительства по видам работ, установленных в Перечне, Заказчик устанавливает требование к участнику закупки исключительно о наличии свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации. При этом установление требования о предоставлении свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, с указанием видов работ ограничивает количество участников закупки, так как победитель закупки при наличии свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации вправе привлечь к исполнению отдельных обязательств по контракту субподрядные организации.
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе в части установления требования о наличии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к отдельным видам работ.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
3. Заявитель в жалобе указал на неправомерное, по его мнению, установление в документации о закупке требование о наличии у проектировщика действующей лицензии на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации, по следующим видам работ: контроль защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации.
Заявитель в жалобе также указал на наличие в документации о закупке требований к работам, подлежащих лицензированию, которые могут быть выполнены субподрядной организацией.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по технической защите конфиденциальной информации подлежит лицензированию.
Таким образом, на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчик обязан установить требование к участнику закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. При этом данное требование должно быть установлено к участнику закупки, а также к содержанию второй части заявки о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям (в соответствии с п. 1 мотивировочной части настоящего решения Комиссии УФАС).
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
4. Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке метода обоснования начальной (максимальной) цены контракта не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
В соответствии с ч. 12 ст. 22 Закона о контрактной системе в случае невозможности применения для определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методов, указанных в ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе, заказчик вправе применить иные методы. В этом случае в обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов.
Согласно п. "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" Раздела 2 документации о закупке Заказчиком установлено следующее: "Начальная максимальная цена контракта определена и обоснована заказчиком в соответствии с положениями пункта 4 части 1 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".".
В соответствии с ч. 9 ст. 22 Закона о контрактной системе проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на:
1) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
2) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, на основании согласованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с ч. 9.1 ст. 22 Закона о контрактной системе проектно-сметный метод может применяться при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.
Вместе с тем, предметом закупки является выполнение технического обследования и разработка технической документации.
Следовательно, Заказчиком в документации о закупке установлен метод обоснования начальной (максимальной) цены контракта не в соответствии с законодательством о контрактной системе. Обоснование невозможности использования иных методов, установленных в ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе в документации о закупке не установлено.
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 12 ст. 22 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в данной части жалоба признана обоснованной.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 22, 31, 66, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Авангард Строй Трест" частично обоснованной в части доводов:
- об установлении в документации о закупке метода обоснования начальной (максимальной) цены контракта не в соответствии с законодательством о контрактной системе;
- об отсутствии в документации о закупке требований к участникам закупки в соответствии с законодательством о контрактной системе;
- об установлении в документации о закупке требований к участникам закупки не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 12 ст. 12, п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 6 ст. 31, п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 3 октября 2016 г. N 44-3614/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.10.2016