Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии, заместителя начальника отдела отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколов Е.А.,
Членов комиссии:
Ведущий специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботова И.Ю,,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.,
в присутствии представителей:
от государственного заказчика -Ершова О.М.
от ООО "СМУ-1 Ставропольпромстрой" - представитель не прибыл
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "СМУ-1 Ставропольпромстрой" на действия заказчика Министерство финансов Ставропольского края, по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121200002016000020 выполнение работ частичному ремонту задней стены административного здания и подпорной стены служебной парковки министерства финансов Ставропольского края.
По мнению заявителя жалобы, действия заказчика при формировании документации не соответствуют требованиям Закона 44-ФЗ.
Представитель заказчика пояснил:
Документация открытого аукциона в электронной форме была составлена с учетом требований Закона.
Комиссия, выслушав доводы стороны, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки отмечает:
1. В соответствии с части 1 статьи 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
На основании части 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В пункте 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
На основании анализа указанных норм заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Федеральным законом N 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам. Так же в соответствии с вышеизложенным, заказчиком была разработана документация аукциона в электронной форме N 0121200002016000020 выполнение работ частичному ремонту задней стены административного здания и подпорной стены служебной парковки министерства финансов Ставропольского края.
Требования к товару, используемому при поставке по предмету аукциона, установлены Заказчиком в Техническом задании аукциона.
2. При проведение внеплановой проверки в действиях заказчика установлены нарушения, при формировании документации об аукционе:
1. Заказчиком в документации об аукционе в электронной форме в п.2.3. установлено ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии со статьей 30 Федерального закона (установлено ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации).
В соответствии с п.4 ст.42 Федерального закона извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Федеральным законом.
Вместе с тем извещение об аукционе в электронной форме указанного ограничения не содержит, что вводит участников закупки в заблуждение и нарушает п.4 ст.42, ч.1 ст.64 Федерального закона, согласно которой документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
2. В извещении о проведении аукциона заказчиком одновременно установлены:
- преимущества субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям (в соответствии со Статьей 30 Федерального закона N 44-ФЗ)
- преимущества участникам, привлекающим субъекты малого предпринимательства в качестве соисполнителей, субподрядчиков для исполнения контракта, и участникам, привлекающим социально ориентированные некоммерческие организации в качестве соисполнителей, субподрядчиков для исполнения контракта (в соответствии со Статьей 30 Федерального закона N 44-ФЗ).
В соответствии со ст.30 Федерального закона заказчики обязаны проводить закупки среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. При проведении указанных закупок извещение об осуществлении закупки должно содержать ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям (ч.3 ст.30 Федерального закона).
Заказчик, в нарушение указанных норм закона, устанавливает преимущества организациям, не являющимся СМП и СОНО, и формально позволяет им принимать участие в данной закупке.
Вместе с тем, в документации установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки декларации о принадлежности участника закупки к СМП и СОНО. Соответственно при непредставлении указанного документа участник будет признан несоответствующим требованиям документации.
3. Заказчиком в извещении о проведении закупки и документации установлены противоречивые требования в отношении обеспечения заявок и обеспечения исполнения контракта.
Извещение:
- Размер обеспечения заявок 10 509,88 Российский рубль
- Размер обеспечения исполнения контракта 105 098,05 Российский рубль
Документация:
- п.6.1. Заказчиком установлено требование о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе в электронной форме в размере 1 % от начальной (максимальной) цены контракта, (лота), что составляет 10 509,80 руб
- п.12.1. Участник аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, предоставляет заказчику до подписания контракта обеспечение исполнения контракта в размере 5 % начальной (максимальной) цены контракта (1 050 980,455%=52 549,02)
Заказчик вводит в заблуждение участников закупки, устанавливая разный - "Размер обеспечения исполнения контракта".
4. Документация об аукционе в электронной форме устанавливает противоречивые требования в отношении заполнения первых частей заявок.
Документация об аукционе:
"4.3. Первая часть заявки должна содержать сведения, предусмотренные пунктом 3.5 раздела 3 настоящей документации. В случае установления в документации требований к материалам конкретные показатели товара предлагаемого к поставке или использованию при выполнении работ, оказании услуг, должны быть указаны в полном соответствии с требованиями, установленными заказчиком, в приложении 1 к техническому заданию настоящей документации."
Техническое задание:
"7.7. Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам (при необходимости) и иным показателям товаров, используемых при выполнении работ: в соответствии с Приложением 2 к Техническому заданию."
Что в водит участников размещения заказа в заблуждения.
5. Проектом контракта установлено:
"1.1. Подрядчик обязуется выполнить работы _ в соответствии с условиями Контракта и технической документации _
1.2. Техническая документация является неотъемлемой частью настоящего Контракта и состоит из _ Приложения N 2 к Контракту "Перечень строительных материалов, комплектующих изделий и оборудования, используемых при выполнении работ"."
В соответствии с ч. 2 ст.70 Федерального закона контракт составляется путем включения _ информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Вместе с тем, заказчиком в ЕИС размещен архив "Госконтракт на ремонт задней стенки здания.zip". Указанный архив содержит файл "Приложение 2 к проекту госконтракта.doc", в котором уже содержатся характеристики материалов.
Кроме того, в данном приложении указаны товары, которые в принципе при выполнении работ использоваться не будут (например, Битумы нефтяные дорожные вязкие, Асфальтобетонная смесь).
Становится совершенно не ясно, какие именно материалы нужны заказчику и на каких условиях будет в дальнейшем заключаться контракт.
Остальные доводы жалобы не нашли своего подтверждения.
При таких обстоятельствах действия государственного заказчика Министерство финансов Ставропольского края не соответствуют требованиям Закона 44-ФЗ при формировании документации об аукционе.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СМУ-1 Ставропольпромстрой" на действия заказчика Министерство финансов Ставропольского края, по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121200002016000020 выполнение работ частичному ремонту задней стены административного здания и подпорной стены служебной парковки министерства финансов Ставропольского края - частично обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - Министерство финансов Ставропольского края, нарушившим требования ст.33, ст.42, ст.64, ст.30, ст.70 Закона N44-ФЗ,
3. Поскольку на момент рассмотрения жалобы государственный заказчик внес изменения в документацию об аукционе- обязательное для исполнения предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии Е.А. Соколов
Члены комиссии И.Г. Лыков
И.Ю. Неботова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 26 сентября 2016 г. N 1255
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.09.2016