Резолютивная часть решения оглашена 16.09.2016
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу общества с ограниченной ответственностью ФК "САТИКОМ" (г.Оренбург) (далее - ООО ФК "САТИКОМ", заявитель, Общество) на действия комиссии при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на закупку антибиотиков для нужд ГБУЗ ВО "Городская больница N 4 г.Владимира" (N закупки 0128200000116008580), в присутствии представителей уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области).
Заявитель и заказчик надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку своих представителей не обеспечили.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО ФК "САТИКОМ" на действия комиссии при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на закупку антибиотиков для нужд ГБУЗ ВО "Городская больница N 4 г.Владимира" (N закупки 0128200000116008580).
В своей жалобе заявитель указал следующее.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N1289), при осуществлении закупок лекарственных препаратов способом электронного аукциона отклонение заявок, содержащих предложение о поставке лекарственного препарата иностранного происхождения (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) возможно только по результатам рассмотрения вторых частей заявок.
Из Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N1289 следует, что заявка участника закупки отклоняется, а не признается несоответствующей требованиям, установленным аукционной документацией.
Однако по итогам проведения рассматриваемого электронного аукциона, в нарушение установленного порядка, аукционная комиссия признает такую заявку как не соответствующую требованиям аукционной документации, что, по мнению заявителя, нарушает права и законные интересы участника закупки, а именно по результатам отклонения заявки, оператор электронной площадки удерживает денежные средства внесенные в счет обеспечения заявки и в порядке части 27 статьи 44 Закона о контрактной системе в сфере закупок перечисляет их на расчетный счет заказчика.
Так в нарушение Закона о контрактной системе в сфере закупок аукционная комиссия по итогам проведения электронного аукциона в связи с применением Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N1289 в отношении заявки участника ООО "ФК САТИКОМ", которая содержала лекарственный препарат индийского производства, приняло решение о признании заявки Общества как не соответствующую требованиям аукционной документации на основании пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Частью 27 статьи 44 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрено, что в случае, если в течение одного квартала на одной электронной площадке в отношении вторых частей трех заявок на участие в электронном аукционе, поданных одним участником такого аукциона, аукционной комиссией приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным документацией о таком аукционе, по основаниям, установленным пунктом 1 части 6 статьи 69 настоящего Федерального закона (за исключением случаев, если этот участник обжаловал данные решения в соответствии с настоящим Федеральным законом и по результатам обжалования принято решение о необоснованности данных решений), оператор электронной площадки по истечении тридцати дней с даты принятия последнего из данных решений перечисляет заказчику денежные средства, внесенные этим участником в качестве обеспечения последней заявки на счет, который указан заказчиком и на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
То есть мера ответственности, предусмотренная частью 27 статьи 44 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлена за непредставление участником закупки при участии в электронном аукционе документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N1289 в свою очередь, утверждено в рамках "антикризисного плана" и направлено на развитие отечественного производства лекарственных препаратов. При этом Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N1289 не предусматривает ответственность участника закупки за предложение в своей заявке лекарственного препарата иностранного производства.
Следовательно, у аукционной комиссии при применении Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N1289 в отношении заявки участника, содержащая лекарственный препарат иностранного производства, отсутствует правовые основания для признания такой заявки не соответствующей требованиям, установленным аукционной документации. Также неправомерно производится списание денежных средств внесенных участником закупки в качестве обеспечения заявки в пользу заказчика.
Также в целях установления законного применения Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N1289, заявитель просит проверить заявки с порядковыми номерами 10 и 11 на содержание предложения о поставке одного и того же производителя лекарственного препарата, а также о наличии в таких заявках сертификатов формы СТ-1.
В обоснование правомерности действий комиссии представитель уполномоченного органа пояснил следующее.
При проведении электронного аукциона, комиссия рассматривает в соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок вторые части заявок участников закупки на соответствие их требованиям, установленным документацией об аукционе.
Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствие участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок и пункта 50 информационной карты электронного аукциона установлены условия и запреты в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N1289.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N1289 отклоняются все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N1289 подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года, и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
По итогам рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционной комиссией принято решение об отклонении заявки с порядковым номером 4 (ООО "ФК САТИКОМ").
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона заявка Общества не соответствует требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, Постановлению Правительства РФ от 30.11.2015 N1289.
ООО "ФК САТИКОМ" указано наименование страны происхождения предлагаемого товара - Индия.
Участники закупки с порядковыми номерами 10 и 11, содержат предложения о поставке лекарственных препаратов российского происхождения "Меропенем" и "Меропенем-ДЕКО". В составе второй части заявки участниками на лекарственные препараты были представлены сертификаты о происхождении товара по установленной форме СТ-1.
Таким образом, так как все необходимые условия для применения Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N1289 соблюдены, заявка ООО "ФК САТИКОМ", содержащая предложение о поставке иностранного лекарственного препарата, правомерно признана аукционной комиссией несоответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
На основании изложенного, представитель уполномоченного органа просит признать жалобу заявителя необоснованной в полном объеме.
В своем мотивированном отзыве заказчик указал, что он полностью поддерживает позицию уполномоченного органа и считает действия аукционной комиссии правомочными.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае: непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
На основании части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" отклоняются все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно: содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза; не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Данный запрет согласно с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчиком установлен в пункте 50 информационной карты документации указанного электронного аукциона.
Комиссия, рассмотрев материалы дела, установила, что на участие в электронном аукционе были поданы одиннадцать заявок от участников закупки, которые две из них имеют предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства-члены Евразийского экономического союза, а также не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции": заявка с порядковым номером 10 (наименование товара - "Меропенем", производитель - ОАО "Красфарма", наименование страны происхождения товара - Россия); заявка с порядковым номером 11 (наименование товара - "Меропенем-ДЕКО", производитель - ООО "Компания "Деко", наименование страны происхождения товара - Россия), что подтверждается сертификатами о происхождении товара формы СТ-1, которые приложены в составе вторых частей заявок участников закупки.
Также Комиссия установила, что в заявке заявителя был указан лекарственный препарат, происходящий из иностранного государства, а именно из Индии.
В соответствии с частью 2 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок, или копии этих документов.
Следовательно, признание заявки не соответствующей требованиям и отклонение такой заявки, содержащей предложение о поставке лекарственного препарата иностранного происхождения (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 комиссия осуществляет по результатам рассмотрения вторых частей заявок.
Таким образом, аукционная комиссия, действуя в пределах своих полномочий, правомерно признала заявку ООО ФК "САТИКОМ" на участие в рассматриваемом электронном аукционе не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
В соответствии с пунктом 3.9 Административного регламента у Комиссии Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок отсутствуют полномочия по рассмотрению жалобы на действия (бездействия) оператора электронной площадки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 3 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО ФК "САТИКОМ" на действия комиссии при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на закупку антибиотиков для нужд ГБУЗ ВО "Городская больница N 4 г.Владимира" (N закупки 0128200000116008580) необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 16 сентября 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2016