Резолютивная часть оглашена 27.09.2016
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу Индивидуального предпринимателя "Г" (далее - Индивидуальный предприниматель, заявитель) на положения документации об электронном аукционе на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту проездов и автомобильных дорог общего пользования местного значения в округе Муром (N закупки 0128300001316000079).
26.09.2016 в соответствии с пунктом 3.33 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией был объявлен перерыв до 27.09.2016.
26.09.2016 на заседании Комиссии присутствовали представители заказчика - управления жилищно-коммунального хозяйства администрации округа Муром, уполномоченного органа - администрации округа Муром Владимирской области.
Заявитель, уведомленный надлежащим образом, явку своего представителя не обеспечил.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба Индивидуального предпринимателя "Г" на положения документации об электронном аукционе на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту проездов и автомобильных дорог общего пользования местного значения в округе Муром (N закупки 0128300001316000079).
По мнению заявителя, документация указанного электронного аукциона составлена с нарушениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
1. Заказчик в извещении о проведении электронного аукциона не указал все требования к участникам закупки, установленные в соответствии с пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В нарушение пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в извещении о проведении электронного аукциона отсутствует полный перечень требований, предъявляемых к участникам закупки.
В документации об электронном аукционе указано, что установленные на основании части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в соответствии с постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N99) дополнительные требования к участникам закупки: наличие у участника закупки опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка (не менее 5338485,40 руб.). Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
2. Заказчик указывает недостоверную дату окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об электронном аукционе - 17.09.2016, так как дата и время окончания подачи заявок 21.09.2016 09:00.
3. Начальная (максимальная) цена контракта рассматриваемой закупки составляет 26692427,00 рублей. Соответственно заказчиком применяется Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99. Однако, в документации об электронном аукционе не установлена группа работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупок соответствия требованиям пункта 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
Указанные действия заказчика не соответствуют части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок и нарушают пункт 6 части 5 статьи 63, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В проекте контракта отсутствует указание об изменении способа обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 7 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, заявитель считает, что вышеизложенные нарушения приводят к ограничению числа участников закупки.
Заказчик, ознакомившись с жалобой заявителя, считает ее полностью необоснованной по следующим основаниям.
1. В извещении о проведении электронного аукциона были установлены единые требования к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок и в пункте 5.2 документации об электронном аукционе в разделе "Инструкция участникам закупки" перечислены предъявляемые единые требования к участникам закупки в соответствии с пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Также в извещении о проведении электронного аукциона было установлено требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе в сфере закупок реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок в извещении о проведении электронного аукциона заказчиком были установлены и иные дополнительные требования к участникам согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99: наличие у участника закупки опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка (не менее 5338485,40 руб.). Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе".
2. В соответствии со статьей 191 Гражданского Кодекса РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок срок предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе истекает за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Тем самым, заказчик в пункте 57 информационной карты аукциона установил последний день окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе - 17.09.2016, то есть за три дня (18.09.2016, 19.09.2016, 20.09.2016) до дня окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 21.09.2016.
3. Работы по предмету контракта входят в группу 42. Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 26692427,00 рублей, тем самым цена контракта более 10 миллионов рублей.
Таким образом, согласно Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 заказчик установил в пункте 47.1 информационной карты аукциона дополнительные требования к участникам закупки, которые установлены на основании части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99: наличие у участника закупки опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка (не менее 5338485,40 рублей). Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного Кодекса РФ объект капитального строительства - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Следовательно, автомобильные дороги и проезды, ремонт которых выполняется по контракту, в соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного Кодекса РФ являются объектами капитального строительства.
В пункте 19 информационной карты аукциона заказчиком на работы по предмету контракта установлен код по ОКПД2 42.11.20.000 - работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов. Данный код включает в себя строительные работы по строительству только объектов капитального строительства: автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети, прочих автомобильных или пешеходных дорог, взлетно-посадочных полос аэродромов. В связи с этим соответствующими работами по коду ОКПД2 42.11.20.000 могут быть строительные работы, связанные только с объектами капитального строительства.
4. Заказчик считает, что им не нарушены требования части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Положения статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок закупки не содержат требования об обязательном включении в проект контракта условия предусмотренного частью 7 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, по мнению заказчика нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок с его стороны при осуществлении данной закупки не допущено.
В своем мотивированном отзыве уполномоченный орган указал, что полностью поддерживает позицию заказчика и считает, что доводы в жалобе заявителя необоснован, а также нарушения со стороны заказчика отсутствуют.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Таким образом, извещение о проведении электронного аукциона должно содержать требования пункта 1 части 1, части 1.1 (при наличии такого требования) и частей 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В пункте 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено указание в извещении о проведении электронного аукциона требований к участникам закупки, которые установлены в пунктах 3-9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Следовательно, заявитель ошибочно считает, что указанные непредусмотренные требования должны содержаться в извещении о проведении электронного аукциона.
Комиссия установила, что в извещении о проведении рассматриваемого электронного аукциона заказчиком установлены единые требования к участникам закупки, в соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
2. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
На основании части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок разъяснения положений документации об электронном аукционе размещаются на официальном сайте при условии, что запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе поступил не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок.
Согласно информации указанной в извещении о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе дата окончании подачи заявок - 21.09.2016.
Пункт 57 информационной карты электронного аукциона содержит информацию о порядке, дате начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе, где установлена дата окончания срока предоставления разъяснений - 17.09.2016.
Также в данном пункте содержится указание о том, что заказчик размещает разъяснения положений документации об электронном аукционе при условии, если указанный запрос поступил не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Следовательно, заказчик, установив дату окончания срока предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе за три дня до даты окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе, не нарушил требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
3. В пункте 47.1 информационной карты электронного аукциона указаны документы и информация, необходимые для подтверждения соответствия участника закупки дополнительному требованию в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка ( не менее 5338485,40 рублей. Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.
Согласно Постановлению Правительства от 04.02.2015 N99 от участников закупки требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе строительных работ, на выполнение которых заключается контракт.
Проанализировав положения проекта контракта, Комиссия не установила в нем наличия нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Комиссия установила, что в материалы дела заявителем не представлено объективных, неоспоримых документарных доказательств, свидетельствующих о том, что требования и условия, установленные заказчиком в документации об электронном аукционе, приводят к ограничению количества участников закупки.
С учетом изложенного, Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, статьей 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Индивидуального предпринимателя "Г" на положения документации об электронном аукционе на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту проездов и автомобильных дорог общего пользования местного значения в округе Муром (N закупки 0128300001316000079) необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 27 сентября 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.09.2016