Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии: |
Н.С. Ивановой |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
|
членов Комиссии:
с участием представителей: |
А.Г. Киселёвой
Ю.К. Быстровой |
старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России, |
|
Заказчика - ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Калининградской области" |
М.Ю. Дедковой
|
представителя по доверенности,
|
в отсутствие представителей ООО "ГЕОПРОЕКТ" о времени и месте проведения заседания уведомленных надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "ГЕОПРОЕКТ" (далее - Заявитель) на действия заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Калининградской области" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона (извещение N 0335100004716000055) на выполнение работ по реконструкции осушительной насосной станции N 51 в и магистральных каналов, Славский район, Калининградская область (далее - Аукцион) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 12.09.2016 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании документации об Аукционе.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
По мнению Заявителя, при формировании документации об Аукционе Заказчиком допущены следующие нарушения Закона о контрактной системе:
- извещением о проведении Аукциона установлено ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457, которое предусматривает не ограничение, а запрет на выполнение работ организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики;
- в нарушение части 5 статьи 30, статьи 63 Закона о контрактной системе, предусматривающей установление в извещении требования к поставщику (подрядчику, исполнителю) о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, извещением о проведении Аукциона установлено преимущество участникам, привлекающим субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации в качестве соисполнителей, субподрядчиков для исполнения контракта. Данное положение также противоречит документации об Аукционе;
- документация об Аукционе содержит противоречивые данные, не позволяющие генеральному подрядчику приступить к началу выполнения работ в срок, что может повлечь за собой применение мер ответственности со стороны Заказчика. Так, согласно п. 2.2 проекта контракта начало выполнения работ на следующий календарный день со дня заключения контракта, при этом п.п. 4.1.2, 4.1.3 проекта контракта устанавливают, что Заказчик передает проектную документацию, необходимую для выполнения работ, в течение пяти календарных дней от даты заключения контракта. Пунктом 6.15 проекта контракта предусмотрена ответственность генерального подрядчика за нарушение сроков выполнения работ по итогам месяца относительно сроков, предусмотренных графиком выполнения и производства работ в размере 10 % от стоимости невыполненных в срок работ.
- пунктом 4.5.4 проекта контракта установлено право Заказчика вносить предложения о замене субподрядчика, неудовлетворительно выполняющего работы по контракту, что противоречит нормам гражданского законодательства.
Заявитель просит устранить допущенные нарушения.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе. Документация об Аукционе сформирована Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в том числе ст. ст. 33, 64 Закона о контрактной системе. Требования к товарам в аукционной документации изложены исходя из потребностей Заказчика. Описанные характеристики товаров, используемых в работе, основаны на характеристиках, указанных в ГОСТ.
Более того, участникам закупок статьей 65 Закона о контрактной системе предоставлено право получения разъяснений положений документации об аукционе, что может быть использовано, в частности, при установлении разногласий в документации об Аукционе. Заявитель таким правом не воспользовался.
Таким образом, Заказчик считает доводы Заявителя несостоятельными и просит признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
27.08.2016 Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона (N 0335100004716000055) и документация об Аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 32 103 830,00 рублей.
1. Пунктом 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе определено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 1457 предусмотрено, что работы, услуги, закупаемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не могут выполняться, оказываться организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Таким образом, заказчики при подготовке документации о закупке и (или) извещения об осуществлении закупки работ, услуг устанавливают на основании пункта 1 части 1 статьи 31 либо части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе единое требование о том, что участник закупки не может являться организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Извещением о проведении Аукциона в разделе "Ограничения участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя)" установлен запрет на допуск работ, услуг соответственно выполняемых, оказываемых организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики для целей осуществления закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457.
Данные положения соответствуют требованиям Закона о контрактной системе и Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 1457.
2. В соответствии с п. 5 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи.
Частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Частями 5, 6 статьи 30 Закона о контрактной системе определено, что Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
Таким образом, Законом о контрактной системе определено право Заказчика установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю) о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций и определена обязанность указать преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе.
Представителем Заказчика даны пояснения о том, что в соответствии с правом, предоставленным положениями ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе, им установлено требование к подрядчику о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. В извещении о проведении Аукциона указано аналогичное требование, которое было внесено в извещение посредством заполнения предложенной функционалом сайта электронной формы. Функционал сайта указанное требование расположил в разделе "Преимущества". Реализация указанного требования для участников не зависит от формулировки раздела, в котором оно размещено и предусмотрена только положениями ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе. В разделе "Требования" извещения о проведении Аукциона обозначены требования к участникам закупки, предусмотренные статьей 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, пунктом 2.1.1 раздела 1 "Аукцион в электронной форме (общие условия проведения аукциона в электронной форме)" документации об Аукционе установлено, что документация об Аукционе раскрывает, конкретизирует и дополняет информацию, содержащуюся в извещении о проведении аукциона; в случае любых противоречий между ними документация об аукционе имеет приоритет.
Комиссией установлено, что в пункте 14 раздела 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" Заказчиком указано об установлении требования к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере, определенном в проекте контракта. Пунктом 4.1.30 проекта контракта установлено, что Генеральный подрядчик обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (в соответствии с частью 5, 6 статьи 30 Закона о контрактной системе) в объеме 15% от цены Контракта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о соблюдении Заказчиком требований ст. 30 Закона о контрактной системе и о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
3. В соответствии со ст.ст. 42, 64 Закона о контрактной системе извещение о проведении закупки, документация об аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе информацию о сроках поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг.
Положениями проекта контракта (раздел 4 документации об Аукционе) предусмотрено, в том числе:
1.1. Генеральный подрядчик обязуется на свой риск, в срок, установленный Контрактом, по заданию Заказчика выполнить строительные работы (реконструкцию) по Объекту (п. 1.1);
2.1. Контракт вступает в силу со дня его заключения, и действует до полного исполнения Сторонами обязательств по Контракту. Окончание срока действия Контракта не освобождает Стороны от ответственности за его нарушения. Генеральный подрядчик обязуется выполнить работы по контракту в соответствии с календарным графиком выполнения работ (Приложение N 2) и графиком производства работ, составленным Генеральным подрядчиком в соответствии с утвержденным сторонами графиком выполнения работ (Приложение N 2).
2.2. Начало выполнения Работ по Контракту: на следующий календарный день со дня заключения настоящего контракта.
2.3. Срок окончания выполнения Работ (в том числе строительно-монтажных работ) по Контракту: 25 декабря 2016 года.
2.4. Даты, указанные в пунктах 2.2. и 2.3. настоящего Контракта, а также в календарном графике выполнения работ, графике производства работ являются исходными для определения имущественных санкций в случаях нарушения сроков выполнения Работ.
4.1.2. В течение 5 календарных дней от даты заключения настоящего Контракта Генеральный подрядчик обязан принять от Заказчика по акту приема-передачи, оформленному в установленном порядке проектную документацию, необходимую для выполнения работ по настоящему Контракту.
4.1.3. В течение 2 календарных дней со дня подписания настоящего контракта Генеральный подрядчик обязан предоставить Заказчику на согласование график производства работ и проект производства работ (ППР) по объекту в 3-х (трех) экземплярах на бумажном носителе.
6.15 за нарушение сроков выполнения работ по итогам месяца относительно сроков, предусмотренных графиком выполнения и графиком производства работ, по каждому виду просроченных работ - неустойку в размере 10% от стоимости не выполненных в срок работ;
Представителем Заказчика даны пояснения о том, что установленные в контракте сроки являются объективной потребностью Заказчика в связи с ограниченным сроком производства работ и возникновением стихийной ситуации на объекте вследствие превышения количества выпавших осадков и затопления земель сельхозназначения. Выполнение работ, предусмотренное с даты подписания контракта, включает в себя весь комплекс необходимых мероприятий (заказ оборудования и материалов, подготовка площадки, организация и планирование работ и т.п.).
Комиссия также отмечает, что проектно-сметная документация размещена в составе документов закупки на официальном сайте, находится в свободном доступе, участник закупки на дату заключения государственного контракта уже имеет необходимую документацию для производства начала работ и составления графика производства работ.
Кроме того, пунктом 6.6 проекта контракта предусмотрено освобождение стороны от ответственности в случае просрочки исполнения обязательств по вине другой стороны.
Санкция, установленная п. 6.15 проекта контракта, предусмотрена как мера ответственности за факт несоблюдения установленного графика производства работ и не имеет отношения к просрочке исполнения основного обязательства по нарушению срока выполнения работ.
В данной связи, Комиссия приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы Заявителя.
4. Довод Заявителя о незаконном установлении права Заказчика вносить предложения о замене субподрядчика, неудовлетворительно выполняющего работы по контракту признается необоснованным, поскольку Законом о контрактной системе не установлен запрет включать в проект контракта указанное право Заказчика. Заявителем также не указана норма права, не позволяющая предоставить Заказчику данное право.
5. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Приложением N 1 к разделу 3 "Техническое задание (описание объекта закупки) и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" документации об Аукционе (далее - ТЗ) установлены, в том числе (к примеру) следующие показатели:
- пункты 1 ТЗ "Горячекатаная арматурная сталь диаметром 10 мм": временное сопротивление разрыву - не более 12 кгс/мм2; испытание на изгиб в холодном состоянии - должен быть 90°C;
- пункты 2, 3 ТЗ: временное сопротивление разрыву - более 59 кгс/мм2; испытание на изгиб в холодном состоянии - должен быть 90°C;
- пункт 14 ТЗ "Кабель силовой с пластмассовой изоляцией марки ВВГ": прочность при разрыве до старения - не менее 10,0 Н/мм2; прочность при разрыве после старения - не менее 10,0 Н/мм2; значение показателя токсичности продуктов горения полимерных материалов для внутренней и наружной оболочек кабеля - более 40 г/м2 и др.;
- пункт 7 ТЗ "Проволка (для рыбозащитной сетки)": допускаемый разбег временного сопротивления разрыву - не более +17%; разбег временного сопротивления разрыву - не более 160 (16) н/мм2 (кгс/м2);
и др.
Исходя из системного анализа положений документации и ГОСТ, указанных Заказчиком в Разделе 3, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные параметры товаров являются расчетной величиной и используются при испытании товаров в соответствии с требованиями ГОСТ. Проведенные испытания не свидетельствует о функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристиках объекта закупки, они лишь используются для определения данных характеристик объекта закупки. Таким образом, результаты испытаний товаров не могут быть признаны показателем товара. Участник Аукциона в процессе подготовки заявки не должен обладать информацией о точном значении вышеуказанных показателей.
Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования Заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявки на участие в Аукционе.
При условии соответствия товара требованиям ГОСТ допустимые значения показателей товара, результатов испытаний не могут отличаться и выходить за пределы, установленные государственным стандартом, следовательно, требование к их описанию является избыточным и нарушает правило объективного характера описания объекта закупки, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, принимая во внимание, что выявленное нарушение не повлияло на результаты допуска участника к закупке, антимонопольный орган, руководствуясь принципами разумности, добросовестности и справедливости, принимает решение не выдавать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос ведущего заседание Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ГЕОПРОЕКТ" необоснованной.
2. Признать заказчика - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Калининградской области" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать в связи с тем, что допущенное нарушение не повлияло на результаты Аукциона.
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушения Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Ведущий заседание Комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены Комиссии: |
|
А.Г. Киселёва
Ю.К. Быстрова
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 16 сентября 2016 г. N КС-284/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2016