Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "ЛИКОМ" (далее - Заявитель) на действия Аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку топлива (извещение N 0356100002316000067),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356100002316000067 ФБУ "Администрация Камского бассейна внутренних водных путей" (далее - Заказчик) проводился электронный аукцион на поставку топлива.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Аукционной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона заявки ООО "Максимум", ООО "Профит", ООО "Ликом" признаны соответствующими требованиям, установленным документацией о закупке.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.3 ст.33 Закона о закупках, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.2 ч.5 ст.66 Закона о закупках, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 6 ст. 66 Закона о закупках, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В документации о закупке (Раздел 3) установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Федерального закона N 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ;
- приложить копию лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах. Поставщик вправе привлечь для выполнения условий поставки субподрядчика имеющего данную лицензию. В случае привлечения субподрядчика участник должен предоставить копию договора субподряда и копию лицензии субподрядчика.
Вместе с тем, положение документации о том, что участник может предоставить копию лицензии субподрядчика, представить копию договора субподряда нельзя признать соответствующими требованиям Закона о закупках, поскольку из приведенных выше норм Закона о закупках следует, что соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации, должен непосредственно участник закупки.
Из системного толкования приведенных выше положений Закона о закупках следует, что Заказчик обязан установить требование о соответствии участника закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации и требование о предоставлении документов, подтверждающих такое соответствие, в составе второй части заявки.
Однако, в данном случае и требование о наличии спорной лицензии является незаконным. Делая такой вывод, антимонопольный орган исходит из следующего.
Объектом закупки является поставка топлива. В соответствии с требованиями Технического задания, потенциальный победитель должен поставить 65 тонн топлива дизельного ЕВРО, 515 тонн топлива судового.
При этом, указано, что топливо отпускается методом бункеровки в суда Получателя с нефтебуксировочных судов Поставщика или специализированных нефтебункировочных причалов.
В п.3.3 проекта контракта указано следующее: Место и условия поставки товара:
Топливо судовое:
450 тонн - в танкер "Владимир Недорезов" река Кама 1630-2267 км по Атласу ЕГС Европейской части РФ т.9 ч.1,2 в течение 4 дней с момента подачи заявки.
65 тонн - в суда Верхне-Камского района водных путей и судоходства река Кама 2243 км по Атласу ЕГС Европейской части РФ т.9 ч.1 в течение 4 дней с момента подачи заявки.
Топливо дизельное Евро:
35 тонн - в суда Верхне-Камского района водных путей и судоходства, река Кама 2243 км по Атласу ЕГС Европейской части РФ т.9 ч.1 в течение 4 дней с момента подачи заявки.
30 тонн - в танкер "Владимир Недорезов" река Кама 1630-2267 км по Атласу ЕГС Европейской части РФ т.9 ч.1,2 в течение 4 дней с момента подачи заявки.
Топливо отпускается методом бункеровки в суда Получателя с нефтебункеровочных судов Поставщика или специализированных нефтебункеровочных причалов, что является перегрузкой опасных грузов на речном транспорте. Поставщик должен иметь лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах. Поставщик вправе привлечь для выполнения условий поставки субподрядчика имеющего данную лицензию. В случае привлечения субподрядчика участник должен предоставить копию договора субподряда и копию лицензии субподрядчика.
Пунктом 1 статьи 86 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ определено, что опасными грузами являются грузы, которые в силу присущих им свойств и особенностей при их перевозках и перегрузках могут создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей.
Параграфом 3 раздела 1 Правил перевозки грузов, утверждённых приказом Минречфлота РСФСР от 14.08.1978 N 114, опасные грузы по характеру опасности подразделяются на классы и подклассы. К опасным грузам относятся самовозгорающиеся вещества, которые в обычных условиях транспортирования могут самопроизвольно нагреваться и воспламеняться (подкласс 4.2).
Дизельное топливо в силу присущих ему свойств и особенностей является опасным грузом, поскольку легко воспламеняется и может стать причиной пожара, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей, причинению вреда жизни или здоровью граждан и вреда окружающей среде.
В соответствии с пп.28 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах подлежит лицензированию.
Пунктом 3 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, утверждённого постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 N 193, определено, что погрузочно-разгрузочная деятельность включает, в том числе работы по перегрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, бункеровочную базу.
Пунктом 4 Положения о лицензировании установлено, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ по перегрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте, является, в том числе наличие у соискателя лицензии (лицензиата) в собственности или на ином законном основании для осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности производственных объектов, соответствующих требованиям технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 623.
То обстоятельство, что деятельность по бункеровке судов топливом относится к погрузочно-разгрузочной деятельности, равно как и то, что при осуществлении деятельности, связанной с погрузочно-разгрузочными работами применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, наличие лицензии обязательно, Заказчиком не оспаривалось.
Между тем, Комиссия отмечает следующее.
Как указано ранее, объектом спорного аукциона является поставка топлива, в частности, в п.1.1 проекта контракта указано, что Поставщик принимает на себя обязательства по поставке топлива объемом 580 тонн, в том числе, топливо дизельное - 65 тонн, топливо судовое - 515 тонн.
То есть целью проведения аукциона является именно поставка топлива, а бункеровка судов топливом имеет характер обязательного, но все же дополнительного этапа.
Таким образом, документацией об аукционе предусмотрены работы, которые могут выполнять организации, не имеющие спорной лицензии.
С учетом изложенного выше, с учетом отсутствия положения о запрете привлечения субподрядной организации, в данном конкретном случае, в действиях Заказчика имеется нарушение п.1 ч.1 ст.64 и п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
Комиссией установлено, что в составе вторых частей заявок ООО "Максимум", ООО "Профит", ООО "ЛИКОМ" были представлен договоры поставки (субподряда), заключенные с ООО "Бункер-Трейд" 18.08.2016 г. и 13.04.2016 г. соответственно, а также была приложена копия лицензии данной организации.
Как указано выше, возможность предоставления таких документов была предусмотрена условиями аукционной документации.
В соответствии с ч.1 ст.69 Закона о закупках Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно ч.2 ст.69 Закона о закупках Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с п.1 и п.2 ч.6 ст. 69 Закона о закупках, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В рассматриваемой ситуации, Аукционная комиссия, руководствуясь положениями аукционной документации, правомерно признала 30.08.2016 г. вторые части заявок участников закупки соответствующими требованиям аукционной документации.
Довод подателя жалобы о том, что в заявках имелись недостоверные сведения, во внимание принят быть не может.
Действительно, согласно ответу ООО "Бункер-Трейд", данному 08.09.2016 г. Заказчику и 21.09.2016 г. антимонопольному органу, договор на поставку топлива был заключен с ООО "Ликом" и не заключался с ООО "Максимум" и ООО "Профит", однако, подведение итогов закупки состоялось 30.08.2016 г., то есть ранее, чем был получен ответ.
Доказательств того, что на момент рассмотрения вторых частей заявок Аукционная комиссия располагала или могла располагать сведениями о наличии в составе вторых частей заявок ООО ""Профит" и ООО "Максимум" недостоверных сведений, антимонопольному органу не представлено.
Кроме того, как указано выше, спорные положения аукционной документации не соответствуют требованиям Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЛИКОМ" на действия Аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку топлива (извещение N 0356100002316000067) необоснованной.
2. Признать в действиях ФБУ "Администрация Камского бассейна внутренних водных путей" выявленные в ходе проведения внеплановой проверки нарушения требований п.1, п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
3. Предписание не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результат закупки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 21 сентября 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.09.2016