Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Амекон" на действия государственного заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярский краевой клинический онкологический диспансер имени А.И. Крыжановского" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона N ЭА 4851/16 "Выполнение работ по текущему ремонту корпуса N6 (1-й этаж, 2-й этаж) КГБУЗ КККОД им А.И. Крыжановского, для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 15.09.2016 поступила жалоба ООО "Амекон" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119200000116004339.
Существо жалобы: нарушение заказчиком процедуры заключения государственного контракта по результатам проведения электронного аукциона.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали:
- генеральный директор подателя жалобы Шматько Александр Анатольевич (решение N 1 от 21.04.2014, приказ N 1 от 21.05.2014, удостоверение личности);
- представитель заказчика Махов Владислав Сергеевич (доверенность N 03-юр-2016 от 31.12.2015).
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при проведении процедуры заключения государственного контракта заказчиком было допущено нарушение требований статьи 70 Закона о контрактной системе.
29.08.2016 заказчиком был размещен в единой информационной системе проект контракта. 05.09.2016 податель жалобы направил протокол разногласий в соответствии с частью 4 статьи 70 Закона о контрактной системе. 07.09.2016 заказчик возвращает исправленный контракт в единую информационную систему, регламентированный срок подписания контракта указан до 12.09.2016 включительно.
До истечения такого срока подателем жалобы в единой информационной системе были размещены подписанный со своей стороны проект контракта, банковская гарантия в качестве обеспечения исполнения контракта и информация, предусмотренная статьей 37 Закона о контрактной системе.
13.09.2016 заказчиком опубликован протокол отказа от заключения контракта со следующими пояснениями: "По состоянию на 12.09.2016 (16:24 по местному времени) победитель электронного аукциона не предоставил обеспечения исполнения контракта в соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, а именно предоставленная банковская гарантия отсутствовала в реестре банковских гарантий, основание п. 1 ч. 6 ст. 45 Закона N 44-ФЗ. По данным с сайта Единой Информационной Системы (далее ЕИС, www.zakupki.ru) банковская гарантия с реестровым N 0B622465035137160097 выданная 09.09.2016 г. "Акционерный коммерческий банк "Держава" публичное акционерное общество" (АКБ "Держава" ПАО) была размещена в Реестре банковских гарантий на ЕИС 12.09.2016 г. 14:21 по московскому времени, что выходит за пределы рабочего времени заказчика. В соответствии с ч. 1 ст. 194 Гражданского кодекса РФ порядок совершения действий в последний день срока: если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции. График работы КГБУЗ КККОД им. А.И. Крыжановского: понедельник-пятница с 8:00 до 16:30 данная информация размешена на официальном сайте КГБУЗ КККОД им. А.И. Крыжановского http://onkod.krasgmu.ru/index.php?page[self]=page_contacts. Режим работы установлен соответствующими внутренними правовыми актами. На основании ч. 1 ст. 194, ч. 4 ст. 528 Гражданского кодекса РФ, ч. 13 ст. 70, ч. 5 ст. 96 Закона N 44-ФЗ ООО "Амекон" признается уклонившимся от заключения контракта".
В связи с тем, что сроки на составление протокола, оформление банковской гарантии в обеспечение исполнения контракта, а также на подписание проекта контракта подателем жалобы, по его мнению, соблюдены, он считает, что действия заказчика по отказу от заключения контракта неправомерны.
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчиком были представлены в письменном виде и в устном порядке возражения с указанием на то обстоятельство, что заказчик обоснованно отказался от заключения контракта с подателем жалобы с учетом требований части 1 статьи 194, части 4 статьи 528 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, по мнению заказчика, доводы подателя жалобы являются необоснованными.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту корпуса N6 (1-й этаж, 2-й этаж) заказчика, для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (извещение от 10.08.2016 N0119200000116004339).
Единая информационная система в сфере закупок (далее - единая информационная система) - совокупность информации, указанной в части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 9 статьи 3 Закона о контрактной системе).
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
Из смысла части 4 статьи 59 Закона о контрактной системе следует, что под электронной площадкой понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором проводятся электронные аукционы. Оператором электронной площадки является юридическое лицо, которое владеет электронной площадкой, необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивает проведение таких аукционов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Статьей 60 Закона о контрактной системе предусмотрены особенности документооборота при проведении электронного аукциона, а именно обмен документами и информацией, связанными с проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов, которые должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно такого участника, заказчика или оператора электронной площадки.
Таким образом, обмен информацией, связанной с проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов. При этом функционирование электронной площадки происходит с помощью соответствующих программно-аппаратных средств в непрерывном режиме, что позволяет участникам такого документооборота обмениваться документами (информацией) в рамках сроков, установленных Законом о контрактной системе вне зависимости от специфики времени работы (рабочего дня) того или иного заказчика (участника).
Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 23.08.2016 податель жалобы на основании части 10 статьи 69 Закона о контрактной системе был признан победителем электронного аукциона.
Порядок заключения контракта по итогам электронного аукциона урегулирован статьей 70 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных статьей 70 Закона о контрактной системе, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 Закона о контрактной системе признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В силу части 3 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
Победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов (часть 4 статьи 70 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 5 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе в соответствии с частью 4 статьи 70 Закона о контрактной системе протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. При этом размещение в единой информационной системе заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с частью 4 статьи 70 Закона о контрактной системе не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе.
В течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе документов, предусмотренных частью 5 статьи 70 Закона о контрактной системе, победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, или предусмотренный частью 4 настоящей статьи протокол разногласий (часть 6 статьи 70 Закона о контрактной системе).
Согласно части 7 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.
Частями 4 и 5 статьи 96 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе. В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Проанализировав информацию, представленную оператором электронной площадки, заказчиком и подателем жалобы, в отношении хронологии проведения процедуры заключения государственного контракта по результатам электронного аукциона, Комиссия установила совершение заказчиком и подателем жалобы как победителем электронного аукциона следующей последовательности действий:
29.08.2016 заказчик разместил в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который в нарушение требований части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе не был составлен путем включения цены контракта, предложенной подателем жалобы, в проект контракта, приложенный к документации о таком аукционе;
05.09.2016 податель жалобы при наличии разногласий по вышеуказанному проекту контракта разместил в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона;
07.09.2016 заказчик, рассмотрев протокол разногласий подателя жалобы, без своей подписи разместил в единой информационной системе доработанный проект контракта;
12.09.2016 податель жалобы разместил в единой информационной системе проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени подателя жалобы, документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица - банковскую гарантию от 09.09.2016 N БГ-69823/2016, информацию, предусмотренную частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе;
12.09.2016 заказчик вернул подателю жалобы подписанный последним проект контракта;
12.09.2016 податель жалобы повторно разместил в единой информационной системе проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени подателя жалобы;
13.09.2016 заказчик разместил в единой информационной системе протокол о признании победителя аукциона в электронной форме уклонившимся от заключения контракта.
Согласно протоколу о признании победителя аукциона в электронной форме уклонившимся от заключения контракта от 13.09.2016 основанием для отказа заказчика от заключения контракта послужили обстоятельства того, что по состоянию на 12.09.2016 (16:24 по местному времени) победитель электронного аукциона не предоставил обеспечения исполнения контракта в соответствии частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе с учетом исчисления сроков в соответствии с частью 1 статьи 194, частью 4 статьи 528 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
К моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу со стороны заказчика был представлен скриншот, выполненный из реестра банковских гарантий, расположенного в единой информационной системе, согласно которому информация о банковской гарантии от 09.09.2016 N БГ-69823/2016 была опубликована 12.09.2016 в 14 часов 21 минуту (по московскому времени).
Ссылка заказчика на исчисление сроков для предоставления подателем жалобы подписанного со своей стороны проекта контракта, а также документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 70 Закона о контрактной системе, в соответствии с частью 1 статьи 194 ГК РФ, которая предусматривает порядок действий в последний день истечения срока для совершения действия в организации, отклоняется Комиссией, поскольку процедура заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона, исходя из системного толкования норм Закона о контрактной системе (статьи 59, 60, 70), проходит путем электронного документооборота с использованием единой информационной системы и соответствующих программно-аппаратных средств электронной площадки в непрерывном режиме, что позволяет участникам такого документооборота обмениваться документами (информацией) в рамках сроков, установленных статьей 70 Закона о контрактной системе вне зависимости от специфики времени работы (рабочего дня) того или иного заказчика (участника). Функционал электронной площадки сообщает участнику и заказчику о возможности подавать документы до 23 часов 59 минут.
Также не может быть принята Комиссией во внимание ссылка заказчика на часть 4 статьи 528 ГК РФ, согласно которой в случае, когда государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов на размещение заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный контракт должен быть заключен не позднее двадцати дней со дня проведения торгов.
Законом о контрактной системе установлено специальное нормативное регулирование процедуры заключения контрактов при осуществлении закупок для государственных или муниципальных нужд по результатам проведения аукционов в электронной форме, которым установлено, что контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона (часть 9 статьи 70), при этом предельные сроки на заключение контракта по результатам электронного аукциона в силу наличия возможности направления протоколов разногласий (в отличие от иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя)) Законом о контрактной системе не предусмотрены.
Анализ хронологии проведения процедуры заключения государственного контракта по результатам электронного аукциона показал Комиссии, что документы, предусмотренные частью 6 статьи 70 Закона о контрактной системе, а именно: подписанные со своей стороны проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, были размещены подателем жалобы в надлежащий срок. При этом факт того, что информация о банковской гарантии от 09.09.2016 N БГ-69823/2016, оформленной и предоставленной в качестве обеспечения исполнения контракта, была размещена в единой информационной системе 12.09.2016, не оспаривается ни заказчиком, ни подателем жалобы.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что обеспечение исполнения контракта было предоставлено подателем жалобы в срок, предусмотренный частью 6 статьи 70 Закона о контрактной системе, который подлежит исчислению с момента размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта как от 07.09.2016, так и от 12.09.2016.
Следовательно, во исполнение требований части 7 статьи 70 Закона о контрактной системе заказчику в течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью подателя жалобы, и предоставления им обеспечения исполнения контракта с информацией, предусмотренной частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, т.е. в течение трех рабочих дней с 12.09.2016, надлежало разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе, с учетом того обстоятельства, что на момент 13.09.2016 у заказчика имелись доказательства факта наличия в единой информационной системе информации о банковской гарантии от 09.09.2016 N БГ-69823/2016.
Поскольку подателем жалобы были совершены действия по своевременному предоставлению обеспечения исполнения контракта в виде подписанного со своей стороны документа, информация о котором подтверждалась сведениями реестра банковских гарантий, размещенного в единой информационной системе, то действия заказчика, выразившиеся в отказе от заключения контракта путем составления и размещения протокола о признании участника уклонившимся от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона от 13.09.2016, совершены с нарушением требований части 7 статьи 70 и части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Вследствие вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведенной внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Амекон" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования частей 2 и 7 статьи 70, части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем совершения действий, направленных на заключение контракта с ООО "Амекон" по результатам проведения электронного аукциона.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 21 сентября 2016 г. N 1528
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.09.2016