Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе: Председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, А.В. Меньшиковой, главным специалистом-экспертом, (далее - Комиссия) рассмотрев жалобы ООО "СМУ12", ООО "Транксибстрой" на действия заказчика - Муниципального казенного учреждения "Служба заказчика-застройщика Северо-Енисейского района" (далее - организатор торгов), при определении подрядчика путем проведения электронного аукциона "Работы по строительству конечного остановочного пункта межпоселкового общественного транспорта в гп. Северо-Енисейский" (далее - электронный аукцион) на электронной площадке ЭТП ММВБ "ГОСЗАКУПКИ", установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступили жалобы ООО "СМУ12", ООО "Транксибстрой" на действия заказчика, при проведении аукциона.
Жалобы были поданы в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовали требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем подлежат принятию к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика и подателей жалоб были направлены уведомления о содержании жалоб и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено представить в адрес управления письменные пояснения и копии материалов, необходимые для рассмотрения жалоб.
На рассмотрении жалобы по существу присутствовали:
- представитель заказчика Пономарева Ю.А. (доверенность N 12-а от 12.01.2016);
- представитель уполномоченного органа Башкарева Т.Г. (доверенность N2 от 12.01.2016);
- представитель ООО "СМУ 12" Карташов С.А. (решение N 01 от 25.02.2016, паспорт гражданина РФ).
На рассмотрение жалоб ООО "Транксибстрой" явку своего представителя не обеспечило.
Существо жалобы: несоответствие документации об электронном аукционе требованиям Закона о контрактной системе.
Из содержания жалобы следует, что документация электронного аукциона составлена с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
Из пояснений Заказчика по доводам жалобы ООО "СМУ 12" следует, что в силу п. 2.2. Технического задания (приложение N1 к проекту муниципального контракта) Подрядчик не вправе привлекать к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В документации установлено, что во второй части заявки участник размещения заказа должен предоставить копию действующего свидетельства, выданного саморегулируемой организацией. требование об одновременном наличии у участника закупки допусков, выданных саморегулируемой организацией на "генеральный подряд" и на конкретные виды работ, установлено в соответствии с требованиями градостроительного законодательства. Выводы об этом неоднократно приводились в письмах ФАС России (письмо ФАС от 02.11.2015 N АЦ/60557/15), находили свое подтверждение в судебной практике, о которых должно было знать ООО "СМУ 12", являющееся организацией, осуществляющей строительство.
Что касается установления в проекте муниципального контракта условия о выполнении работ из своего материала, своими силами и средствами с привлечением, при необходимости, субподрядных организаций, то данное условие действительно противоречит требованиям аукционной документации.
Однако, такое несоответствие является не следствием умысла ввести в заблуждение участников аукциона, а технической ошибкой, появившейся из-за огромного количества объявленных закупок (всего в августе размещено 40 закупок).
Поскольку заказчик подразумевал, что выполнение работ по строительству конечного остановочного пункта межпоселкового общественного транспорта в гп Северо-Енисейский должно производиться собственными силами без привлечения субподрядных организаций, а Закон N44-ФЗ предусматривает возможность внесения изменений в контракт, то считаем возможным внесение соответствующих изменений в контракт.
По доводам жалобы ООО "ТРАНКСИБСТРОЙ" представитель заказчика пояснил следующее. Требования к участникам закупки указаны в разделе 1.8. части 1 документации об аукционе (Раздел I. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АУКЦИОНА), а именно единые требования, предъявляемые к участникам закупки указаны в п. 1.8.3 документации, в том числе подпунктом 8 указанного пункта установлено, что: 8) участник закупки не является офшорной компанией.". В извещении о проведении электронного аукциона также указано, что обязательные требования к участникам указаны в п. 1.8.3 документации. Таким образом, утверждение ООО "ТРАНКСИБСТРОЙ" основано на недостаточно подробном изучении (невнимательном ознакомлении) документации об аукционе, содержащей все необходимые требования к участникам закупки.
Уполномоченный орган позицию заказчика поддержал в полном объеме.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ей материалы, а также документы, представленные заказчиком, уполномоченным органом проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалобы установила следующее.
Уполномоченным органом в связи с возникшей потребностью у заказчиком совершены действия по размещению закупки в форме электронного аукциона.
По первому доводу жалобы ООО "ТРАНКСИБСТРОЙ" комиссия по рассмотрению жалобы установила, что согласно требованиям пункта 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в частности о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
Согласно пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
То есть заказчик не вправе возлагать на участников закупки обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям пункта 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Проведя анализ аукционной документации комиссия установила что в пункте 1.8 "Требования к участникам закупки" в подпункте 1.8.3. указано, что к участникам закупки предъявляются единые требования одно из которых "8) участник закупки не является офшорной компанией".
В связи с чем комиссия Красноярского УФАС России приходит к выводу, что данное требование установлено заказчиком в соответствии с требованием Закона о контрактной системе.
По доводам жалобы ООО "СМУ 12" о том, что аукционной документацией неправомерно установлено требование о наличии свидетельства саморегулируемой организации (далее - свидетельство СРО) одновременно на "генеральный подряд" (допуск к работам по организации строительства) и на конкретные виды работ комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
В части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, а именно соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Как указано в части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе в документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ), виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства
Виды работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства утверждены Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009г. N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность капитального строительства".
Проведя анализ документации, комиссия по рассмотрению жалобы установила, что Заказчиком в пункте "Копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованию, установленному п.1 ч.1 ст.31 закона N44-ФЗ (п.п. 3.2.3.2)" информационной карты установлено, что во второй части заявки на основании п.2 ч. 5 ст. 66 Закона N44-ФЗ участник закупки должен представить копии документов, подтверждающих соответствие участника требованию, установленному п.1 ч.1 ст. 31 Закона N44-ФЗ, так как в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены определенные требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, которые являются объектом закупки, и такие требования предусмотрены настоящей документацией об аукционе. А именно:
- лицо, которое будет исполнять муниципальный контракт, заключенный по результатам данного аукциона, в силу ч.3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, будет являться "лицом, осуществляющим строительство", поэтому с учетом требований ч. 3.1 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624* участник закупки должен иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства;
- поскольку настоящей документацией об аукционе (п.2.2 Технического задания, являющегося приложением N1 к проекту муниципального контракта) установлены условия о способе и порядке исполнения муниципального контракта (после проведения аукциона), запрещающие привлекать к исполнению контракта субподрядчика, а, значит, согласно ч.2 и ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации Подрядчик должен выполнить все работы самостоятельно, что возможно только при наличии свидетельства о допуске к видам работ, являющихся предметом контракта, проект которого является неотъемлемой частью настоящей документации об аукционе.
Таким образом, во второй части заявки участник закупки должен предоставить копию действующего свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к следующим видам работ:
III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту:
7. Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций:
7.1. монтаж фундаментов и конструкций подземной части зданий и сооружений.
12.Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов):
12.8. антисептирование деревянных конструкций;
12.9. гидроизоляция строительных конструкций.
20. Устройство наружных электрических сетей и линий связи:
20.2. устройство сетей электроснабжения напряжением до 35 кВ включительно;
20.5. монтаж и демонтаж опор для воздушных линий электропередачи напряжением до 35 кВ.
25. Устройство автомобильных дорог и аэродромов:
25.2. устройство оснований автомобильных дорог;
25.4. устройство покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами;
25.7. устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог;
25.8.устройство разметки проезжей части автомобильных дорог
и
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.2. Транспортное строительство:
33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта;
33.3. Жилищно-гражданское строительство.**.
В приложении к проекту контракта "Техническое задание также указано, что подрядчик обязан выполнить работы по контракту с надлежащим качеством, своими силами (привлечение субподрядных организаций при выполнении работ запрещено на основании пункта 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, требование об одновременном наличии у участника закупки допусков, выданных саморегулируемой организацией на "генеральный подряд" и на конкретные виды работ, установлено в соответствии с требованиями градостроительного законодательства и не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Однако как установлено в пункте 7.3.4 проекта контракта "Выполнить работы в соответствии с контрактом из своего материала, своими силами и средствами с привлечением, при необходимости, субподрядных организаций, в соответствии с условиями контракта, утвержденной проектной документацией, действующими СНиПами и другими нормативными документами, регламентирующими выполнение данного вида работ в установленном контактом и графиком сроки, и предъявить объект в полной строительной готовности Заказчику". То есть заказчиком в проекте контракта установлено условие о привлечении при необходимости, субподрядных организаций, то данное условие противоречит требованиям аукционной документации.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Таким образом, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок.
Комиссия отмечает, что совершение заказчиком действий, связанных с установлением требования о привлечении субподрядчиков с учетом того обстоятельства, что согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта и выше перечисленные нарушения могут быть устранены в процессе заключения контракта по итогам электронного аукциона.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалоб по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "Транксибстрой" необоснованной.
2. Признать жалобы ООО "СМУ 12" частично обоснованной.
3. Признать заказчика нарушившим требования статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в проект контракта на этапе заключения контракта с учетом требований Закона о контрактной системе.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
А.В. Меньшикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 21 сентября 2016 г. N 1531
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.09.2016