Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью Научно-исследовательский институт "Земля и город" (далее - ООО "НИИ "Земля и город") и ИП Москаленко Д.В. на действия муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения "Управление по содержанию и строительству автомобильных дорог г. Норильска" (далее - заказчик) и уполномоченного учреждения - Муниципального казенного учреждения "Управление муниципальных закупок" (далее - уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса "Выполнение работ связанных с осуществлением дорожной деятельности и направленных на совершенствование системы управления развитием автомобильных дорог общего пользования муниципального образования город Норильск, автодорога Норильск - Алыкель, Норильск - Талнах" (далее - конкурс), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 21.09.2016 поступили жалобы ООО "НИИ "Земля и город" и ИП Москаленко Д.В. на действия заказчика и уполномоченного учреждения при проведении конкурса, извещение N 0319300010116000693.
Существо жалоб: документация о проведении конкурса составлена с нарушениями требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалобы были поданы в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовали требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем были приняты к рассмотрению по существу.
В адреса ООО "НИИ "Земля и город", ИП Москаленко Д.В., заказчика, уполномоченного учреждения были направлены уведомления о содержании жалоб с информацией о месте и времени их рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному учреждению было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалоб по существу.
На заседание Комиссии по рассмотрению жалоб по существу явку своих представителей с документами, подтверждающими полномочия, ООО "НИИ "Земля и город", ИП Москаленко Д.В., заказчик, уполномоченное учреждение не обеспечили. Со стороны ООО "НИИ "Земля и город", заказчика, уполномоченного учреждения в адрес Красноярского УФАС России поступили ходатайства о проведении вышеуказанного заседания Комиссии в отсутствие своих представителей (вх. N 16731 от 22.09.2016, вх. N 16896 от 26.09.2016, вх. N 16976 от 27.09.2016).
Из содержания жалоб следует, что, по мнению подателей жалоб, при формировании документации о проведении конкурса, заказчиком, уполномоченным учреждением были допущены следующие нарушения положений Закона о контрактной системе.
По мнению ООО "НИИ "Земля и город", установленное заказчиком, уполномоченным учреждением условие о допуске к участию в конкурсе только кадастровых инженеров, имеющих членство в саморегулируемых организациях кадастровых инженеров, либо юридических лиц, у которых по трудовому договору работают не менее двух кадастровых инженеров, имеющих Свидетельство СРО КИ, противоречит части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
ООО "НИИ "Земля и город" и ИП Москаленко Д.В. отмечают, что при подготовке документации по планировке территории, являющейся объектом закупки, выполнение научных исследований не требуется. Следовательно, требование заказчика, уполномоченного учреждения о необходимости подготовки отчета о проведение работ в соответствии с требованиями ГОСТ 15.101-98. "Порядок выполнения научно-исследовательских работ" является неправомерным.
В состав работ помимо подготовки документации по планировке территории и топографической съемки включены работы по разработке и созданию информационного ресурса "WEB карта". ООО НИИ "Земля и город" считает, что работы по подготовке документации по планировке территории и работы, связанные с созданием информационного ресурса, являются технологически и функционально не связанными, и при проведении закупки не могут быть объединены в один лот.
В существе поданной жалобы ООО НИИ "Земля и город" ставит под сомнение законность содержания пункта 9.4.1 контракта, которое, по мнению указанного подателя жалобы, дает основание заказчику трактовать такой пункт на свое усмотрение, что противоречит требованиям части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе.
ИП Москаленко Д.В. считает, что установленный в конкурсной документации критерий оценки заявок, связанный с опытом выполнения работ в области проектирования, архитектуры не имеет отношения к предмету контракта. Так же ИП Москаленко Д.В. отмечает, что оценивать опыт выполнения работ только на основании заключенных государственных или муниципальных контрактов неправомерно, поскольку стороны свободны в заключении договоров, участник закупки мог приобрести опыт выполнения работ, исполняя договоры с коммерческими организациями.
По мнению ИП Москаленко Д.В., заказчиком, уполномоченным учреждением был установлен ненадлежащий порядок оценки заявок по показателю "Квалификация специалистов", в котором значение количества специалистов 15, подпадает как в диапазон "наличие в штате менее 15 специалистов (включительно)", так и в диапазон "наличие в штате от 15 до 22 специалистов (включительно)". Потенциальным участникам конкурса не ясно сколько будет присвоено баллов, если будет представлено в заявке 15 специалистов: 0 или 25 баллов
Вместе с этим, ИП Москаленко Д.В. обращает внимание на то, что в проекте контракта заказчиком, уполномоченным учреждением был неправомерно установлен порядок исчисления размеров штрафов для заказчика и подрядчика в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств.
По мнению ИП Москаленко Д.В., заказчиком, уполномоченным учреждением должно быть установлено требование о наличии свидетельства саморегулируемой организации в силу части 2 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку работы по созданию опорных геодезических сетей и по созданию и обновлению инженерно-топографических планов в масштабах 1:200-1:5000, в том числе в цифровой форме, по съемке подземных коммуникаций и сооружений включены в перечень, установленный Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
С вышеуказанными доводами подателей жалоб в письменных пояснениях заказчик, уполномоченное учреждение не согласились, ходатайствовали о признании жалоб необоснованными, т.к., по их мнению, положения документации о проведении конкурса являются однозначными и не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев существо жалоб, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченным учреждением были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса на dыполнение работ связанных с осуществлением дорожной деятельности и направленных на совершенствование системы управления развитием автомобильных дорог общего пользования муниципального образования город Норильск, автодорога Норильск - Алыкель, Норильск - Талнах (извещение о проведении конкурса с изменениями от 01.09.2016 N 0319300010116000693).
В силу пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из пункта 2 раздела "Инструкция по процедуре проведения открытого конкурса, по оформлению и подаче заявок на участие в открытом конкурсе (конкурсный документ 1)" конкурсной документации Комиссия установила, что содержание, объем, функциональные, технические и качественные характеристики выполняемых работ установлены заказчиком, уполномоченным учреждением в разделе "Описание объекта закупки (техническое задание) (конкурсный документ 3)" конкурсной документации (далее - Описание объекта закупки).
Проанализировав информацию, изложенную в Описании объекта закупки, Комиссия выявила формулирование в рассматриваемом разделе конкурсной документации нормативно-правовой и методической базы, источника финансирования, основания для разработки, характеристик территории проектирования, целей и задач при выполнении работ, требований заказчика к исходным данным, к порядку выполнения работ, требований к результатам работ, в том числе к составу и содержанию научно-исследовательских работ, работ по подготовке топографической съемки, к составу и содержанию проекта документации по планировке территории, к составу и содержанию WEB карты, к материалам, подлежащим передаче заказчику, к гарантийному сроку.
В результате изучения содержания Описания объекта закупки Комиссия пришла к выводу о том, что в указанном разделе конкурсной документации заказчиком были изложены, исходя из своей потребности, требования к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам объекта закупки, а также максимальные и (или) минимальные, неизменные значения показателей, позволяющие определить соответствие закупаемых работ, установленным заказчиком требованиям в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
При этом в пункте 10.1 Описания объекта закупки заказчиком, уполномоченным учреждением указано на необходимость подготовки отчета о проведении работ в соответствии с требованиями ГОСТ 15.101-98. "Порядок выполнения научно-исследовательских работ". Далее участнику закупки сообщено о процессе выполнения работ, состоящем из следующих этапов:
- выбор направления исследований с целью определения оптимального варианта направления исследований на основе анализа современного состояния территории и проблем ее развития, в том числе оценки результатов ранее выполненных исследований и ранее разработанной градостроительной документации.
- проведение сравнительного анализа вариантов возможных решений с учетом результатов прогнозных исследований, проводившихся по аналогичным проблемам развития территории;
- провести теоретические исследования с целью получения достаточных теоретических и достоверных результатов исследований, для решения поставленных перед НИР задач;
- подготовить план реализации проекта планировки и межевания;
- выполнить оценку финансово-экономической эффективности принятых градостроительных решений;
- подготовить отчет по результатам исследований, с целью оценки эффективности принятых градостроительных решений.
Реализация основных принципов законодательства о градостроительной деятельности, закрепленных в статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), таких как:
1) обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования;
2) обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности;
3) участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия, возможна лишь при использовании в процессе подготовке градостроительной документации научных подходов, связанных с проведением различных анализов и исследований, получением новых знаний, разработке новых методологий, направленных на оценку эффективности ранее принятых градостроительных решений, что в свою очередь позволит создать обоснованные методические указания по подготовке и реализации документации по планировки территории в будущем.
Научно-исследовательская работа (далее - НИР) - работа научного характера, связанная с научным поиском, проведением исследований, экспериментами в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, проявляющихся в природе и в обществе, научных обобщений, научного обоснования проектов.
Из статьи 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" следует, что научная (научно-исследовательская) деятельность - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе, направленная как на получение новых знаний (фундаментальные научные исследования), так и на их применение для достижения практических целей и решения конкретных задач (прикладные научные исследования).
Ряд методических рекомендации по разработке градостроительной документации устанавливают возможность включения в задание на проектирование (градостроительное задание) проведение научно-исследовательских работ.
В соответствии со статьей 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Комиссией были приняты во внимание пояснения заказчика, уполномоченного учреждения о том, что подготовка документации по планировке территории требует глубоких исследований: социологических, демографических, экономических и другой информации. При этом на основе этих исследований, с учетом научных проработок, возможно планирование устойчивого развития территорий на длительный срок.
Документация по планировке территории предусматривает наиболее сбалансированное и рациональное размещение объектов транспортной, инженерной, социальной инфраструктур с целью формирования комфортной среды жизнедеятельности и повышения качества жизни граждан, создания условий для деловой и инвестиционной привлекательности территорий.
Из содержания пункта 7 Описания объекта закупки следует, что основной целью работы является создание обоснованных методических указаний по подготовке и реализации градостроительной документации в будущем, обеспечение устойчивого развития территории путем разработки документации по планировке территории на основе научно-обоснованных предложений по взаимоувязанному, скоординированному в пространстве и времени развитию и размещению основных отраслей экономики, социальной сферы, инженерно-технической инфраструктуры и пр., интегрированных в пределах территории проектирования, путем комплексной её организации.
При этом, результатом таких работ должна быть градостроительная документация, обеспечивающая формирование благоприятной и динамично развивающейся среды жизнедеятельности населения.
Исходя из своей потребности, заказчик определяет новизну работ в пункте 7 Описания объекта закупки в выработке в процессе разработки градостроительной документации новых методических подходов, аналитических исследований, сопоставлений, прогнозного моделирования ситуаций и синхронизации социально-экономических программ, включая: выявление основных проблемных ситуаций; вариантные предложения по разработке градостроительной гипотезы в разрезе территориального развития, экологии, жилищного строительства, развития социальной, инженерно-транспортной инфраструктуры; стратегию пространственной организации территории проектирования, обеспечивающих формирование благоприятной и динамично развивающейся среды жизнедеятельности населения.
Порядок выполнения научно-исследовательских работ установлен, в том числе, ГОСТ 15.101-98, а результаты выполнения научно-исследовательских работ оформляются отчетом о проведении научно-исследовательских работ (пункт 10.1 Описания объекта закупки).
В пункте 10.4 Описания объекта закупки заказчик указал на необходимость, после окончания работ по подготовке проекта документации по планировке территории, создания интерактивной WEB карты, содержащей сведения о современном состоянии и перспективах развития территории города Норильска, с возможностью ее редактирования уполномоченными лицами.
При этом из указанного пункта конкурсной документации следует, что создание данного ресурса обусловлено необходимостью соответствия требованиям действующего градостроительного законодательства РФ, а также для достижения следующих целей:
- обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства;
- сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности в реальном времени.
- обеспечение участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия.
Информационная система "WEB карта" предназначена для работы с градостроительной документацией в интерактивном режиме.
Система должна позволять работать через стандартный веб-браузер без установки дополнительного программного обеспечения. Интерфейс системы должен быть адаптирован для работы с мобильных устройств, включая планшетные компьютеры и мобильные телефоны. В зависимости от предоставленных прав пользователю, система должна функционировать в следующих режимах: режим просмотра, режим редактирования и режим "интерактивной доски".
Режим просмотра предназначен для просмотра сведений, входящих в состав градостроительной документации. В режиме просмотра система должна обеспечивать:
- Отображение пространственных данных, входящих в состав градостроительной документации, в виде единой карты на всю территорию муниципального образования.
Каждый градостроительный документ должен быть представлен на карте в виде одного или нескольких картографических слоев.
- Отображение растровых пространственных данных (топографическая съемка, космоснимки, аэрофотосъемка) в виде подложки.
- Работа с картой (включение/отключение слоев, выбор объекта, масштабирование, перемещение, измерение расстояний, измерение площадей).
- Просмотр фотографий, документов, файлов, связанных с объектами на карте.
- Возможность подключения слоев публичной кадастровой карты maps.rosreestr.ru c просмотром сведений об объектах.
- Возможность использования в качестве подожки публичных карт GoogleMaps, MicrosoftBing.
- Поиск сведений по различным характеристикам. Должна быть возможность формирования запросов любых уровней вложенности.
- Формирование отчетов на определенный участок карты.
- Экспорт пространственных данных в различные форматы.
Режим редактирования предназначен для создания и для редактирования объектов на карте. Для режима редактирования в системе должны быть реализованы следующие функции:
- Создание и редактирование графики пространственных объектов. Должны быть функции создания линейных, точечных, полигональных объектов с возможностью редактирования узлов линий и полигонов.
- Редактирование атрибутивных полей объектов с использованием справочников и классификаторов.
- Сохранения сведений о дате и времени внесений изменений, пользователе, выполнившем изменения.
- Возможность привязки к объектам фотографий, документов, файлов различного типа.
Режим "интерактивной доски" предназначен для совместной работы нескольких пользователей (максимально до 8) при этом система должна обеспечивать:
- Синхронизацию положения карты, набора включенных слоев у всех пользователей. Каждый пользователь должен видеть на экране то, что видят другие пользователи.
- Каждый из пользователей может перемещать карту, делать на ней заметки, при этом положении карты и произведенные заметки должны с минимальной задержкой (менее 1 секунды) отображаться у всех пользователей.
Возможность сохранения заметок пользователей в виде отчета.
Также система должна:
- Иметь возможность работы с любыми системами координат.
- Предоставлять управление правами для различных групп пользователей.
- Предоставлять сведения в виде веб-сервисов в форматах WMS, WFS, для интеграции с другими системами.
Из пункта 4 Описания объекта закупки Комиссией установлено, что заказчик, уполномоченное учреждение осуществляют проведения конкурса с целью реализации мероприятий программы "Развитие транспортной системы на 2016-2018 гг." подпрограмма "Дорожное хозяйство".
Статьей 10 Закона о контрактной системе закреплен принцип стимулирования инноваций, который предусматривает, что заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
Согласно требованиям статей 28, 32, 45 ГрК РФ подготавливаемая градостроительная документация в обязательном порядке до утверждения должна пройти публичные слушания. Для этих целей органы местного самоуправления должны обеспечить ее опубликование в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и разместить на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети Интернет.
Комиссией приняты во внимание пояснения заказчика, уполномоченного учреждения о том, что WEB карта, будучи высокотехнологичной продукцией, направлена на обеспечение реализации указанных выше положений статей ГрК РФ, а также для обеспечения участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия.
Одной из основных задач WEB карты является доведение до населения информации о вновь разработанной градостроительной документации, что обуславливает технологическую и функциональную взаимосвязь создаваемой градостроительной документации с WEB картой. Данный ресурс позволит обеспечить максимальный учет интересов граждан и иных заинтересованных лиц при разработке градостроительной документации. Посредством WEB карты все заинтересованные лица смогут ознакомиться с предлагаемой градостроительной документацией, высказать свои пожелания и замечания, которые будут рассмотрены при подготовке документации. Рассматриваемый ресурс не требует приобретения дополнительного лицензионного программного обеспечения. При этом он не призван заменить собой информационную систему обеспечения градостроительной деятельности.
Из раздела "Обоснование начальной (максимальной) цены (конкурсный документ 7)" конкурсной документации Комиссией было установлено, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта было выполнено заказчиком, уполномоченным учреждением на основании осуществленного анализа рынка путем направления соответствующих запросов хозяйствующим субъектам на предмет уточнения стоимости работ, являющиеся объектом закупки, в соответствии с Описанием объекта закупки. На указанные запросы в адрес заказчика поступили 5 (пять) коммерческих предложений, содержащих ценовые предложения выполнения работ, являющихся объектом закупки, в объеме, предусмотренном Описанием объекта закупки, что свидетельствует о наличии конкурентной среды подрядчиков, имеющих возможность выполнить работы по разработке проекта документации по планировке территории и созданию интерактивной WEB карты, содержащей сведения о современном состоянии и перспективах развития территории города Норильска
Согласно сведениям протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе от 21.09.2016 NПВК1 на участие в конкурсе поступило 2 (две) заявки от участников закупки, в том числе от ИП Москаленко Д.В.
Комиссия обращает внимание на то, что указание заказчиком, уполномоченным учреждением характеристик и требований к работам, которые являются объектом закупки, в том виде и объеме, в которых оно изложено в Описании объекта закупки, с включением требования об оформлении отчета о проведении научно-исследовательских работ, о создании наряду с проектом документации по планировке территории интерактивной WEB карты, не свидетельствует об их необоснованности объективными потребностями заказчика, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки заказчиком при необходимости.
При этом пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет исключительное право заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность.
ООО НИИ "Земля и город" не было представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в Описании объекта закупки требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми, неисполнимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия считает необходимым учесть следующую правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009: "основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок".
Вышеизложенные обстоятельства дают основание Комиссии полагать, что довод ООО НИИ "Земля и город" о включении в Описание объекта закупки технологически и функционально не связанных между собой работ по созданию проекта документации по планировке территории и интерактивной WEB карты, влекущем за собой ограничение количества участников закупки, не нашел своего подтверждения в ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалоб по существу. В свою очередь на основании установленных выше обстоятельств довод ООО НИИ "Земля и город" и ИП Москаленко Д.В. об отсутствии необходимости проведения научно-исследовательских работ при разработке документации по планировке территории признается Комиссией необоснованным, поскольку из Описания объекта закупки, сформированного исходя из потребности заказчика, следует новизна работ, являющихся объектом закупки, заключающаяся в выработке в процессе разработки градостроительной документации новых методических подходов, аналитических исследований, сопоставлений, прогнозного моделирования ситуаций и синхронизации социально-экономических программ, включая: выявление основных проблемных ситуаций; вариантные предложения по разработке градостроительной гипотезы в разрезе территориального развития, экологии, жилищного строительства, развития социальной, инженерно-транспортной инфраструктуры; стратегию пространственной организации территории проектирования, обеспечивающих формирование благоприятной и динамично развивающейся среды жизнедеятельности населения.
В отношении довода ООО НИИ "Земля и город" о том, что заказчиком не включена стоимость научно-исследовательских работ в обоснование начальной (максимальной) цены контракта, Комиссия отмечает следующее.
Согласно части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе ФАС России и ее территориальные органы осуществляют контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что контроль за соблюдением требований к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график, осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
При этом, необходимо отметить, что согласно части 1 статьи 18 Закона о контрактной системе обоснование начальной (максимальной) цены контракта осуществляется заказчиком еще при формировании плана-графика.
Таким образом, соблюдение заказчиком порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта не относится к полномочиям ФАС России и ее территориальных органов.
Вместе с тем, согласно, в том числе, пункту 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о проведении конкурса должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Учитывая вышеизложенное, в полномочия Комиссии входит контроль за соблюдением заказчиком законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в части наличия в документации о проведении конкурса обоснования начальной (максимальной) цены контракта, заявленной в извещении и документации о проведении конкурса.
Вышеуказанные выводы подтверждаются правовой позицией, изложенной в письме ФАС России от 13.01.2016 N ИА/699/16 "По вопросу о проведении проверки действий заказчика при планировании закупок и обосновании начальной (максимальной) цены контракта".
Из раздела "Обоснование начальной (максимальной) цены (конкурсный документ 7)" конкурсной документации следует, что начальная (максимальная) цена контракта в размере 12 953 680,40 рублей была определена заказчиком посредством применения метода анализа рынка с приведением расчета такой цены, который также размещен в единой информационной системе.
На основании вышеизложенного Комиссия в рамках имеющихся полномочий пришла к выводу о том, что действия заказчика, уполномоченного учреждения в части обоснования им начальной (максимальной) цены контракта в документации о проведении конкурса не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
В силу пункта 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Подпунктом г) пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию и документы об участнике открытого конкурса, подавшем заявку на участие в открытом конкурсе, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что при осуществлении закупки заказчику надлежит устанавливать в качестве единого требования к участникам закупки требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что в пунктах 35, 36 раздела "Информационная карта (конкурсный документ 2)" конкурсной документации заказчиком, уполномоченным учреждением установлено единое требование к участникам закупки о предоставлении в составе заявки копии действующего свидетельства о членстве в саморегулируемой организации кадастровых инженеров, а в случае, если участник закупки - юридическое лицо, о предоставлении копий действующих свидетельств о членстве в саморегулируемой организации кадастровых инженеров не менее двух кадастровых инженеров, которые вправе осуществлять кадастровую деятельность.
В пункте 10.3 Описания объекта закупки содержатся требования к работам по подготовке документации по планировке территории (проекта планировки и проекта межевания).
Положения главы 5 ГрК РФ регламентируют порядок подготовки, состава, порядок утверждения документации по планировке территории.
В силу статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории осуществляется в соответствии с системой координат, используемой для ведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с указанной статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений, в том числе об утверждении проекта межевания территории.
На основании части 4 статьи 15 Закона о кадастре недвижимости перечень и содержание документов, направляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления в орган кадастрового учета в случаях, установленных частями 1 - 3.2 статьи 15 Закона о кадастре недвижимости, порядок их направления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, требования к формату таких документов в электронной форме установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 N 71 "Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме" (далее - Правила).
Согласно пункту 6(2) Правил после принятия решения об утверждении проекта межевания территории орган местного самоуправления направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об утверждении проекта межевания территории, а также копию проекта межевания территории.
При информационном взаимодействии документы представляются в виде электронных документов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия (пункт 18 Правил).
Пунктом 19 Правил установлено, что представляемые документы должны быть защищены от доступа лиц, не участвующих в их подготовке, обработке и получении, а также быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего и направившего их органа.
Документы, направляемые в электронном виде в орган кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости, создаются в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных (пункт 21 Правил).
Комиссия отмечает, что ни ГрК РФ, ни Законом о кадастре недвижимости, ни Правилами не определено, что подготовку документации по планировке территории, сведения об утвержденных проектах межевания, которые должны быть переданы в порядке межведомственного взаимодействия в органы кадастрового учета в формате XML-документов, должны осуществлять и разрабатывать кадастровые инженеры.
В соответствии с частями 4, 4.1 статьи 1 Закона о кадастре недвижимости кадастровый инженер - физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров, которое обладает специальным правом на осуществление кадастровой деятельности.
Кадастровой деятельностью является выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными Законом о кадастре недвижимости требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы).
К таким сведениям в соответствии со статьей 37 Закона о кадастре недвижимости относятся межевой план, технический план или акт обследования, а не проекты планировки и проекты межевания территории.
В Описании объекта закупки отсутствуют требования о том, что в результате выполнения работ, являющихся объектом закупки, заказчику, уполномоченному учреждению требуется создать межевой план, технический план или акт обследования. Следовательно, создание указанных документов не является потребность заказчика.
Ссылка заказчика и уполномоченного учреждения на требования части 4.2 статьи 1 Закона о кадастре отклоняется Комиссией по причине того, что случаи, когда при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами подлежат определению координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, подлежат обработке результаты определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка, прямо предусмотрены Законом о кадастре недвижимости при изготовлении кадастровым инженером межевого плана, технического плана (часть 7 статьи 38, часть 5 статьи 41 Закона о кадастре недвижимости), составление которых не является объектом закупки.
Также Законом о кадастре недвижимости в качестве результатов кадастровых работ не поименована подготовка проекта планировки и проекта межевания территории в формате XML-документов, содержащих сведения о границах земельных участков, для передачи информации в государственный кадастр недвижимости.
Согласно части 3 пункта 22 Требований к подготовке межевого плана, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Закона о кадастре недвижимости, предусмотренных Приложением N2 к Приказу Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412, утвержденная в установленном ГрК РФ порядке документация по планировке территории, в том числе проекты межевания территорий, могут быть использованы в целях подготовки межевого плана.
В соответствии со статьей 38 Закона о кадастре недвижимости в межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков.
На основании системного анализа норм ГрК РФ, Закона о кадастре недвижимости Комиссия пришла к выводу о том, что документация по планировке территории может служить основанием для выполнения кадастровыми инженерами кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, при том условии, что непосредственно документация по планировке территории не является результатом кадастровых работ, составляющих кадастровую деятельность, регулируемую нормами Закона о кадастре недвижимости.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, существо работ, являющихся объектом закупки согласно Описанию объекта закупки, Комиссия пришла к выводу о том, что установленное заказчиком, уполномоченным учреждением в качестве единого требования к участникам закупки требование о наличии действующего свидетельства о членстве в саморегулируемой организации кадастровых инженеров, а в случае, если участник - юридическое лицо, то действующих свидетельств о членстве в саморегулируемой организации кадастровых инженеров не менее двух кадастровых инженеров, которые вправе осуществлять кадастровую деятельность, и требование о предоставлении таких документов в составе заявки на участие в конкурсе, влекут за собой ограничение количества участников закупки и противоречат пункту 1 части 1 и части 6 статьи 31, пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
В отношении довода ИП Москаленко Д.В. о необходимости установления требования к участникам о наличии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к выполнению видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, Комиссия сообщает следующее.
В перечне работ, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Приказ N 624), указываются виды работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
Согласно пункту 2 Приказа N 624 Перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с подпунктами 1 - 4, 5 части 17 статьи 51ГрК РФ.
В соответствии подпунктом 4 части 17 статьи 51 ГрК РФ, выдача разрешения на строительство не требуется, если изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом
Выдача разрешения на строительство не требуется в иных случаях, если в соответствии с ГрК РФ, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется (п.5 ч.17 ст.51 ГрК РФ).
Из письменных пояснений заказчика, уполномоченного учреждения Комиссией установлено, что выполнение работ, являющихся объектом закупки, представляет собой выполнение работ, не связанных с изменением конструктивных и других характеристик надежности и безопасности автодороги, разрешения на строительство не требуется.
Работы, которые не оказывают прямого влияния на безопасность объектов капитального строительства, могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами без получения свидетельства о допуске, выдаваемого СРО, что подтверждается требованиями части 2 статьи 47 ГрК РФ.
Следовательно, действия заказчика, уполномоченного учреждения в части неустановления к участникам закупки требования о наличии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к выполнению видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
В силу пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации в постановлении от 28.11.2013 N 1085.
Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе были сформулированы заказчиком, уполномоченным учреждением в разделе "Критерии оценки конкурсных заявок (конкурсные документы 5.1-5.2)" конкурсной документации.
Для оценки заявок на участие в конкурсе были установлены следующие критерии оценки:
1. цена контракта - значимость 60%;
2. Качественные характеристики объекта закупки - значимость 20%, со следующими показателями:
2.1 Наличие методологии проведения работ;
2.2 Наличие системы контроля качества работ;
3. Квалификация участников закупки - значимость 80%, со следующими показателями:
3.1 Опыт участника по успешному выполнению работ в области проектирования, архитектуры, инженерных изысканий, градостроительства, кадастровой деятельности, землеустройства, картографии (далее - Показатель 1);
3.2 Квалификация специалистов (далее - Показатель 2);
3.3 Сведения, подтверждающие деловую репутацию.
В силу пункта 11 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила оценки заявок), для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Возможность установления в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе квалификации участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, предусмотрена пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
В отношении Показателя 1 заказчик, уполномоченное учреждение указали на необходимость оценки опыта участника по успешному выполнению работ в области проектирования, архитектуры, инженерных изысканий, градостроительства, кадастровой деятельности, землеустройства, картографии. В качестве подтверждения опыта выполнения работ участником закупки предоставляются сведения за период 2013 - 2016 гг., а также копии документов (акты выполненных работ), подтверждающих исполнение государственных или муниципальных контрактов за период 2013 - 2016 год.
Согласно статье 2 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" архитектурная деятельность - профессиональная деятельность граждан (архитекторов), имеющая целью создание архитектурного объекта и включающая в себя творческий процесс создания архитектурного проекта, координацию разработки всех разделов проектной документации для строительства или для реконструкции (далее - документация для строительства), авторский надзор за строительством архитектурного объекта, а также деятельность юридических лиц по организации профессиональной деятельности архитекторов.
Архитектурный объект - здание, сооружение, комплекс зданий и сооружений, их интерьер, объекты благоустройства, ландшафтного или садово-паркового искусства, созданные на основе архитектурного проекта.
Архитектурный проект - архитектурная часть документации для строительства и градостроительной документации, содержащая архитектурные решения, которые комплексно учитывают социальные, экономические, функциональные, инженерные, технические, противопожарные, санитарно-эпидемиологические, экологические, архитектурно-художественные и иные требования к объекту в объеме, необходимом для разработки документации для строительства объектов, в проектировании которых необходимо участие архитектора.
Таким образом, разработка проектной документации включает в себя не только собственно подготовку материалов, содержащих технические, архитектурные, инженерные характеристики объектов, но и подготовительные работы, то есть изучение той местности, территории, на которой будет расположен архитектурный объект, обследование земельного участка, подготовка схем, чертежей и планов проектной документации.
Согласно пояснениям заказчика, уполномоченного учреждения опыт участника закупки по успешному выполнению работ в области проектирования, архитектуры имеет значимость и обусловлен спецификой планируемых к выполнению работ, а именно: Описанием объекта закупки предусмотрено проектирование территории, разработка новых методологий, направленных на оценку эффективности ранее принятых градостроительных решений, выработка новых методических подходов при подготовке градостроительной документации, вариантные предложения по разработке градостроительной гипотезы в разрезе территориального развития, экологии, жилищного строительства, развития социальной, инженерно-транспортной инфраструктуры; стратегию пространственной организации муниципального образования, обеспечивающих формирование благоприятной и динамично развивающейся среды жизнедеятельности населения.
Закон о контрактной системе, Правила оценки заявок не регламентируют порядок, в соответствии с которым заказчику надлежит определять области знаний и деятельности при определении ее связанности с предметом контракта в случае установления в конкурсной документации в качестве показателя нестоимостного критерия оценки заявок на участие в конкурсе такого показателя как "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема", предусмотренного пунктом 27 Порядка оценки заявок. Следовательно, раскрывать такой показатель и определять области знаний и деятельности, связанных с предметом контракта, заказчик вправе по своему усмотрению, что не вступает в противоречие с требованиями Закона о контрактной системе.
В отношении довода ИП Москаленко Д.В. о неправомерном проведении оценки по Показателю 1 только на основании исполненных государственных или муниципальных контрактов Комиссия отмечает, что работы, являющиеся объектом закупки, предстоит выполнять в рамках муниципального контракта. Правовое регулирование отношений, связанных с выполнением работ в рамках муниципальных и государственных контрактов осуществляется помимо Гражданского кодекса РФ так же Законом о контрактной системе.
Закон о контрактной системе устанавливает ряд особенностей, связанных с исполнением государственных и муниципальных контрактов. К таким особенностям, например, относится усиленная ответственность подрядчика за нарушение условий контракта, необходимость обеспечения исполнения обязательств по контракту, строго регламентированные случаи возможности изменения условий контракта. Также достоверность представленных участником закупки сведений о выполнении работ по государственным и муниципальным контрактам возможно проверить путем использования функционала реестра контрактов, размещенного в единой информационной системе.
Комиссией принято во внимание пояснение заказчика, уполномоченного учреждение о том, что входящие в Описание объекта закупки работы, а именно: вариантные предложения по разработке градостроительной гипотезы в разрезе территориального развития, экологии, жилищного строительства, развития социальной, инженерно-транспортной инфраструктуры; стратегию пространственной организации муниципального образования, обеспечивающих формирование благоприятной и динамично развивающейся среды жизнедеятельности населения, возможно выполнять только для муниципальных или государственных нужд.
Закон о контрактной системе, Правила оценки заявок не регламентируют порядок, в соответствии с которым заказчику надлежит определять документ (документы), который (которые) подтверждает (подтверждают) наличие опыта у участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема и подлежит (подлежат) оценке в рамках такого показателя нестоимостного критерия оценки заявок на участие в конкурсе. Следовательно, определять такой документ заказчик вправе по своему усмотрению, что не противоречит требованиями Закона о контрактной системе.
В отношении Показателя 2 заказчиком, уполномоченным учреждением предусмотрен следующий порядок определения баллов при произведении оценки заявок на участие в конкурсе:
- наличие в штате более 22 специалистов (без учета численности кадастровых инженеров) - 45 баллов;
- наличие в штате от 15 до 22 специалистов (включительно) (без учета численности кадастровыхинженеров) - 25 баллов;
- наличие в штате менее 15 специалистов (включительно) (без учета численности кадастровых инженеров) - 0 баллов.
Установив вышеизложенный порядок распределения баллов по Показателю 2, Комиссия пришла к выводу о том, что при наличии в штате участника закупки менее 15 специалистов (включительно) (без учета численности кадастровых инженеров) подлежит присуждению 0 баллов. При этом 25 баллов присуждается при наличии в штате 16 - 22 специалистов. Исходя из буквального толкования и непосредственной смысловой взаимосвязи вышеуказанного порядка распределения баллов, предлог "от" не включает величину, непосредственно указанную в крайнем граничном значении, если данный параметр не сопровождается словом "включительно". Следовательно, установленный порядок оценки заявок по Показателю 2 позволяет произвести оценку заявок на участие в конкурсе на предмет определения лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены, что не подлежит признанию нарушающим требования Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, в том числе, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила определения размера штрафов).
Комиссией принята во внимание следующая правовая позиция, изложенная в письмах ФАС России от 01.12.2014 N АД/48791/14 "О направлении информации о включении в контракт условий об уплате неустойки, а также об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей" (вместе с "Типовыми положениями, включаемыми в проект контракта документации о закупке в целях установления размера неустойки (штрафа, пени), а также условиями об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта") и от 21.10.2014 N АЦ/42516/14 "О направлении информации о включении в контракт условий об уплате неустойки, а также об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей" (далее - Правовая позиция, изложенная в письмах ФАС России):
"Надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки целесообразно считать включение в проект контракта:
- штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 5 Правил определения размера штрафов;
- штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 4 Правил определения размера штрафов.
При этом подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил определения размера штрафов содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами определения размера штрафов для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта".
В результате изучения положений проекта контракта в части ответственности сторон такого контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства) Комиссия установила, что такая ответственность установлена пунктами 10.3 и 10.4 следующим образом:
"10.3. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, подрядчик вправе потребовать уплаты штрафа в размере ____________________ руб. (штраф устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в размере 2 % от цены контракта).
10.4. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком своих обязательств (за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства)), предусмотренных настоящим контрактом, заказчик начисляет штраф в размере ____________________ руб. (указать фиксированную сумму, равную 5 % от цены контракта), за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения указанных обязательств".
Установив вышеизложенные обстоятельства, принимая во внимание размер начальной (максимальной) цены контракта (12 953 680,40 рублей), учитывая Правовую позицию, изложенную в письмах ФАС России, Комиссия пришла к выводу о том, что действия заказчика и уполномоченного учреждения, связанные с установлением в проекте контракта размера штрафов для заказчика и подрядчика в порядке, предусмотренном только подпунктами "б" пунктов 4 и 5 Правил определения размера штрафов, без установления порядков определения размеров таких штрафов, предусмотренных подпунктами "а" пунктов 4 и 5 Правил определения размера штрафов для каждого порогового значения цены контракта, не подлежат признанию надлежащим исполнением требований частей 5 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, поскольку в результате проведения конкурса участники закупки имели возможность предложить цену исполнения контракта ниже 3 млн. рублей, что неизбежно влечет за собой необходимость установления в проекте контракта размеров штрафов для заказчика и подрядчика, предусмотренных подпунктами "а" пунктов 4 и 5 Правил определения размера штрафов.
Следовательно, в рассматриваемой части довод ИП Москаленко Д.В. признается Комиссией обоснованным.
Комиссией установлено, что разделом 9 "Обеспечение исполнения контракта" проекта контракта предусмотрены следующие случаи обращения взыскания на обеспечение исполнения контракта:
"9.4.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств по настоящему контракту, обеспеченных денежными средствами, перечисленными заказчику в качестве обеспечения исполнения настоящего контракта или банковской гарантией, заказчик предъявляет требование к банку об уплате суммы обеспечения исполнения настоящего контракта либо удерживает сумму из перечисленных подрядчиком денежных средств в объеме, какой он имеет к моменту удовлетворения;
9.4.2. В случае отказа подрядчика от исполнения обязательств по уплате сумм неустойки (пени, штрафов), предусмотренных условиями настоящего контракта или неуплаты такой неустойки (пени, штрафов) в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты ее предъявления к оплате, заказчик предъявляет требование к банку об истребовании суммы начисленной неустойки (пени, штрафов) из суммы обеспечения исполнения настоящего контракта либо удерживает данную сумму из перечисленных подрядчиком денежных средств".
Проанализировав буквальное содержание вышеуказанных пунктов проекта контракта, Комиссия пришла к выводу о том, что в пункте 9.4.1 заказчиком установлен случай ответственности за неисполнении или ненадлежащем исполнения подрядчиком обязательств по контракту, а в пункте 9.4.2 - случай ответственности подрядчика за отказ от исполнения обязательств по уплате сумм неустойки (пени, штрафов), предусмотренных условиями контракта или неуплаты такой неустойки (пени, штрафов) в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты ее предъявления к оплате, что не свидетельствует о нарушении требований Закона о контрактной системе со стороны заказчика, уполномоченного учреждения. Следовательно, в рассматриваемой части довод ООО НИИ "Земля и город" признается Комиссией необоснованным.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалоб по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО НИИ "Земля и город" обоснованной в части неправомерного установления требования к участникам закупки о наличии и предоставлении копии действующего свидетельства о членстве в саморегулируемой организации кадастровых инженеров, а в случае, если участник закупки - юридическое лицо, о предоставлении копий действующих свидетельств о членстве в саморегулируемой организации кадастровых инженеров не менее двух кадастровых инженеров.
2. Признать жалобу ИП Москаленко Д.В. обоснованной в части ненадлежащего установления в проекте контракта размера штрафов для заказчика и подрядчика.
3. Признать заказчика, уполномоченное учреждение нарушившими требования пункта 1 части 1 и части 6 статьи 31, пункта 4 части 1 статьи 50, частей 5 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, уполномоченному учреждению предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в конкурсную документацию.
5. Передать материалы по жалобе ИП Москаленко Д.В. и ООО НИИ "Земля и город" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 27 сентября 2016 г. N 1558,1559
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.09.2016