Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Петько К.М. на действия муниципального заказчика - Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям Администрации Березовского района Красноярского края (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса предложений "Приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - запрос предложений), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 22.09.2016 поступила жалоба Петько К.М. (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении запроса предложений, извещение N 0319300041016000013.
Существо жалобы: уклонение заказчика от подписания муниципального контракта по результатам проведения запроса предложений.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 6 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали:
- представитель подателя жалобы Жукова Наталья Анатольевна (доверенность 24 АА 2342193 от 30.07.2016, удостоверение личности);
- представитель заказчика Отчина Диана Владимировна (доверенность N 17 от 02.09.2016, удостоверение личности).
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при проведении процедуры заключения муниципального контракта заказчиком было допущено нарушение требований статьи 83 Закона о контрактной системе.
06.09.2016 Красноярским УФАС России было выдано предписание на основании решения от 06.09.2016 N 1436, которым заказчику было предписано отменить протокол отказа от заключения контракта от 25.08.2016 NПОК1 и совершить действия, направленные на заключение контракта с победителем запроса предложений - подателем жалобы, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения Красноярского УФАС России от 06.09.2016 N 1436.
13.09.2016 податель жалобы представил заявление в адрес заказчика с просьбой назначить дату, время, место подписания контракта во исполнение вышеуказанного предписания.
19.09.2016, когда податель жалобы прибыл в адрес заказчика на подписание контракта, ему вручили уведомление о невозможности подписать контракт со стороны заказчика (исх. N 1741 от 15.09.2016), которое 22.09.2016 подателем жалобы было дополнительно получено по почте.
Отказ заказчика от подписания контракта на основании части 21 статьи 83 Закона о контрактной системе податель жалобы считает неправомерным.
Так же податель жалобы обращает внимание на обстоятельство того, что заказчик не отправил подателю жалобы протокол об отмене протокола отказа от заключения контракта от 25.08.2016 NПОК, а только разместил его в единой информационной системе.
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчиком были представлены в письменном виде и в устном порядке возражения с указанием на то обстоятельство, что заказчик обоснованно отказался от заключения контракта с подателем жалобы на основании части 21 статьи 83 Закона о контрактной системе, в связи с чем доводы подателя жалобы являются необоснованными.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса предложений на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса предложений на приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Порядок проведения запроса предложений регламентирован статьей 83 Закона о контрактной системе.
Вскрытие конвертов с окончательными предложениями и открытие доступа к поданным в форме электронных документов окончательным предложениям осуществляются на следующий рабочий день после даты завершения проведения запроса предложений и фиксируются в итоговом протоколе. Участники запроса предложений, направившие окончательные предложения, вправе присутствовать при вскрытии конвертов с окончательными предложениями и открытии доступа к поданным в форме электронных документов окончательным предложениям (часть 15 статьи 83 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 16 статьи 83 Закона о контрактной системе выигравшим окончательным предложением является окончательное предложение, которое в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении запроса предложений, наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам. В случае, если в нескольких окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения контракта, выигравшим окончательным предложением признается окончательное предложение, которое поступило раньше. В итоговом протоколе фиксируются все условия, указанные в окончательных предложениях участников запроса предложений, принятое на основании результатов оценки окончательных предложений решение о присвоении таким окончательным предложениям порядковых номеров и условия победителя запроса предложений. Итоговый протокол и протокол проведения запроса предложений размещаются в единой информационной системе в день подписания итогового протокола.
В результате анализа сведений, размещенных в единой информационной системе в отношении запроса предложений, Комиссией установлено, что итоговый протокол, предусмотренный частями 15 и 16 статьи 83 Закона о контрактной системе, подписан и размещен в единой информационной системе 05.08.2016 за номером ИП1.
Согласно сведениям указанного протокола по решению комиссии заказчика победителем запроса предложений был признан участник с номером заявки N 74, а именно: податель жалобы, с предложением о цене контракта в размере 1 130 000,00 рублей.
Частью 17 статьи 83 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса предложений и окончательным предложением победителя запроса предложений, не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, предусмотренного частью 16 статьи 83 Закона о контрактной системе, и не позднее чем через двадцать дней с даты подписания указанного протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником запроса предложений обеспечения исполнения контракта в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В случае, если победителем запроса предложений не исполнены требования настоящей части, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта. При уклонении победителя запроса предложений от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и заключить контракт с участником запроса предложений, окончательному предложению которого присвоен второй номер. В случае согласия участника запроса предложений, окончательному предложению которого присвоен второй номер, заключить контракт проект контракта составляется заказчиком путем включения в проект контракта условий исполнения контракта, предложенных этим участником.
Согласно части 21 статьи 83 Закона о контрактной системе в случае наличия принятых судом или арбитражным судом судебных актов либо возникновения обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта одной из сторон в установленные статьей 83 Закона о контрактной системе сроки, эта сторона обязана уведомить другую сторону о наличии данных судебных актов или обстоятельств в течение одного дня. При этом течение установленных статьей 83 Закона о контрактной системе сроков приостанавливается на срок исполнения данных судебных актов или срок действия данных обстоятельств, но не более чем на тридцать дней. В случае отмены, изменения или исполнения данных судебных актов или прекращения действия данных обстоятельств соответствующая сторона обязана уведомить другую сторону об этом не позднее дня, следующего за днем отмены, изменения или исполнения данных судебных актов либо прекращения действия данных обстоятельств.
В результате анализа сведений, размещенных в единой информационной системе в отношении запроса предложений, Комиссией установлено, что во исполнение предписания Красноярского УФАС России от 06.09.2016 N 1436, выданного на основании решения Красноярского УФАС России от 06.09.2016 N 1436, 13.09.2016 заказчиком были совершены действия по отмене протокола отказа от заключения контракта от 25.08.2016 NПОК1.
Закон о контрактной системе не вменяет в обязанность заказчику, в случае отмены протокола отказа от заключения контракта и размещения извещения об отмене указанной информации в единой информационной системе, уведомлять в какой-либо форме победителя закупки о совершении заказчиком таких действий, либо направлять победителю закупки извещение об отмене указанной информации в единой информационной системе или протокол об отмене протокола отказа от заключения контракта. Следовательно, действия заказчика по ненаправлению в адрес подателя жалобы протокола об отмене протокола отказа от заключения контракта не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Из существа жалобы и письменных пояснений заказчика Комиссией было установлено, что 19.09.2016 подателю жалобы было вручено нарочно уведомление заказчика (исх. N 1741 от 15.09.2016) о наличии принятого судом судебного акта от 03.08.2016 N 11185, препятствующего подписанию контракта со стороны заказчика по результатам проведения запроса предложений.
Анализ содержания указанного уведомления показал Комиссии, что в содержании такого уведомления заказчик ссылается на наличие судебного акта от 12.08.2016 N 11185.
В ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу представитель заказчика пояснила, что при формировании уведомления заказчика (исх. N 1741 от 15.09.2016) в дате судебного акта была допущена опечатка, заказчик ссылался на судебный акт, о котором заказчику стало известно 03.08.2016 за исходящим номером 11185.
В результате изучения извещения о проведении запроса предложений Комиссией было установлено, что запрос предложений проводился заказчиком на приобретение объекта недвижимости со следующей территориальной принадлежностью: Российская Федерация, Красноярский край, Березовский р-н, территория Березовского муниципального района Красноярского края.
Согласно определению Березовского районного суда Красноярского края от 27.07.2016 по делу N 2-475/2015, полученному заказчиком 03.08.2016 за исходящим номером 11185, Березовский районный суд Красноярского края разъяснил решение от 22.01.2015, которым Администрацию Березовского района обязали предоставить Гусейновой Т.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения в п. Березовка Березовского района Красноярского края.
Победителем запроса предложений - подателем жалобы предложен к реализации объект недвижимости со следующей территориальной принадлежностью: Российская Федерация, Красноярский край, Березовский район, с. Бархатово.
Поскольку заказчик проводил запрос предложений с целью исполнения решения Березовского районного суда Красноярского края от 22.01.2015, из которого не следовало необходимости предоставления Гусейновой Т.А. жилого помещения в п. Березовка Березовского района Красноярского края, поэтому, получив 03.08.2016 определение Березовского районного суда Красноярского края от 27.07.2016 по делу N 2-475/2015 о необходимости на основании вышеуказанного решения предоставления жилого помещения в п. Березовка Березовского района Красноярского края, у заказчика, начиная с 03.08.2016, был в наличии принятый судом судебный акт, препятствующий подписанию контракта со стороны заказчика на объявленных извещением о проведении запроса предложений условиях в установленный статьей 83 Закона о контрактной системе срок.
В связи с тем, что победитель запроса предложений был объявлен на основании итогового протокола от 05.08.2016 NИП1, то заказчику в течение одного дня, т.е. в течение 06.08.2016 надлежало уведомить подателя жалобы о наличии решения Березовского районного суда Красноярского края от 22.01.2015 с учетом разъяснений такого решения, следующих из определения Березовского районного суда Красноярского края от 27.07.2016 по делу N 2-475/2015, полученного заказчиком 03.08.2016.
Установив вышеизложенные обстоятельства, Комиссия пришла к выводу о том, что действия заказчика по уведомлению подателя жалобы о наличии решения Березовского районного суда Красноярского края от 22.01.2015 с учетом разъяснений такого решения, следующих из определения Березовского районного суда Красноярского края от 27.07.2016 по делу N 2-475/2015, уведомлением (исх. N 1741 от 15.09.2016), врученным подателю жалобы 19.09.2016, совершены с нарушением предусмотренного частью 21 статьи 83 Закона о контрактной системе срока для совершения таких действий. Однако фактическое и нормативное основания принятого заказчиком решения о наличии препятствующих заключению контракта обстоятельств, следующие из существа такого уведомления, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в связи с чем довод подателя жалобы о необоснованности действий заказчика, связанных с незаключением контракта по результатам проведения запроса предложений, признается Комиссией необоснованным.
В результате проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса предложений на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд Комиссией было установлено следующее нарушение требований Закона о контрактной системе в части описания объекта закупки в извещении о проведении запроса предложений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 83 Закона о контрактной системе извещение о проведении запроса предложений должно содержать информацию, предусмотренная, в том числе пунктом 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В результате изучения извещения о проведении запроса предложений Комиссией было установлено, что в разделе "Условия контракта в соответствии со ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ" заказчиком было указано в качестве места расположения жилого помещения: территория Березовского района Красноярского края.
Однако в ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу на основании пояснений заказчика Комиссия установила, что потребностью заказчика является приобретение жилого помещения в п. Березовка Березовского района Красноярского края на основании решения Березовского районного суда Красноярского края от 22.01.2015 с учетом разъяснений такого решения, следующих из определения Березовского районного суда Красноярского края от 27.07.2016 по делу N 2-475/2015.
Следовательно, указав в извещении о проведении запроса предложений в разделе "Условия контракта в соответствии со ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ" о месте расположения жилого помещения, являющегося объектом закупки, на территории Березовского района Красноярского края, заказчик допустил необъективное описание объекта закупки, поскольку у заказчика отсутствует потребность в приобретении жилого помещения на территории Березовского района Красноярского края, при наличии потребности в приобретении жилого помещения на территории п. Березовка Березовского района Красноярского края, что препятствует определению участниками закупки потребности заказчика. Указанные действия заказчика противоречат пункту 1 части 4 статьи 83, пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и содержат состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Вследствие вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведенной внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу Петько К.М. необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 1 части 4 статьи 83, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем аннулирования закупки.
4. Передать материалы по жалобе Петько К.М. уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 28 сентября 2016 г. N 1577
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.10.2016