Дата оглашения решения: 15 сентября 2016 года город Иваново
Дата изготовления решения: 20 сентября 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии: Михеевой Т.А. - заместителя руководителя управления;
членов Комиссии: Прохоровой А.И. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок, Машковой А.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок,
при участии представителя:
МБОУ "Вознесенская средняя образовательная школа" (далее - Заказчик), ЗАО "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов" (далее - Специализированная организация): Саченко Ивана Андреевича,
в отсутствие представителей ООО "Энергетический уголь" (далее - Заявитель, Общество) (уведомлены надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
08.09.2016 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО "Энергетический уголь" на действия единой комиссии МБОУ "Вознесенская средняя образовательная школа" при проведении электронного аукциона на поставку каменного угля на отопительный сезон 2016-2017 гг. (извещение N0333300037116000003).
Согласно жалобе, ООО "Энергетический уголь" было незаконно отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании того, что участником закупки, зарегистрированным под порядковым N1, не предложены конкретные показатели в отношении части товаров, установленных Техническим заданием, а именно: в соответствии с положениями п.3.2.2. Документации (инструкция по составлению первой части заявки) "характеристики товаров, содержатся в Технической части (Спецификации) настоящей документации и Проекте контракта". Согласно положениям пункта 1.6 Проекта контракта: "По степени воздействия на организм человека поставляемый уголь должен обладать следующим показателем, а именно: принадлежность к IV классу опасности по ГОСТ 12.1.005". Однако указанный показатель в отношении позиции "Уголь" в заявке участника указан не был.
Заявитель в своей жалобе указывает, что соответствие угля по данному параметру указано в п. 5.1 ГОСТ 32347-2013 "Уголь не является токсичным продуктом. В воздухе рабочей зоны уголь присутствует в виде аэрозоля фиброгенного действия. По степени воздействия на организм человека уголь относится к IV классу опасности по ГОСТ 12.1.005", соответствие ГОСТ 32347-2013 Заявитель указал в своей заявке на участие в данном электронном аукционе.
Заказчик, Специализированная организация в своих возражениях на жалобу, а также их представитель на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указали, что МБОУ "Вознесенская средняя образовательная школа", ЗАО "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов" не согласны с доводами Заявителя, так как нарушений при проведении закупки допущено не было.
Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком, Специализированной организацией документы, заслушав представителя Заказчика и Специализированной организации, участвующего в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
29.08.2016 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) было размещено извещение N0333300037116000003 о проведении электронного аукциона на поставку каменного угля на отопительный сезон 2016-2017 гг.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 08.09.2016 на право заключения контракта на "Поставку каменного угля на отопительный сезон 2016-2017 гг." участнику под порядковым номером 1 отказано в допуске к участию в электронном аукционе в соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе: участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе. А именно, на основании пп. б п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе участником не представлены конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. Участник закупки нарушил пункт "б" части 3.2.2. документации об электронном аукционе, предусматривающий требования к составу первой части заявки. Участником закупки, зарегистрированным под порядковым N1, не предложены конкретные показатели в отношении части товаров, установленных Техническим заданием, а именно: в соответствии с положениями п. 3.2.2 документации (инструкция по составлению первой части заявки) "характеристики товаров, содержатся в Технической части (Спецификации) настоящей документации и Проекте контракта". Согласно положениям п. 1.6 Проекта контракта: "По степени воздействия на организм человека поставляемый уголь должен обладать следующим показателем, а именно: принадлежность к IV классу опасности по ГОСТ 12.1.005". Однако указанный показатель в отношении позиции "Уголь" в заявке участника указан не был.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать следующую информацию:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Аналогичные требования установлены в п. 3.2.2 раздела 1.2. "Общие условия проведения аукциона в электронной форме" документации об электронном аукционе.
Согласно п. 18 раздела 1.3 "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации о закупке требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе: в соответствии с разделом 1.2. "Общие условия проведения аукциона в электронной форме". Заявка на участие в аукционе в электронной форме должна состоять из двух частей.
В соответствии с п. 3.2.2 раздела 1.2 "Общие условия проведения аукциона в электронной форме" документации о закупке характеристики товара содержатся в Технической части (Спецификации) и в Проекте контракта документации о закупке.
В соответствии с п. 1.6 Проекта контракта документации об электронном аукционе: по степени воздействия на организм человека поставляемый уголь должен обладать следующим показателем, а именно: принадлежность к IV классу опасности по ГОСТ 12.1.005.
Таким образом, участник должен был указать в своей заявке степень воздействия на организм человека поставляемого угля, а именно: принадлежность угля к определенному классу опасности по ГОСТ 12.1.005. Следовательно, данное требование должно было быть указано в заявке участника электронного аукциона.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации.
Показатель принадлежности угля к определенному классу опасности в заявке участника, зарегистрированного под номером 1, указан не был, что и послужило основанием для отказа Обществу в допуске к участию в электронном аукционе. Из этого следует, что единая комиссия правомерно отказала ООО "Энергетический уголь" в допуске к участию в электронном аукционе на поставку каменного угля на отопительный сезон 2016-2017 гг. Следовательно, жалоба является необоснованной.
Однако в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Ивановского УФАС России были выявлены следующие нарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно требованиям п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе указаны Заказчиком в п. 18 раздела 1.3 "Информационная карта аукциона в электронной форме", в разделе 1.2 "Общие условия проведения аукциона в электронной форме". Однако требование о принадлежности поставляемого угля к IV классу опасности по ГОСТ 12.1.005 отдельно установлено в п.1.6 Проекта контракта документации об электронном аукционе.
На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что требование об указании конкретного показателя по классу опасности угля является необходимым Заказчику, так как данный параметр определяет содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны, поэтому его выделили отдельно в п. 1.6 Проекта контракта документации об электронном аукционе, как обязательное условие для потенциального Поставщика.
Исходя из того, что требование об указании класса опасности угля является важным для Заказчика, его следовало продублировать либо в разделе 1.2 "Общие условия проведения аукциона в электронной форме", либо в части II "Техническая часть", в противном случае у участника аукциона возникают затруднения в изложении в своей заявке на участие в данном электронном аукционе требуемых характеристик. Кроме того, подобное расположение информации вводит участника закупки в заблуждение и не позволяет однозначно определить какие требования необходимо указывать в заявке на участие в электронном аукционе на поставку каменного угля на отопительный сезон 2016-2017 гг.
Также необходимо отметить, что согласно ч. II "Техническая часть" документации об электронном аукционе из всех указанных ГОСТов (ГОСТ 32347-2013 "Угли каменные и антрациты Кузнецкого и Горловского бассейнов для энергетических целей. Технические условия", ГОСТ 32464-2013 "Угли бурые, каменные и антрацит. Общие технические требования", ГОСТ 25543-88 "Угли бурые, каменные и антрациты. Классификация по генетическим и технологическим параметрам") ссылка на степень воздействия на организм человека с указанием IV класса опасности угля, находится исключительно в ГОСТ 32347-2013. Следовательно, соответствие данному ГОСТу подтверждает, что поставляемый уголь принадлежит к IV классу опасности по ГОСТ 12.1.005.
На заседании Комиссии Ивановского УФАС представить Заказчика подтвердил, что уголь, предлагаемый Обществом в своей заявке, подходит Заказчику по всем указанным в части II "Техническая часть" параметрам, однако, заявка на участие в электронном аукционе была отклонена по формальным причинам, в связи с неуказанием класса опасности угля.
На основании указанного выше, данные действия приводят к необоснованному ограничению участников аукциона и не позволяют выявить лучшие условия поставки товара.
Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе свидетельствует о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Энергетический уголь" на действия единой комиссии МБОУ "Вознесенская средняя образовательная школа" при проведении электронного аукциона на поставку каменного угля на отопительный сезон 2016-2017гг (извещение N0333300037116000003) необоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика нарушение ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: ______________________________ Т.А. Михеева
Члены Комиссии: ______________________________ А.И. Прохорова
_______________________________ А.А. Машкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 15 сентября 2016 г. N 07-15/2016-221
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2016