Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок,
членов Комиссии:
Миненка И.В. - государственного инспектора отдела контроля закупок;
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от заявителя - ООО "Стройинвест": не явились, уведомлены;
от уполномоченного учреждения - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края" - Жихарева Елена Юрьевна;
от Заказчика - КГБУЗ "Городская детская больница г. Бийск" - не явились, уведомлены;
рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" на положения документации по закупке N 0817200000316008457 "Выполнение работ по текущему ремонту помещений КГБУЗ "Городская детская больница, г. Бийск"", согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба на положения документации по закупке N 0817200000316008457 "Выполнение работ по текущему ремонту помещений КГБУЗ "Городская детская больница, г. Бийск""
В своей жалобе ООО "Стройинвест" указывает, что положения аукционной документации не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, а именно:
1) В пункте 3.4.11 проекта контракта Заказчик установил требование о выполнении иных обязанностей, предусмотренных Договором, что, по мнению Заявителя, является недопустимым, так как отсутствует конкретные требования к обязанностям Подрядчика.
2) Заказчиком не учтен порог снижения начальной (максимальной) цены контракта и не предусмотрены возможные случаи снижения НМЦК на двадцать пять и более процентов, и попадание тем самым аукциона под действие статьи 37 Закона о контрактной системе, поскольку пункт 6.2 Проекта контракта закрепляет окончательный размер обеспечения исполнения контракта (64 454 732, 80 рублей), который согласно ст. 95 Закона о контрактной системе меняться не может.
3) В извещении и документации об Аукционе не установлены дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, которые предусмотрены частью 2 статьи 31 Закона, постановлением Правительства РФ от 04.02.2015г. N99
На основании вышеизложенного ООО "Стройинвест" просит:
- приостановить определение поставщика и заключение контракта;
- признать жалобу обоснованной;
- выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Представитель Уполномоченного органа представила письменные пояснения, а также пояснила, что считает положения аукционной документации соответствующими требованиям Закона о контрактной системе, а жалобу ООО "Стройинвест" не обоснованной.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, а также изучив представленные документы, Комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок пришла к следующим выводам.
20.09.2016 года Уполномоченным учреждением было размещено извещение о проведении закупки N 0817200000316008457 на "Выполнение работ по текущему ремонту помещений КГБУЗ "Городская детская больница, г. Бийск""
1. В соответствии с частями 7, 8 статьи 112 Федерального закона в случае отсутствия типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденных и размещенных в единой информационной системе в соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона и обеспечивающих осуществление закупок конкретных товаров, работ, услуг, могут разрабатываться соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации. Типовые контракты, типовые условия контрактов для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации размещаются в региональной информационной системе в сфере закупок субъектов Российской Федерации.
Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, а также случаи и условия их применения устанавливаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Администрации Алтайского края от 24.06.2014 N 290 утвержден Порядок разработки типовых контрактов, типовые условий контрактов для обеспечения нужд Алтайского края
Согласно пунктам 1,2 указанного Порядка типовые контракты, типовые условия контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных нужд Алтайского края разрабатываются Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края с последующим размещением в автоматизированной информационной системе "Портал государственных закупок Алтайского края".
Типовые контракты, типовые условия контрактов обязательны к применению органами исполнительной власти Алтайского края, государственными казенными и бюджетными учреждениями Алтайского края до утверждения федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, типовых контрактов, типовых условий контрактов и размещения их в единой информационной системе.
Во исполнение указанных норм Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края на сайте http://www.gzalt.ru размещены типовые контракты на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
При этом обжалуемые положения проекта контракта относительно исполнения обязательств по контракту, полностью соответствуют положениям типового контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно статье 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Пунктом 3.4.11 проекта контракта содержит следующие условия: "Выполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Договором".
Данное положение является типовым условием контракта, обязанности установленные пунктом 3.4.11 вытекают из существа договора, не нарушает права Подрядчика и не препятствует дальнейшему исполнению контракта.
Таким образом, требования, установленные в пункте 3.4.11 проекта контракта, не противоречат Закону о контрактной системе.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из приведенной нормы Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, и не предоставил доказательств и пояснений, подтверждающих вышеуказанный довод.
2. Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системы заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечение исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от 5 до 30 процентов НМЦК указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае если НМЦК превышает 50 млн. рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10 до 30 процентов НМЦК, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрено выплата аванса). В случае, если аванс превышает 30 процентов НМЦК, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложения в заявке участника закупки цена снижена на 25 и более процентов по отношению к НМЦК, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе установлено, что если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 36 578 110 ,00 руб.
Таким образом, заказчиком неправомерно установлены требования в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Однако как пояснила представитель уполномоченного учреждения, на стадии подачи заявок права поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не были нарушены и в случае необходимости фактического применения антидемпинговых мер, контракт был бы скорректирован и заключен только после предоставления участником обеспечения исполнения контракта с учетом требований ч.1 ст. 37 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия заказчика хотя и содержат нарушения ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе, но прав и законных интересов участников закупки не нарушают. В связи, с чем комиссией УФАС принято решение предписание не выдавать
3. В силу части 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Часть 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ определяет единые требования к участникам закупки, которые должен установить заказчик при осуществлении закупки.
Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (Приложение N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99).
Указанное постановление распространяет свое действие на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт. Предметом данной закупки является выполнение работ по текущему ремонту. Текущий ремонт не подпадает под действие данного постановления, что подтверждается Решением Верховного суда от 22.08.2016 дело N АКПИ16-574.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь, статьей 105 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Стройинвест" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
И.В. Миненок |
|
__________________________ |
М.Н. Кудельникова |
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 30 сентября 2016 г. N 570
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2016