Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
<_> - заместителя руководителя управления, Председателя комиссии;
<_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
<_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "Реабилитационное оборудование" (далее - заявитель, Общество) на действия аукционной комиссии Государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее также заказчик, аукционная комиссия) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку инвалидам кресел-колясок с ручным приводом базовых комнатных (извещение N 0252100000116000234) (далее - электронный аукцион),
в присутствии представителей:
заявителя -<_>;
заказчика - <_.>, <_>, <_>
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 7087э от 16.09.2016) жалоба заявителя на действия заказчика и его аукционной комиссии, нарушающие требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
Комиссия отмечает, что исходя из содержания жалобы заявителя, Обществом фактически обжалуются как положения документации об электронном аукционе, так и действия аукционной комиссии заказчика.
Вместе с тем в соответствии с частью 4 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Учитывая, что жалоба заявителя поступила в Омское УФАС России после окончания срока подачи на участие в аукционе (согласно извещению и документации об аукционе срок окончания подачи заявок установлен 05.09.2016 в 12:00 час.), Комиссия рассматривает данную жалобу Общества исключительно с части обжалования действий аукционной комиссии заказчика.
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-6408 от 19.09.2016) заказчиком были представлены материалы закупки, а также письменные возражения на жалобу заявителя (вх. N 7183 от 21.09.2016), из которых следует, что 26.08.2016 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) размещены извещение и документация об аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 1125767 руб.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 08.09.2016 на участие в аукционе поступило семь заявок, шести участникам закупки отказано в допуске к участию в аукционе, в том числе заявителю.
Согласно протоколу рассмотрения заявки единственного участника от 13.09.2016 заявка ООО "Радуга" признана соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе.
3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителей сторон и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
3.1. В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно подпункту "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели поставляемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Аналогичное требование к составу первой части заявки на участие в аукционе установлено заказчиком в пункте 4 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению" раздела I "Информация об электронном аукционе" документации об аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В силу части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В разделе II "Заказ на товар" документации об аукционе установлены показатели товара (кресла-коляски с ручным приводом базовые комнатные), требуемого к поставке, позволяющие определить его соответствие требованиям, установленным заказчиком:
Технические характеристики: Рама изготовлена из высокопрочных труб металлического сплава, складывается и раскладывается без инструмента. Привод ручной от обода колеса. Подлокотники съемные или откидные. Подножки съемные или откидные, регулируемые по высоте. Передние колеса с цельнолитыми шинами. Задние колеса съемные с цельнолитыми или пневматическими шинами. Оборудованы антиопрокидывающим устройством. Широкий выбор ширины сиденья: от 40 см до 48 см (в зависимости от антропометрических показателей Получателя). Высота спинки - не менее 41 см. Максимальная грузоподъемность - не менее 120 кг. Вес кресла-коляски - не более 20 кг. |
Далее заказчиком указано: "В отношении требования "Широкий выбор ширины сиденья: от 40 см до 48 см (в зависимости от антропометрических показателей Получателя)" заявка участника должна содержать согласие на готовность поставить Получателю ТСР с любой шириной сиденья в предусмотренном диапазоне, т.к. потребность формируется исходя из индивидуальных особенностей инвалида".
Аналогичное условие установлено заказчиком и в инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, содержащейся в пункте 4 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению" раздела I "Информация об электронном аукционе" документации об аукционе.
В протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 08.09.2016 указано, что заявителю (порядковый номер заявки N 4) отказано в допуске к участию в аукционе по следующему основанию: "Заявка на участие в аукционе в электронной форме не соответствует требованиям документации об электронном аукционе.
Документацией об электронном аукционе было установлено требование к техническим характеристикам объекта закупки: "Широкий выбор ширины сиденья: от 40 см до 48 см (в зависимости от антропометрических показателей Получателя)".
Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе содержит требование: "В отношении требования "Широкий выбор ширины сиденья: от 40 см до 48 см (в зависимости от антропометрических показателей Получателя)" заявка участника должна содержать согласие на готовность поставить Получателю ТСР с любой шириной сиденья в предусмотренном диапазоне, т.к. потребность формируется исходя из индивидуальных особенностей инвалида". Данное требование продублировано в разделе II "Заказ на товар" Документации об электронном аукционе.
Заявка участника содержит предложение поставить товар с шириной сиденья: 40 см, 46 см, 48 см, 48 см, что не соответствует требованиям Документации об электронном аукционе (п. 1, 4 Раздела I Документации об электронном аукционе, Раздел II Документации об электронном аукционе; пп. "б" п. 1 ч. 3 статьи 66, п.2 ч. 4 статьи 67 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013)".
Изучив заявки на участие в аукционе всех участников закупки, Комиссия установила, что в первой части заявки заявителя в отношении поставляемого товара указаны следующие сведения:
Кресло коляски KY исполнения KY809 Страна происхождения: США (по Общероссийскому классификатору стран мира: Соединенные Штаты Америки, 840, USA), Китай (по Общероссийскому классификатору стран мира:Китайская Народная Республика,156,CHN) Регистрационное удостоверение ФСЗ 2008/03390 от 18.06.2009. Декларация о соответствии от 05.06.2014 РОСС US.ИМ25.Д09874 Производства "Бэйсик Интернэшнл,Инк.",США, Basic International, Inc.,12390 East End Ave., Chino,CA 91710, USA Организация-изготовитель Foshan City Nanhai Kaiyang Medical Equipment Co., Ltd., Yanfeng Industrial Area, Dali, Nanhai District, Foshan, China Количество поставляемых ТСР - 100 штук. Технические характеристики: Рама изготовлена из высокопрочных труб металлического сплава, складывается и раскладывается без инструмента. Привод ручной от обода колеса. Подлокотники съемные. Подножки съемные, откидные, регулируемые по высоте. Передние колеса с цельнолитыми шинами. Задние колеса съемные с цельнолитыми шинами. Оборудованы антиопрокидывающим устройством. Широкий выбор ширины сиденья: 40 см.; 46см.; 48 см (в зависимости от антропометрических показателей Получателя). Высота спинки - 45 см. Максимальная грузоподъемность -125 кг. Вес кресла-коляски - 20 кг. |
В жалобе заявителем указано следующее: "Общество в своей заявке дало согласие на поставку товара, а также указало конкретные показатели соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, в отношении товарного знака Общество указало, что он отсутствует, страна происхождения товара в заявке указана, кроме этого в заявке указано соответствие товара требованиям необходимых ГОСТов. Товар, предложенный к поставке, соответствует требованиям изложенным в извещении и 44-ФЗ".
В представленных возражениях заказчиком указано: "Заказчик в Разделе II. "Заказ на товар" документации об электронном аукционе выполнил требования статьи 33 ФЗ N 44 от 05.04.2013, указав максимальные и (или) минимальные значения показателей товара, а также значения показателей товара, которые не могут изменяться.
Кроме того, в п. 4 Раздела I. "Информации об электронном аукционе", в Разделе II. "Заказ на товар" документации об электронном аукционе Заказчик обратил особое внимание участника закупки на следующее: "Сведения, которые содержатся в заявке, не должны допускать двусмысленных толкований, использование слов "не более", "не менее" не допускается. В случае указания союза "или" выбирается одно из предложенных значений. В отношении требования "Широкий выбор ширины сиденья: от 40 см до 48 см (в зависимости от антропометрических показателей Получателя)" заявка участника должна содержать согласие на готовность поставить Получателю TCP с любой шириной сиденья в предусмотренном диапазоне, т.к. потребность формируется исходя из индивидуальных особенностей инвалида.
Таким образом, участники закупки в отношении характеристики товара "Широкий выбор ширины сиденья: от 40 см до 48 см (в зависимости от антропометрических показателей Получателя)" должны были только согласиться с показателями ширины сиденья. Данный показатель характеристики товара является неизменным и Заказчик об этом указал в документации об электронном аукционе.
По нашему мнению, участники закупки невнимательно ознакомились с условиями и требованиями документации об электронном аукционе, что привело к неверному ими пониманию требований документации об электронном аукционе и, как следствие, допущению ошибок при подготовке своих заявок на участие в данном аукционе.
Участники закупки в случае возникновения вопросов по содержанию документации об электронном аукционе вправе направлять запросы на разъяснение ее положений. Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что от участников закупки запросов на разъяснение положений документации об электронном аукционе не поступало.
Заказчик полагает, что отказ в допуске участникам закупки при рассмотрении первых частей заявок, как не соответствующих требованиям документации об электронном аукционе, правомерен".
Проанализировав положения документации об электронном аукционе, изучив содержание первых частей заявок на участие в электронном аукционе всех участников закупки, Комиссия считает правомерным отказ заявителю в допуске к участию в электронном аукционе по основанию, указанному в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 08.09.2016, поскольку Обществом не было выражено согласие на готовность поставить получателю транспортного средства реабилитации (кресел-колясок с ручным приводом базовых комнатных) с любой шириной сиденья в предусмотренном диапазоне от 40 см до 48 см (в зависимости от антропометрических показателей Получателя), как требовалось в соответствии с документацией об электронном аукционе (пункты 1 и 4 раздела I "Информация об электронном аукционе" документации об электронном аукционе, раздел II "Заказ на товар" документации об электронном аукционе).
Учитывая изложенное, Комиссия признала жалобу заявителя на действия аукционной комиссии заказчика необоснованной.
3.2. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Как было указано ранее, описание объекта закупки указано заказчиком в пункте 1 раздела I "Информация об электронном аукционе", разделе II "Заказ на товар" документации об аукционе.
В частности, одними из технических характеристик кресел-колясок, в том числе для детей-инвалидов, установленных заказчиком, являются:
"Широкий выбор ширины сиденья: от 40 см до 48 см (в зависимости от антропометрических показателей Получателя)".
Максимальная грузоподъемность - не менее 120 кг".
При этом в соответствии с документацией об аукционе показатель "широкий выбор ширины сиденья: от 40 см до 48 см (в зависимости от антропометрических показателей Получателя)" является неизменяемым показателем.
Комиссия считает, что из описания объекта закупки по показателю "широкий выбор ширины сиденья: от 40 см до 48 см (в зависимости от антропометрических показателей Получателя)" невозможно определить, в каком количестве и с какими конкретно размерами ширины сиденья необходимы кресла-коляски для инвалидов.
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
При этом представители заказчика указали, что в имеющихся у него индивидуальных программах реабилитации инвалидов отсутствуют показатели кресел-колясок, в том числе отсутствует такой показатель как "ширина сиденья".
При рассмотрении жалобы представители заказчика пояснили, что установив диапазон ширины сиденья кресел-колясок от 40 см до 48 см, заказчик действовал в интересах инвалидов и, учитывая, что закупка связана с поставкой кресел-колясок неограниченному количеству инвалидов у заказчика отсутствовала возможность указания конкретной ширины сидений кресел-колясок.
Данное утверждение представителей заказчика не соответствует действительности, так как закупка кресел-колясок осуществлялась на основании имеющихся у заказчика документов, содержащих персональные данные конкретных физических лиц - инвалидов.
В связи с указанным, Комиссия считает, что у заказчика имелась возможность указать в документации об аукционе необходимые размеры ширины сиденья кресел-колясок для инвалидов, а также их количество.
При этом Комиссия отмечает, что данные условия о количестве и ширине сидений кресел-колясок являются существенными условиями контракта, поскольку участник закупки должен знать подпадают ли имеющиеся у него кресла-коляски, на которые выданы регистрационные удостоверения, под требования заказчика.
Отсутствие вышеуказанных сведений о товаре может привести к тому, что заказчиком будет предъявлено требование к поставке кресла-коляски с шириной сиденья, на которое у участника закупки нет регистрационного удостоверения.
Кроме того, Комиссия отмечает, что в соответствии с таблицей 1 "Контрольные значения настроек для кресел-колясок с ободами ручного привода" ГОСТ Р ИСО 7176-5-2010 "Национальный стандарт Российской Федерации. Кресла-коляски. Часть 5. Определение размеров, массы и площади для маневрирования" и в соответствии с приложением А (обязательное) к ГОСТу Р ИСО 7176-15-2007 "Национальный стандарт Российской Федерации. Кресла-коляски. Часть 15. Требования к документации и маркировке для обеспечения доступности информации" в форме представления информации, которую изготовитель обязан указывать в паспорте изделия, используется понятие "эффективная ширина сиденья", а не "ширина сиденья".
В свою очередь в соответствии с ГОСТ Р 51082-97 "Кресла-коляски. Метод измерения параметров и размеров сиденья и колеса" эффективная ширина сиденья - максимальная ширина сиденья внутри кресла-коляски, определенная на высоте 100 мм (60 мм, когда используют УНР) над базовой плоскостью сиденья и на расстоянии 120 мм (72 мм, когда используют УНР) о базовой плоскости спинки. Эффективную ширину сиденья определяют только для сидений кресел-колясок, ширина которых ограничена подлокотниками или бортами.
В пункте 1 раздела I "Информация об электронном аукционе" документации об аукционе в графе "Требования к качеству, техническим, функциональным характеристикам", а также в подпункте 6.3 пункта 6 "Качество и комплектность" проекта государственного контракта (раздел IV документации об аукционе) указано, что транспортные средства реабилитации должны быть изготовлены в соответствии с действующими требованиями государственных стандартов Российской Федерации:
"- ГОСТ Р 50444-92 "Приборы, аппараты и оборудование медицинские. Общие технические условия";
- ГОСТ Р 51081-97 "Кресла-коляски. Технические требования и методы испытаний на статическую, ударную и усталостную прочность";
- ГОСТ Р 51083-97 "Кресла-коляски. Общие технические условия".
Проанализировав содержание ГОСТа Р 51081-97 "Кресла-коляски. Технические требования и методы испытаний на статическую, ударную и усталостную прочность" Комиссия установила, что данный стандарт распространяется на кресла-коляски с ручным и электроприводом, скутера, обеспечивающие передвижение пользователя массой не более 100 кг внутри и вне помещений со скоростью не более 15 км/ч.
Согласно пункту 5.2.2 ГОСТа Р 510083-97 "Кресла-коляски. Общие технические условия" кресла-коляски должны выдерживать равномерно распределенную на сиденье номинальную нагрузку, создаваемую испытательным манекеном по ГОСТ Р ИСО 7176-11 массой, значения которой указаны в таблице 2 (кресла-коляски для взрослых: масса манекена 1001 кг, кресла-коляски для детей: масса манекена 501 кг).
Комиссия отмечает, что вышеуказанные ГОСТы:
-во-первых, не содержат такого показателя как "максимальная грузоподъемность", в то же время заказчик установил данный показатель в документации об аукционе;
-во-вторых, данные ГОСты распространяются на кресла-коляски с массой пользователя, которая составляет менее 120 кг, в то же время в рассматриваемом случае, заказчик установил требование о максимальной грузоподъемности не менее 120 кг.
При этом Комиссия также отмечает, что в соответствии с приложением А (обязательное) к ГОСТу Р ИСО 7176-15-2007 "Национальный стандарт Российской Федерации. Кресла-коляски. Часть 15. Требования к документации и маркировке для обеспечения доступности информации" в форме представления информации, которую изготовитель обязан указывать в паспорте изделия содержится указание на "максимальную массу пользователя, кг".
Учитывая изложенное, Комиссия считает, что заказчиком было допущено необъективное описание объекта закупки по показателю "широкий выбор ширины сиденья: от 40 см до 48 см (в зависимости от антропометрических показателей Получателя)" и по показателю "максимальная грузоподъемность - не менее 120 кг", в связи с чем, усматривает в действиях заказчика нарушение пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33, пункта 2 статьи 42 и пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу ООО "Реабилитационное оборудование" на действия аукционной комиссии Государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку инвалидам кресел-колясок с ручным приводом базовых комнатных (извещение N 0252100000116000234).
2. Признать в действиях Государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации нарушение требований пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Государственному учреждению - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и его аукционной комиссии, оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
<_> |
Члены Комиссии: |
<_> |
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 22 сентября 2016 г. N 03-10.1/241-2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.09.2016