Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - Начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
Специалиста 1-го разряда отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
при участии представителей:
Администрации поселения Первомайское: Филина И.В., Аюшина А.В., Максина А.А., Будагова А.Р.,
в отсутствие представителей ООО "Штерн", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.NМГ/40317 от 06.09.2016)
рассмотрев жалобу ООО "Штерн" (далее - Заявитель) на действия Администрации поселения Первомайское (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту объектов дорожного хозяйства поселения Первомайское в городе Москве (Закупка N 0148300018316000069) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении положений аукционной документации в нарушении законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 06.09.2016 NМГ/40317 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ.
На основании п.1,2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Форме 2 Заказчиком установлены требования к товарам и материалам, используемым при выполнении работ, в частности:
- В п.1 "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие мелкозернистые ГОСТ 9128-2013 Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов , ГОСТ Р 52129-2003 Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей. Технические условия ГОСТ 8736-2014 Песок для строительных работ. Технические условия ГОСТ 32703-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Технические требования" установлены требования к характеристикам таким как: Количество зерен в зерновом составе минеральной части не более 20 мм; не более 15 мм не более 10 мм; не более 5 мм; не более 2,5 мм; не более 1,25 мм; не более 0,315 мм; не более 0,16 мм; не более 0,63 мм; не более 0,071 мм.
- В п.3 "Щебень для строительных работ ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных пород для строительных работ" установлены требования к характеристикам таким как: Содержание глины в комках, по массе; Содержание пылевидных и глинистых частиц, по массе.
- В п.9 "Портландцемент ГОСТ 10178-85, ГОСТ 30515-2013" установлены требования к характеристикам таким как: Наличие белитового (нефелинового) шлама в цементе; Массовая доля щелочных оксидов в пересчете на Na2О; Массовая доля хлор-иона.
- В п.14 "Битумы" установлены требования к характеристикам таким как: Количество испарившегося разжижителя (для класса МГ); Температура размягчения остатка после определения количества испарившегося разжижителя (для класса СГ); Количество испарившегося разжижителя (для класса СГ).
- В п.4 "Бетон тяжелый ГОСТ 26633-2012 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия. ГОСТ 7473-2010 Смеси бетонные. Технические условия" установлены требования к характеристикам таким как: Максимально допустимое отклонение по показателю осадка конуса; Максимально допустимое отклонение по показателю жесткость.
- В п.6 "Бортовой камень ГОСТ 6665-91. Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия" установлены требования к характеристикам таким как: Предельное отклонение от линейного размера по длине; Предельное отклонение от линейного размера по высоте; Предельное отклонение от прямолинейности профиля верхней поверхности по всей длине; Предельное отклонение от перпендикулярности торцевых и смежных граней при высоте камня; Максимальный радиус закругления нелицевых граней.
- В п.7 "Растворы цементные ГОСТ 28013-98" установлены требования к характеристикам таким как: Отклонение средней плотности раствора в сторону увеличения.
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными, а также являются требованиями в том числе к сырью (в том числе к химическому составу), из которого изготавливается товар используемый при оказании услуг, Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Также согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в Форме 2 указаны характеристики используемых при выполнении работ товаров, таких как:
- В п.1 "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие мелкозернистые ГОСТ 9128-2013 Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов , ГОСТ Р 52129-2003, Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей. Технические условия ГОСТ 8736-2014 Песок для строительных работ. Технические условия ГОСТ 32703-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Технические требования", на основании доводов жалобы Заявителя, показатели для товаров указаны без сопоставления с соответствующим государственными стандартами, что может вводить участников закупки в заблуждение.
- п.10 "Кислород технический ГОСТ 5583-78"
-Объемная доля кислорода: не менее 99,5 %,
-Объемная доля водяных паров: не более 0,009 %,
-Объемная доля водорода: не более 0,5 %,
-Сорт: I или II, что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку участникам закупки предоставляется возможным указать значение соответствующее требованиям аукционной документации, при этом данное значение противоречит ГОСТ 5583-78.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования установлены на основании государственных стандартов, а также на основании информации сведений производителей вышеуказанных товаров, которые предоставляют информацию в открытых источниках.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о размещении заказов к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено доказательств и сведений, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм законодательства об осуществлении закупок, а также невозможность формирования заявки на участие в данном аукционе в соответствии с требованиями аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Штерн" на действия Администрации поселения Первомайское обоснованной в части установления неправомерных требования к товарам используемым при выполнении работ по п.1, п.3, п.9, п.14, п.4, п.6, п.7 Формы 2.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель комиссии Е.А. Исаева
Члены комиссии И.С. Максимов
Е.И. Ушкова
Максимов И. С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 8 сентября 2016 г. N 2-57-9893/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2016