Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - Начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
Специалиста 1-го разряда отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
при участии представителей:
ГБУЗ "ИКБ N 1 ДЗМ": Зубкова Д.А., Тарэк А.В.,
ООО "Рельеф": Мязитова И.И.,
рассмотрев жалобу ООО "Рельеф" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ИКБ N 1 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту помещений ГБУЗ "ИКБ N1 ДЗМ" по адресу: г. Москва, Волоколамское шоссе, д.63, стр.4, 3 этаж в 2016 году. (Закупка N 0373200016716000134) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении положений аукционной документации в нарушении законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 06.09.2016 NМГ/40233 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ.
На основании п.1,2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Приложении N1 к техническому заданию Заказчиком установлены требования к товарам и материалам, используемым при выполнении работ, в частности:
- В п.10 "Раствор строительный" установлены требования к характеристикам таким как: Средняя плотность, затвердевших растворов в проектном возрасте.
- В п.11 "Олифа" установлены требования к характеристикам таким как: "Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (20 _ 0,5) °С"; "Прозрачность после отстаивания в течение 24 ч при температуре (20 _ 2) °С".
- В п.13 "Краски масляные сурик железный" установлены требования к характеристикам таким как: "Условная вязкость краски по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) при температуре (20,0_0,5) °С"; "Стойкость пленки к статическому воздействию воды при температуре (20_2) °С".
- В п. "Плитки керамические для внутренней облицовки гладкие" установлены требования к характеристикам таким как: "Общее число допустимых дефектов на одной плитке"; "Твердость глазури по Моосу".
- В п.26 "Смеси сухие строительные на гипсовом вяжущем" установлены требования к характеристикам таким как: "Предел прочности на растяжение при изгибе затвердевших смесей"; "Предел прочности при сжатии затвердевших смесей"; "Прочность сцепления затвердевших смесей с основанием".
- В п. "Блоки оконные из ПВХ профилей" установлены требования к характеристикам таким как: "Поливинилхлоридные профили Изделия: " "Профили, применяемых для изготовления изделия: должны изготавливаться из жесткого непластифицированного, модифицированного на высокую ударную вязкость и стойкость к климатическим воздействиям поливинилхлорида" ; "Модуль упругости ПВХ профиля при растяжении изделия, применяемых для изготовления изделия"; "Изменение линейных размеров после теплового воздействия для вспомогательных и главных профилей, применяемых для изготовления изделия"; "Долговечность поливинилхлоридных профилей изделия".
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными, а также являются требованиями в том числе к сырью (в том числе к химическому составу), из которого изготавливается товар используемый при оказании услуг, Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что вышеуказанные характеристики используемых при выполнении работ товаров установлены согласно государственных стандартов. Однако только в отношении характеристики "Твердость глазури по Моосу" в п. "Плитки керамические для внутренней облицовки гладкие" Заказчиком представлены сведения производителей, согласно которых указанные характеристики указываются производителями в отрытом доступе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Также в Приложении N1 к техническому заданию Заказчиком установлены требования к товарам и материалам, используемым при выполнении работ, в частности:
- п.24 "Шурупы с потайной головкой":
-Диаметр резьбы: от 3* до 8мм,
-Диаметр крестообразного шлица: от 2,8 до 6,5мм.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к товару по п.24 Приложения N1 к техническому заданию, поскольку согласно ГОСТ 1145-80 "Шурупы с потайной головкой конструкция и размеры" для диаметр резьбы 3 мм диаметр крестообразного шлица составляет 2.8 мм, для диаметр резьбы 3,5 мм диаметр крестообразного шлица составляет 4 мм, для диаметр резьбы 4 мм диаметр крестообразного шлица составляет 4.3 мм, для диаметр резьбы 5 мм диаметр крестообразного шлица составляет 4.6 мм, для диаметр резьбы 6 мм диаметр крестообразного шлица составляет 6.5 мм, что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку согласно инструкции указано следующее: ""В случае, если требуемое значение параметра сопровождается знаком * (звездочка), в том числе значение, включенное в диапазон значений, то участник вправе указать крайнее значение требуемого параметра. При этом, не допускается указание крайнего значения параметра, не сопровождающегося знаком * (звездочка)", "В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона не включая крайние значения", таким образом участнику закупки предоставляется возможным указать значение соответствующее требованиям аукционной документации, при этом данное требование противоречит ГОСТ 1145-80.
- В п. "Сталь квадратная" Заказчиком установлен показатель "Масса проката", при этом, согласно ГОСТ 2591-2006 "прокат сортовой стальной горячекатаный квадратный сортамент" не регламентируется, однако, в соответствии с п.2.2 и табл.1 гост 2591-2006, регламентируется показатель "Масса 1 м длины проката, кг", что может вводить участников закупки в заблуждение.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Также согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в приложении N1 к техническому заданию указаны характеристики используемых при выполнении работ товаров, таких как:
- В п.23 "Раствор известковый" Заказчиком установлен показатель "Содержание глины в растворной сухой смеси", что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку установлены противоречивые требования: "Содержание глины в растворной сухой смеси" при том, что раствор заведомо является "известковым", и содержание глины в нем исключено в соответствии с ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные общие технические условия", требование о соответствии которому установлено в документации".
- В п. 44 "Светильник бактерицидный" Заказчиком установлены показатели "Описание: с двумя бактерицидными лампами: одна открытая, вторая защищена специальным экраном. Нижние слои воздуха при работе экранированных ламп обеззараживаются за счет конвекции" и "Количество бактерицидных ламп: не менее 2", что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку установлены противоречивые требования поскольку лампы две, а в "количестве ламп" допускается указание большего значение.
- В п.31 "Материал рулонный кровельный (рубероид)" Заказчиком установлены показатели характеристик товаров, таких как: "Общая площадь рулона рубероида", "Длина рулона рубероида", "Ширина рулона рубероида", что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку ГОСТ 10923-93 "рубероид технические условия" не регламентирует показатель "Длина рулона рубероида".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования установлены на основании государственных стандартов, а также на основании информации сведений производителей вышеуказанных товаров, которые предоставляют информацию в открытых источниках.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о размещении заказов к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено доказательств и сведений, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм законодательства об осуществлении закупок, а также невозможность формирования заявки на участие в данном аукционе в соответствии с требованиями аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Рельеф" на действия ГБУЗ "ИКБ N 1 ДЗМ" обоснованной в части установления требований к товарам и материалам, используемым при выполнении работ по п.10, п.11, п.13, п.26, п. "Блоки оконные из ПВХ профилей", п.24, п. "Сталь квадратная" приложения N1 к техническому заданию.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель комиссии Е.А. Исаева
Члены комиссии И.С. Максимов
Е.И. Ушкова
Максимов И. С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 8 сентября 2016 г. N 2-57-9898/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2016