Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
при участии представителей:
Администрации поселения Московский: Тихонова А.Б., Голубева П.О., Павлюченко Д.С., Миндавлетовой Е.Р.,
ООО "Строй-сити": Ханжина П.В.,
рассмотрев жалобу ООО "Строй-сити" (далее - Заявитель) на действия Администрации поселения Московский (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по комплексному благоустройству земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома по ул. Радужная, Солнечная, Московская, Георгиевская г. Московский с устройством детских спортивных площадок, МАФ (Закупка N 0148300014516000080) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмами Московского УФАС России от 31.08.2016 NМГ/39362 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам используемым при выполнении работ которые отсутствуют в расчете начальной (максимальной) цены контракта (далее НМЦК).
В соответствии с п.1, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании п.2 ст.42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация, а именно краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно доводам жалоб Заявителя, в Приложении к техническому заданию аукционной документации установлены требования к используемым при выполнении работ товарам, таким как: п.82 "Электроды тип 1", п.85 "Пиломатериалы", п.86 "Электроды тип 2", п.90 "Электроды тип 3", п.91 "шайбы", что по мнению Заявителя требование к данным товарам может ограничивать количество участников закупки и не позволяет сформировать свое ценовое предложение, поскольку вышеуказанные товары отсутствуют в расчете НМЦК.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, в какой части аукционной документации содержится указание, при выполнении каких работ и в каком объеме используются данные товары.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что установление каких-либо требований к вышеуказанным товарам, нарушает п.1 ч.1 ст.33, п.2 ст.42 Закона о контрактной системе, что также может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ.
На основании ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В приложении к техническому заданию Заказчиком установлены требования к товарам и материалам, используемым при выполнении работ, в частности:
- В п.1 "Гимнастический комплекс тип 1" установлены требования к параметрам, таким как: Спортивный элемент "водо-черпалка"; Спортивный элемент "Брусья"; Лаз "Спираль"; Подвесной мост; Лаз "Извилистый"; Спортивный элемент "Рукоход", при этом единица измерения установлена в графе "Требуемое значение", что по мнению Заявителя может вводить участников закупки в заблуждение.
Также в Приложении к техническому заданию Заказчиком установлены требования к товарам и материалам, используемым при выполнении работ, в частности:
- В п. "Щебень" установлены требования к характеристикам таким как: "Полный остаток на сите с размером ячеек равным наименьшему номинальному размеру зерен", "Полный остаток на сите с размером ячеек равным наибольшему номинальному размеру зерен", "Полный остаток на сите с размером ячеек равным полусумме наибольшего и наименьшего номинальных размеров зерен", "Полный остаток на сите с размером ячеек равным 1,25 наибольшего номинального размера зерен", "Требования к содержанию зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы", "Содержание пылевидных и глинистых частиц", "Содержание глины в комках", "Устойчивость структуры щебня против всех видов распадов потеря массы при распаде", "Класс щебня в зависимости от значения суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов".
- В п. "Бетон тяжелый" установлены требования к характеристикам таким как: Портландцемент; Шлакопортландцемента; использование белитового (нефелинового) шлама.
- В п. "Болты" установлены требования к характеристикам таким как: "Трещины напряжения", "Предельно допустимая длина штамповочных трещин на торцах стержней", "Предельно допустимая глубина штамповочных трещин на торцах стержней", "Предельно допустимая длина штамповочных трещин на головках", "Предельно допустимая глубина штамповочных трещин на головках", "Предельно допустимая глубина раскатанных пузырей на стержне", "Рванины на поверхности под ключ", "Рванины на ребрах шестигранника", "Рябизна", "Общая площадь рябизны", "Следы от инструмента", "Трещины сдвига", "Трещины сдвига на кромках углублений", "Раскатанные пузыри", "Складки", "Следы коррозии поверхности", "Коррозионная устойчивость", "Временное сопротивление", "Предел текучести", "Относительное удлинение", "Ударная вязкость KCU", "Напряжение от пробной нагрузки".
- В п. "Пиломатериалы" установлены требования к характеристикам таким как: "Сучки сросшиеся здоровые", "Сучки частично сросшиеся и несросшиеся", "Загнившие, гнилые и табачные сучки", "Продолговатые и сшивные сучки", "Трещины пластевые и кромочные, в том числе, выходящие на торец", "Трещины пластевые сквозные, в том числе выходящие на торец", "Трещины торцовые", "Наклон волокон", "Крень", "Кармашки", "Сердцевина и двойная сердцевина", "Прорость", "Рак", "Грибные ядровые пятна", "Заболонные грибные окраски и плесень", "Гнили", "Червоточина", "Инородные включения (проволока, гвозди, металлические осколки и т.п.)", "Риски, волнистость, вырыв", "Покоробленность продольная по пласти и кромке, крыловатость", "Покоробленность поперечная".
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными, а также являются требованиями в том числе к сырью (в том числе к химическому составу), из которого изготавливается товар используемый при оказании услуг, Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Также Заказчиком в приложении к техническому заданию указано следующее:
- п. "Болты":
-Номинальный диаметр резьбы: От 10* до 16 мм,
-Длина болта: 100 мм,
-Теоретическая масса 1000 болтов: до 105,70 кг.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование по п. "Болты" приложения к техническому заданию, поскольку согласно ГОСТ 7805-70 "Болты с шестигранной головкой класса точности А. Конструкция и размеры" теоретическая масса 1000 шт. болтов, кг", при номинальном диаметре резьбы 10 мм, длине 100 мм составляет 71,38 кг, при номинальном диаметре 12 мм составляет 103,10 кг, при номинальном диаметре 14 мм составляет 143,80 кг, что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку позволяет участникам закупки указать в составе первой части заявки значение соответствующее требованиям аукционной документации, при этом данное значение противоречит ГОСТ 7805-70.
- п. "Бетон тяжелый":
-Вид и марка цемента: Цемент вида или ПЦ-Д0, или ПЦ-Д5, или ПЦ-Д20, или ШПЦ, или ШПЦ-Б, и марки или 300, или 400, или 500, или 550, или 600,
-Показатель марки по осадке конуса: или П1, или П2, или П3, или П4, или П5.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование по п. "Бетон тяжелый", поскольку согласно инструкция по заполнению заявки указано следующее: "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ", "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и", участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз", что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку не позволяет определить потребность Заказчика.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены излишние требования к товару по п.1 "Гимнастический комплекс тип 1", например: Спортивный элемент "водо-черпалка"; Спортивный элемент "Брусья"; Лаз "Спираль"; Подвесной мост; Лаз "Извилистый"; Спортивный элемент "Рукоход"; Баскетбольное кольцо; Лаз вертикальный канатный; Требования к конструкции; Требования к опорным стойкам; Требования к крепежу; Требования к сборке; Требование к изготовлению; Соединение сборных элементов конструкции; Материал изготовления крепежных элементов; Огнестойкость конструкции; Прочность конструкции; Жесткость конструкции; Безопасность для здоровья по показателю токсичности; возможность скопления воды на поверхностях; Механические включения поверхностей конструкции; Острые кромки выступающих элементов оборудования.
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными, а также являются требованиями в том числе к сырью (в том числе к химическому составу), из которого изготавливается товар используемый при оказании услуг, Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования по п.1 приложения к техническому заданию указаны в соответствии с ГОСТ Р 52169-2012 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования".
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссией Управления установлено, что документы подтверждающие обоснованность доводов жалобы в части ограничения количества участников закупки, в составе жалобы отсутствуют. Кроме того Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных характеристик и свидетельствующие об ограничении количества участников закупки, кроме того отсутствуют документы и сведения доказывающие, что не предоставляется заполнить заявку на участие в данном аукционе в соответствии с требованиями аукционной документации.
Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "Строй-сити" на действия Администрации поселения Московский обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам, используемым при оказании услуг, а также в части отсутствия указания в аукционной документации на объемы использования товаров.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, 2 ч.1 ст.33, п.2 ст.42, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя комиссии А.В. Гордуз
Члены комиссии: И.С. Максимов
С.И. Казарин
Максимов И.С. Тел.: (495) 784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 6 сентября 2016 г. N 2-57-9712/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2016